Внеклассное занятие "Праздник Букваря"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Оборудование:

  • Головные уборы с изображением букв;
  • Костюмы героев: Букваря, Литературного чтения, Дюдюки;
  • Костюмы и реквизит для выступлений детей-первоклассников с инсценировками;
  • Музыкальное сопровождение.

Действующие лица: учащиеся старших классов - Букварь, Литературное чтение, Дюдюка Барбидонская, ведущий-учитель, учителя 1 классов, учитель музыки, учащиеся 1 классов.

Присутствуют: учащиеся 1 классов, родители, учителя, администрация школы.

Звучит музыка. Дети и гости под музыку входят в актовый зал и занимают свои места.

У. Добрый день, дорогие гости! Мы рады видеть и приветствовать всех, собравшихся в этом зале. Начинаем наш праздник.
В жизни все начинается с малого: хлеб – с зернышка, солнышко – с лучика, дом – с кирпичика, а знания – с первой книжки, которую ребенок прочитал сам. Эта первая добрая книжка – Букварь.
Дорогие первоклассники! Я поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Вы выучили все буквы русского алфавита. Вы научились читать и писать.
В этом вам помогла  первая школьная книга – Букварь. Он с 1 сентября учил доброму, светлому и хорошему. И мы благодарны ему. Мы закончили изучать свой первый школьный учебник и поэтому у нас замечательное праздничное настроение!

Дети читают стихи:

За окном снежинки пляшут,
Сказки зимние даря,
Новый праздник в первом классе –
Это праздник Букваря.

Весь букварь мы одолели,
Потрудились мы не зря.
Здравствуй, праздник!
Школьный праздник!
Славный праздник Букваря!

На свете много книжек разных.
В честь Букваря отдельный праздик.
Вы спросите, наверно, почему,
Такая честь досталась вдруг ему?

Открыли эту книгу мы едва,
И сразу же узнали букву А.
Но для того, чтоб книгу прочитать,
Одной лишь буквы мало знать.
Составлен алфавит из многих букв.
Они – основа всех наук.

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу звать и аукать
Но не желают свистеть и ворчать!

А согласные, согласные
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь!

И маме с папой не понять,
Как трудно было прочитать
Нам в первый раз “Ау”, “Уа”.
Такие сложные слова!

И вот вперед мы двигались упрямо,
И вскоре прочитали слово «мама»!

Мы прочтем любые книги,
Разберемся в словаре,
Потому что всюду буквы
Те же, что и в букваре!

Книгу первую мою
Берегу я и люблю.
Хоть пока и по слогам,
Я ее читаю сам.
И с конца, и с серединки,
В ней красивые картинки,
Есть стихи, рассказы, песни.
С книгой жить мне интересней!

Среди ярких толстых книжек
Неприметна и скромна,
Но зато читать – в полгода! –
Научила нас она.

Если мамы дома нет,
То не стану я скучать,
Я зажгу настольный свет,
Чтобы книжку почитать.
Книга добрая, живая,
Чудеса она творит!
Обо всем на свете знает
И со мною говорит.

У.  

Друзья, страны Букварии нигде на карте нет,
Но все к стране Букварии стремятся с детских лет.
Туда прямого, торного не сыщете пути,
И могут лишь упорные до той страны дойти.
Но всех страна Буквария зовет в свои края,
Раскинулась Буквария от буквы А до Я.

Б.  Здравствуйте, мои юные друзья! Сегодня я пришел к вам на праздник, чтобы узнать,  много ли вы нового узнали, хорошо ли меня изучили? Расскажите!
Учащиеся читают стихи о группах букв:

В Букваре живет семья:
Буквы все от А до Я.
Две команды у них есть,
Кажется они уж здесь.

Они вместе собрались,
Петь готовы и «на бис»,
Это ж буквы гласные –
Все певцы прекрасные.

Вот еще одна команда,
И кого в ней только нет:
Звонкие и удалые,
И совсем-совсем глухие.
Встаньте парами, друзья,
Посмотрю на всех вас я!

Буквы Й, Н, Л, М, Р
Подают нам всем пример.
Хоть живут они без пары,
Мы всегда их видеть рады.

Ц, Ч, Х и буква Щ
Уважаемы всегда.
Говорят они глухие,
Но беды ведь в этом нет.
И в словах таких красивых
Шлют они нам всем привет!

Вот остались два братишки,
Но без них не выйдет книжки.
Твердый знак и мягкий знак,
Нам без вас нельзя никак!

Б.

За вас, ребята, очень рад!
Вижу: учитесь всему -
Счету, грамоте, письму.
Хоть малы еще на вид -
Знают русский алфавит!

Б. Поздравляю вас! Вы не только отыскали путь в страну Букварию, но и изучили все, даже тайные, уголочки этой страны! МО-ЛОД-ЦЫ! (Аплодирует)

У. Это еще не все. Букварь, специально для тебя, чтобы поблагодарить, ребята разучили новую песню!

