Открытый урок русского языка в 6-м классе по теме «Мягкий знак на конце и в середине числительных»

Разделы: Русский язык


УМК: учебник М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык» 6 класс. М.:Просвещение, 2014 г.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели:

  • образовательная - познакомить учащихся с написанием мягкого знака на конце и в середине числительных.
  • развивающая - развивать мыслительную деятельность учащихся, культуру речи, умение правильно писать имена числительные.
  • воспитательная - воспитывать интерес к родному языку, чувство прекрасного, бережное отношение к природе, чувство милосердия.

Оборудование: карточки-тесты для индивидуальной работы, таблица, раздаточный материал, мультимедийное оборудование.

УУД:

Предметные – применять при письме основные правила орфографии и пунктуации; свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

Метапредметные:

  • познавательные – объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования имён числительных;
  • регулятивные – проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
  • коммуникативные – участия в обсуждениях, проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
  • личностные – формирование навыков анализа, самопроверки, взаимопроверки.

Ход урока

1. Организационный момент

- Сегодня я вошла в класс, и мне очень приятно, что вы встречаете меня добрыми и ласковыми глазами. Давайте с таким же настроением проведем весь урок.

Я смотрю на ваши лица,
Хорошо, отрадно мне,
Словно я в огромной, дружной
И приветливой семье.

- При какой погоде мы испытываем радость, тепло? Согласна. И сегодня в этом классе тепло и уютно от солнышка, которое своими лучами будет согревать нас весь урок.

1-й слайд (Солнышко)

- Ребята, а если вы будете активно работать, правильно отвечать на вопросы, наш класс заиграет всеми цветами радуги. Сколько цветов у радуги? (7) Значит, вы должны очень постараться работать быстро, правильно выполнять задания, помогать друг другу, чтобы у нашей радуги образовались все 7 красивых дуг. За каждое правильно выполненное задание - полоска радуги.

2. Повторение

- Послушайте стихотворение. - О какой части речи рассказывает автор?

Я каждый день и каждый час
Сказать готово, сколько вас,
И я могу, имей в виду,
Сказать, который ты в ряду.
П.Чесноков

- Правильно.

- Ребята, давайте повторим некоторые правила.

Игра «Скажи да или нет».

  • наша речь состоит из предложений? (да)
  • предложения состоят из слов? (да)
  • слова, которые отвечают на вопрос сколько? Это существительные? (нет)
  • это числительные? (да)
  • порядковые числительные отвечают на вопрос сколько? (нет)
  • на вопрос, который? (да)
  • количественные числительные отвечают на вопрос сколько? (да)
  • составные числительные состоят из 2 и более слов? (да)
  • простые числительные состоят из одного слова? (да)
  • числительные могут быть разными членами предложения? (да)
  • есть ли среди этих слов числительные? (тройка, тройной, утроить, втрое, втроём (нет)

- Молодцы! И вот уже первая дуга радуги появилась на экране. Какого она цвета, вспоминаем!

2-й слайд (красная)

- Продолжим урок. У вас на парте есть лист с заданием №1. Прочитайте текст и задание к нему.

Выпишите из текста числительные. Работаем по вариантам.

  • 1 вариант - простые
  • 2 вариант - простые составные

Насекомые, раки, крабы имеют сложные глаза. В сложных глазах светлячка четыре тысячи шестьсот фасеток, у обыкновенной мухи не меньше, у стрекозы двадцать восемь тысяч глазков.

У медоносных пчел пять глаз: два крупных фасеточных по бокам головы и три простых на макушке. В сложных глазах пять тысяч фасеток. Простыми глазами пчела определяет силу света.

(По материалам книги Б.Ржевского «Мозаика живых загадок»)

- О чем этот текст? (О строении глаз насекомых)

- Определите тип речи? (Описание)

- Определите стиль? (Научный)

- Синтаксическая пятиминутка. (Один учащийся у доски)

Запишем предложения и сделаем их синтаксический разбор.

  • Два сапога – пара.
  • Семеро одного не ждут.
  • Двум смертям не бывать.
  • Доброе дело три века живёт.

Проверка.

- Хорошо! За выполнение этого задания показалась… Дуга, какого цвета?

3-й слайд (оранжевая)

3. Объяснение нового материала

- А теперь мы с вами проведем небольшое исследование. Запишем под диктовку слова в два столбика. Ученик у доски.

