Проектный урок по окружающему миру по теме "Факторы роста и развития растений". УМК "Начальная школа XXI века". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Актуальность исследовательской деятельности:

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

Поэтому при разработке данного проекта использовали метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в коллективной деятельности детей.

Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.

Работа построена на принципах развивающего обучения и направлена:

  • на формирование у ребёнка практических умений и навыков;
  • на интеллектуальное, эстетическое, речевое развитие;
  • на стремление к самостоятельной работе;
  • на развитие личности в целом (умение анализировать, сравнивать, обобщать собственные наблюдения и делать выводы, видеть и понимать красоту окружающего мира, логически рассуждать, эмоционально переживать).

Цель проекта:

  • развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности;
  • получение результатов, их сравнение и формулирование выводов;
  • работа в коллективе.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Систематизировать и закреплять имеющиеся знания, вводить в сознание детей новые понятия.
  • Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ и наблюдений.
  • Формирование умения прогнозировать будущие изменения.
  • Знакомить школьников с методами и приёмами простейших научных исследований.
  • Учить работе с дополнительной литературой, наглядным материалом.

Развивающие:

  • Развитие способности у детей младшего школьного возраста к исследовательской деятельности.
  • Способствовать развитию умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и применять биологические знания.
  • Способствовать развитию межличностных отношений и умению вести дискуссию, эвристическую беседу.
  • Развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества, активность, целеустремлённость и т.д.
  • Расширять и обогащать практический опыт детей.

Предполагаемый результат:

  • доказательство того, что факторы неживой природы оказывают влияние на рост и развитие растения;
  • формирование умений наблюдать анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой, наглядностью.
  • воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающей природе.

К концу исследования учащиеся должны знать:

  • названия  факторов, их влияние на рост и развитие растений;
  • основные понятия и термины изучаемых областей знаний;

Должны уметь:

  • выполнять наблюдения за ростом и развитием растения;
  • анализировать и делать выводы по своим наблюдениям.

Продукт исследовательской деятельности: Создание памятки «Факторы, влияющие на рост и развитие растений».

Ход занятия

Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как  же быть без хруста,
Если я ... (капуста)

- К какому царству вы отнесете капусту? (Растения)

- А что нужно, чтобы капуста дала хороший урожай?

- Сегодня мы проведем исследования, какие факторы влияют на развитие растений, составим памятку и сделаем рисунок по данной проблеме.

Урок пройдет в виде путешествия. Знакомый вам прием «Автобусная остановка» На каждой остановке вы будете знакомиться с новым фактором, влияющим на рост и развитие растения. Будете заполнять таблицу и в конце пути сделайте вывод.

1 остановка «Тепло»

Тепло является основным фактором жизни растений. Тепло в жизни растений влияет на скорость развития на каждой стадии роста. Недостаток тепла задерживает рост растений. При низких температурах, продолжающихся длительное время, большинство растений погибает.

При ранних осенних заморозках у невызревших побегов обмерзают почки, весной они не распускаются или сразу после распускания чернеют и опадают.

В разные периоды развития растения и к теплу предъявляют различные требования. Например, семена могут набухать при низкой положительной температуре, а прорастать - только при сравнительно высокой. Потребность в тепле может изменяться даже в течение суток.

2 остановка «Свет»

Свет необходим для жизни растений. Если света не хватает, растения вырастают слабыми и бледными. Свет нужен для нормального роста растений: у затенённого растения побеги поблекнут и станут длиннее и тоньше.

При постоянной нехватки света у растений появляются разные дефекты в процессе роста. У некоторых растений появляются молодые побеги, но листья на них растут бледные, мелкие. У цветущих растений цветов образуется мало, размером они мельче. Потом растение прекращает свой рост, а цветение не наступает вообще, нижние листья желтеют, засыхают, опадают. После этого растение погибает. Но чаще всего происходит, когда растение прекращает рост, новые побеги не образуются, а старые листья начинают понемногу отсыхать и отмирать.

3 остановка «Вода»

Всему живому необходима вода и растениям в том числе. Без воды невозможна жизнедеятельность растительного мира. Вода составляет до 95% массы растений, в ней или с ее использованием протекают все процессы жизнедеятельности. Поэтому вода необходимое условие для жизни организма. При недостатке воды у растения нарушается обмен веществ.

  • Прорастание семян зависит от наличия воды;
  • Водные растворы, наполняющие клетки, обеспечивают растению упругость, таким образом, растение сохраняет свою форму.

Если испарение воды растением превышает поступление воды, то у растения наблюдается увядание. Так нередко бывает днем, когда жарко. Растение обязательно должно поглощать воду. Иначе, рано или поздно, жизнь его прервется.

4 остановка «Почва»

Почва – это верхний плодородный слой земли. Над её созданием беспрерывно трудятся солнце и ветер, бактерии и лишайники превращают горные породы в песок и глину. Отмершие остатки растений и животных образуют перегной – самый плодородный слой почвы. Проходит 300 лет, пока появится 1 см такого слоя. Как долго, тщательно трудится природа над созданием почвы! Теперь всё серьёзнее задумываемся мы, что важно беречь почву! Только в плодородной почве, богатой перегноем, возможно получение большого урожая плодов. Почва нуждается в подкормке питательными веществами и минеральными удобрениями. Так же почве нужен – отдых, так как постоянные посадки на одно и тоже место истощают почву.

5 остановка «Воздух»

Из воздуха растения получают углекислый газ необходимый им для жизни – он является единственным источником углеродного питания. Обогащение воздуха углекислым газом идет в основном благодаря выделению его из почвы.

Во влажной атмосфере листья растений обладают большей поверхностью, и стебли отличаются большей сочностью и более сильным ростом, чем у растений, развивающихся в более сухом воздухе.

Вы прошли все этапы, заполнили свои путевые листы и сейчас можете подвести итог.

– Что нужно растениям для роста и развития?

Данные оформлены в таблице. Сдайте путевые листы.

Рефлексия.

Путевой лист

Название остановки

На что влияет

В чем выражается отсутствие данного фактора

Тепло

 

 

Воздух

 

 

Свет

 

 

Почва

 

 

Вода

 

 

Рефлексия

красный

Мне было трудно

желтый

Мне было почти все понятно, но вопросы остались

зеленый

Сегодня я все понял и узнал много интересного

Итог урока: так выглядят заполненные маршрутные листы, рисунок и рефлексия.

Работа в группах на «остановках»

Работа в группе на «остановке»

Выступление группы – защита проекта