Дети поют песню «Дружба с Букварём»  /Приложение1/

В зал входит Дюдюка.

Д. (Возмущается) Ну, что вы все орете?! То хвастают они перед книжонкой какой-то (показывает на Букварь), то песни орут, то еще что-нибудь! Что вы мне отдыхать мешаете?! (Стучит об пол зонтом-тростью)

У. А ты кто?

Д. (Удивляется) Знакомьтесь! Я – Дюдюка Барбидонская!!! Бяка-привередина, исключительная злюка, ябеда и вредина! (показывает язык, расправляет бант)

Д. Да! Да! Да! Я пришла вам испортить праздник!

Не хочу я буквы знать!
Книжки не хочу читать!
Если кто-то скажет вдруг:
"Почитай, Дюдюка, вслух!"
Покраснею, побледнею…
Ведь читать я не умею! (пауза)
Лучше спрячу я букварь! (колдует, Букварь превращается в Буку)

У. Ну, как тебе не стыдно? Ты у ребят на празднике, а ведешь  себя так не красиво.

Д. А вы без Букваря все равно ничего сделать не сможете! Ни прочитать, ни поиграть!

У. Дюдюка, расколдуй  Букварь!  Тогда и ты сможешь побывать в чудесной стране Букварии и порадоваться сегодня вместе с нами!

Д.

Вот ещё!
Хоть вы полгода проучились,
Но ничему не научились.
Министр образования
Прислал меня с заданием:
Проверить тут, разнюхать там,
И всем поставить двойки вам!
Я экзамен проведу!
Что не знаете, найду.
Докажу, что зря старались,
Лучше б в детсаду остались!

Не справитесь вы с моими заданиями! Не сможете расколдовать Букварь!

У. Ребята, попробуем расколдовать Букварь?

Р. Да!

В. Ну, что, давай попробуем, Дюдюка? Давай нам свои задания.

Д.  Первое задание – загадайте про буквы русского алфавита загадки… своим родителям, пусть попробуют разгадать!  (В сторону) Они учились давно, забыли уже всё – не смогут!

Учащиеся читают стихи-загадки, родители хором отгадывают.

В море плавала акула
Ела все, что в нем тонуло.
К нам акула приплыла –
Превратилась в букву… (А)

Два барашка-братца
Вышли пободаться.
Положи конец борьбе –
Преврати их в букву… (Б)

Любят узнавать весы
Вес конфет и колбасы.
Чтоб не пачкаться в халве,
Превратились в букву… (В)

Дождь полил лесочек,
Вырос гриб-грибочек.
В тот лесочек мы пойдем,
Где гриб спрятался, найдем.
Чтоб не печься в пироге,
Стал грибочек буквой… (Г)

Дятел на стволе сидит,
Дырку в дереве долбит.
Достает вредителя,
Портить ствол любителя.
Дятел постучал везде,
Превратился в букву... (Д)

Целый день енотик Рая
В ручейке белье стирает,
Моет, поласкает
И домой таскает.
Наплескается в ручье –
Превратится в букву… (Е)

Выставил колючки ёж –
Без перчаток не возьмешь.
У него иголки
Больше, чем у ёлки.
Ёжик, глядя на неё
Превратился в букву… (Ё)

Женя баловался
В жалюзи игрался:
Открывал и закрывал,
Им покоя не давал.
Но они спаслись уже –
Превратились в букву… (Ж)

Скачет-скачет заинька
Серенький да маленький:
Прыг-скок! Прыг-скок!
Через ямку на пенек.
Ушками он слушает,
Зубками он кушает.
Чтобы не попасть к лисе,
Стал зайчишка буквой... (З)

У иголочки-иголки
Носик тоненький и колкий,
И торчит из ушка
Ниточка-подружка.
Ты иголкой вышивай,
Зря колоться не давай.
А уколет, преврати
В неколючку букву… (И)

Мажет мама ранку дочке
Йодом в темном пузыречке.
Кошка, прыгнув со стола,
Йод по полу разлила.
Вы ответьте кратко,
Буква та … (Й)

Катя с Ксюшей на качели
С двух сторон качаться сели:
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Накачались – разошлись.
И теперь наверняка
Будут помнить букву… (К)

У лягушки Лушки –
Ножки-попрыгушки.
Квак-шлеп! Квак-шлеп!
И в болотце с кочки - хлоп!
Чтоб журавль ее не съел,
Лушка стала буквой… (Л)

В мышеловку баба Маша
Напихала манной каши.
Мышеловка мышку - хлоп!
Только мышка – лоп да лоп!
Манки больше нет совсем,
Но осталась буква… (М)