Ь на конце слова

 Ь в середине

Рожь

 письмо

Ночь

 тоньше

Степь

 дальше

Кость

 альбом

Семь

 просьба

 

 ПЯТЬСОТ

 

 СЕМЬСОТ

 - Что это за орфограмма? Как называется? (Употребление и неупотребление Ь знака для обозначения мягкости согласных)

- Отлично! А вот и еще одна дуга радуги просто спешит к своим подругам. Какого она цвета?

4-й слайд (желтая)

- А есть ли среди записанных слов числительные? Назовите.

- Где пишется ь знак?

- Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока.

4. Сообщение темы

- Сегодня мы познакомимся с написанием ь знака в середине и на конце числительных. - Рассмотрим таблицу в учебнике и на доске.

Ь знак на конце

Ь знак в середине

От 5 до 20
И 30

От 50 до 80
От 500 до 900

- Вы заметили, что в одних числительных мягкий знак пишется в середине слова, в других – в конце. Что по этому поводу говорит нам учебник? Обратимся к нему.

5. Физкультминутка

Раз подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.

- Ребята, как вы думаете, где чаще всего употребляются числительные?

- В считалках.

- Правильно.

Считалка

Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц.
Кто до месяца дойдет,
Тот скоро в лес попадет.

- Услышали ли вы числительные? Назовите. Где пишется Ь знак?

- А ещё где встречаются числительные?

- В пословицах и поговорках.

- Правильно. Какие вы знаете пословицы и поговорки?

- Подскажи словечко.

(?) раз отмерь – (?) раз отрежь.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

(?) в поле не воин.

Один в поле не воин.

Не имей (?) рублей, а имей (?) друзей.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

(?) бед – (?) ответ.

Семь бед – один ответ.

(?) сапога - пара.

Два сапога - пара.

(?)пятниц на неделе.

 Семь пятниц на неделе.

(?) ум хорошо, а (?) лучше.

 Один ум хорошо, а два лучше

(?) ложками кашу не едят.

Двумя ложками кашу не едят.

- Умницы! И вот за хорошую работу к вам спешит… дуга?

 5-й слайд (зеленая).

6. Закрепление

Упр. 353.

- Работа ученика у доски по карточке №2.

Записать словами числа: 70, 19, 11, 15, 500, 900, 12, 13, 17, 20, 300.

- Когда пишем Ь знак в числительных?

- Запись по памяти.

У имён числительных
Мягкий знак один:
Либо он в конце стоит,
Либо посреди.

- Хорошо! Голубой цвет радуги радует нас.

6-й слайд (голубая).

- Ой, а кто это в гости пришел? Веселый львенок, который любит солнышко, а еще он хочет научиться грамотно писать. Поможем ему?

Карточка №3.

- Прочитайте шуточный рассказ. К какой части речи относятся выделенные слова? Вставьте пропущенные буквы.

Товарищи одноклассники! В этом мес.це наш шестой «А» класс добился огромных успехов. Мы зав.евали первое место в соревновании с шестым «Б» классом за лучшую усп.ваемость и лучшее пов.дение. В этом мес.це нами получено сто пят.десят сем. двоек.

Это на две двойки меньше, чем в шестом « Б» классе. Количество окон, разбитых в этом мес.це составило девятнадцат. штук. Это на три окна меньше, чем в «Б» классе… В этом мес.це мы дернули девчонок за косички три тысячи сем.сот раз. Это на двести к.сичек больше, чем в прошлом мес.це, но зато на восем. к.сичек меньше, чем в «Б» классе.

И, наконец, в этом мес.це мы дрались тридцат. один раз. Правда, этот показатель у нас одинаков с шестым «Б», потому что дрались мы всегда только с ними.

- Молодцы! Еще один цвет прибавится сейчас к нашей радуге.

7-й слайд (синяя)

7. Тесты

Уровень 1

а) Дополнить данные определения.
1) Числительные, состоящие из ________________ называются составными.
2) Числительные, состоящие из ________________ называются простыми.

б) Написать примеры:
1) простого числительного: _____________________
2) составного числительного: ____________________

Уровень 2

Соотнеси формы числительных с примерами 43,20,13,236,4,90.

  • Простые
  • Составные

Уровень 3

Напиши числа словами. Подчеркни мягкий знак.

5, 15, 40, 50, 800, 25,60,425.

8. Рефлексия

- Ребята!
- Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.

- С какой частью речи мы работали весь урок?

- Что нового узнали на уроке?

- Сколько цветов у радуги?

- Ну вот и последняя дуга радуги.

8-й слайд (фиолетовый)

9. Итоги урока, оценки, д/з

Впишите в клетки этой фигуры количественные числительные с ь на конце. Числительные не должны повторяться.

Разместите в этих клетках количественные числительные, которые пишутся с ь в середине.