Две босые ножки
Ходят по дорожке,
Бегают и прыгают,
Да друг дружкой дрыгают.
Попадут сапожкам в плен,
Превратятся в букву…(Н)

Обезьянка Оленька
Корчит рожи, дразнится –
Все за всеми повторяет,
И бананы вниз швыряет.
На хвосте качается –
Славно получается!
Обезьяне той легко
Превратится в букву… (О)

Пальчик клавишу нажмет,
Пианино запоет:
До-ре-ми! До-ре-соль!
Лучше пой, звонче пой!
Пляшут птички на тропе,
Напиши им букву… (П)

Мчится в космосе ракета,
Обгоняя скорость света,
В грузовом отсеке рис,
Репа, редька и редис,
Миксер, кондиционер –
Все с ракетной буквой… (Р)

Слон по Африке гулял,
Длинным хоботом вилял,
А потом раз! – и исчез:
Превратился в букву… (С)

У Тамары тёрочка,
Что у деток горочка.
С терки сыр катался –
Весь внутри остался.
На бумажном же листе
Терка стала буквой… (Т)

У улиточки Ульяны
Весь газон зарос бурьяном.
Недосуг бурьян косить –
Надо дом перевозить.
Проползет немножко,
Спрячет в домик рожки.
Спит себе в своем дому,
Видит сны про букву… (У)

Расскажи нам, флюгерок,
Где летает ветерок.
На железной ножке
Повертись немножко!
И тогда фонарь, присев,
Превратится в букву… (Ф)

Захомячил хомячок
Зерна в щеки-рюкзачок,
И до хатки поспешил,
Чтоб никто не рассмешил.
Пощекочем хомяка,
Пусть нам скажет букву…(Х)

Утром на лугу цветочки
Раскрывают лепесточки.
Села на цветок пчела,
Много меда собрала,
А цикада на крыльце
Превратилась в букву… (Ц)

Никого часы не ждут,
С громким тиканьем идут:
Тик-так! Тик-так!
Не обгонишь их никак.
Бьют часы на каланче,
Превращаясь в букву… (Ч)

Вместе Паша и Егор
В поле ставили шатер.
Прямо возле шалаша,
Наш шатер стал буквой… (Ш)

 

Наш щелкунчик для потехи
Детям щелкает орехи.
Щелк! Щелк! Щелк! – так зубки
Щелкают скорлупки!
Грызем орехи сообща –
Щелкунчик наш стал буквой… (Щ)

Твердый знак
живет в подъезде,
В объявленье и на съезде. (Ъ)

Эта буква в словах есть тоже,
Их она размножить может –
Превращает хвост – в хвосты,
Куст – в кусты, а лист – в листы.
На конце у слов не хуже –
Каждый там стоит, где нужен. (Ы)

Мягкий знак живет в колье,
В приключенье, и в белье. (Ь)

Подал Эдик Эллочке
Эскимо на палочке,
И Эллину с Эммочкой
Потчевал конфеточкой.
А эклер дарит тебе
Сама лично буква… (Э)

Юля новую юлу
Разъюлила на полу.
Ю-ла-ла! Ю-ла-ла! –
Быстро кружится юла.
А задела башмачок,
Вжжик! – упала на бочок.
Юлечка юлу свою
Превратила в букву… (Ю)

Язычок во рту живет,
Звонко песенки поет,
Если горлышко болит,
"А!" – врачу он говорит.
Но ему никак нельзя
Превращаться в букву … (Я)

Д. (Расстроенно) Ладно, справились, так уж и быть! Но вот второе задание … Я вам тут хочу вопросики позадавать… Ох, и трудные, даже дружные зверята из моего мультика не смогли отгадать. А вы, первоклашки, точно не отгадаете!

1.

Тает снег.
Течет ручей.
На ветвях полно врачей.

2.

Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом.

 

3.

Синеет море.
Перед нами летают майки над волнами.

4.

Врач напомнил дяде Мите,
- не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном.

5.

Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это.

6.

На остров налетел ураган,
Остался на пальме последний баран.

7.

У вратаря большой улов,
Влетело в сетку пять волов.

8.

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
"Там ползет зеленый лук
С длинными усами".

9.

Не учил уроки,
А играл в футбол,
От того в тетрадке
Появился гол.

Д. Ух, вы какие! И тут не оплошали! Ладно, ваша взяла… Хотя… А вот частушки  петь вы не умеете! Если бы умели, уже бы получили свой Букварь!

У. Ошибаешься, Дюдюка! Наши ребята всё умеют!

Дети поют частушки. /Приложение2/

Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
про свои успехи.

Мы ребята – 7-летки,
Вам частушки пропоем.
Мы в своей любимой школе
Замечательно живем.

Ёлочки-сосёночки,
Колкие, зелёные,
Все ребята-первоклашки
В свой Букварь влюблённые!

В день осенний, в день чудесный
Мы в поход ушли не зря.
Было очень интересно
На страницах букваря.

Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли,
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!

Я чернилами сначала
Только палочки писала,
А теперь в Букварь гляжу,
Буквы смело вывожу.

Мы читать все научились,
Вам не хвастаем, не врём,
И навеки подружились
С лучшей книжкой - Букварём!

Топни, ножка-нога,
Топни, правенькая.
Весь букварь я я изучила,
Хоть и маленькая.

Разбудите меня ночью,
В самой серединочке.
Расскажу я алфавит
Без одной запиночки.

Тридцать три родные буквы
Мы узнали к февралю,
И за это все ребята
Благодарны букварю!

Край родной, родные дали,
Реки, рощи и моря,
Целый мир мы открывали
На страницах букваря.

Почему у малышей
Мокрые реснички?
Потому что в букваре
Кончились странички!

Ах, Букварь, ты мой Букварь,
Такой родненький!
Почему же ты Букварь,
Такой тоненький?

Время быстро пролетело
С сентября до февраля.
Мы сегодня отмечаем
Славный праздник Букваря!

Потрудились мы немало,
Ведь, по правде говоря,
Русской грамоты начало –
На страницах букваря.

Мы простимся с Букварём
И рукой помашем,
С спасибо десять раз
Дружно хором скажем!

Все мы буквы изучили,
Что ж нам дожидаться,
С Наткой в ЗАГСе мы теперь
Сможем расписаться!

Мы частушки вам пропели
Просто без стеснения.
А кого мы тут задели -
Просим извинения.

Д.

Вы отлично отвечали -
Все загадки отгадали.
С вами я хочу проститься,
Обещайте не сердиться!                                                                                              
Хоть мне очень-очень жаль,                                                                            
Расколдую я Букварь!

Появляется Букварь. Дюдюка  уходит.

Б.

Вот и я, мои друзья.
Рад вам, рад вам очень я.
Приятно слышать добрые слова,
Всем спасибо, детвора.

Дети читают стихи.

Нас научил читать букварь,
В нем много нового узнали!
И на его страницах мы
Друзей хороших повстречали!

Не теряли мы времени зря:
Знаем буквы от "А" и до "Я".
А теперь расстаемся с тобой,
До свиданья, Букварь дорогой!

Теперь я сам смогу прочесть,
 Какие реки в мире есть,
 Какие в мире чудеса,
 Что неизведанно пока.

Ведь без знаний, как без света,
Как без доброго совета.
Мы без книги, как без рук.
Книга - это лучший друг.

Из книги я узнать смогу,
Как жили люди в старину,
Кто и когда указ издал
И город наш обосновал.

Ты представь себе на миг,
 Как бы жили мы без книг?
 Что бы делал ученик,
 Если не было бы книг,
 Если б всё исчезло разом,
 Что писалось для детей:
 От волшебных добрых сказок
 До весёлых повестей?

А в книгах есть про все, про все.
Про реки и моря. И что у неба нет конца, и круглая земля.
Про космонавтов, к облакам летавшим много раз,
Про дождь и молнии, и гром, про свет, тепло и газ.

До свиданья, Букварь дорогой!
Грустно нам расставаться с тобой.
Книг других ты милей и родней -
Мы читали тебя много дней!

Ты знай, Букварь, что весь мы год тебя все трепетно любили.
Чудесно время проводили: мы познавали мир, шутили.
И быстро время проходило, нам интересно с тобой было!
Мы благодарны букварю.
Все: «Спасибо» скажем мы ему!

У. А сейчас подарок  для Букваря – песня «Прощай, Букварь!»

Ученики поют песню. /Приложение3/

Б. Спасибо! Спасибо! Спасибо!

Ах! Совсем забыл, друзья,
Что представить должен я,
Кто на смену мне придет,
Дальше вас учить начнет.

Выходит Литературное Чтение.

Л.Ч.

Вам мое почтение!
Я – Литературное чтение.
Полистай мои страницы:
Здесь стихи и небылицы,
Сказки, басни, прибаутки,
Поговорки, даже шутки.

Выходит Русский Язык.

Р.

Пушкин, Лермонтов, Толстой…
Да, учебник непростой!
Так много интересного,
Пока мне не известного.

Л.Ч.

Я от Букваря слыхала,
Что вы знаете немало.
Любознательных люблю,
Щедро знания дарю.
Всем, кто хочет много знать,
Хорошо надо читать.
Как, друзья, вам всем я рада!
Встреча с вами – мне награда!

У. Дорогие первоклассники! В народе говорят: "Азбука - к мудрости ступенька ". Вы одолели свою первую, очень трудную ступеньку. Я от всей души поздравляю вас и желаю вам новых успехов. Вас ждут новые ступеньки на пути к мудрости. Слово предоставляется…

Ученики и гости праздника под музыку покидают зал.