Социальное взаимодействие как условие формирования профессиональной компетентности выпускников к реализации профстандартами

Разделы: Профессия — педагог


Государство гарантирует любому ребенку право на получение бесплатного общего образования. Педагогическая интеграция предполагает совместную жизнь детей, которые имеют отклонения в развитии и их нормально развивающихся сверстников в образовательном учреждении. 
Одним из таких изменений стало развитие идей обеспечения равного доступа к образованию как одной из общественных ценностей различных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, преодоление барьеров общественной дискриминации и развития сообщества, включающего «разных как равных».

Инклюзивное образование является одной из составляющих поликультурного образования. Это новая область педагогического знания, которая привлекает внимание не только специалистов, но и широких слоев общественности. Одним из ключевых является педагог, способный создавать и поддерживать инклюзивный процесс. Такой взгляд на человека и условия его самореализации и адаптации в мире не может не менять представлений об образовании, его целях.

На законодательном уровне право особенного ребенка на полноценное проживание детства закрепило и распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года". В этом документе определены задачи, приоритеты и планируемые результаты в отношении уязвимых категорий детей, в том числе и детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Кадровые механизмы включают: подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образования и других социальных сфер деятельности с детьми в целях обеспечения соответствия их профессиональной компетентности вызовам современного общества и задачам Стратегии.
Таким образом, изменяются и требования к профессионализму педагога. Профессионализм предполагает, что учитель/воспитатель точно представляет стратегическую цель свой деятельности, умеет видеть эту цель в конкретных условиях, формулируя таким образом задачи.

Учитель/воспитатель владеет широким спектром средств решения такого рода задач и может, как выбирать нужные средства из уже имеющихся, так и создавать новые. Все свои действия он осуществляет в определенной ценностной рамке, руководствуясь профессиональным этическим кодексом и личной системой ценностей. Остается добавить, что все свои действия он совершает не по нятию, а сознательно, рефлексируя и совершенствуя свои возможности. И последнее: профессионал знает, что он профессионал, и этот факт является предметом его самоуважения.

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях включает такие функции, как обучение, воспитание и развитие.

В стандарте неоднократно повторяются требования к любому учителю и воспитателю:

  • работать в условиях реализации программ инклюзивного образования;
  • работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии.

В определённом смысле требования профессионального стандарта – это общественно-государственный заказ к профессиональной деятельности педагога в реалиях современной школы, в том числе и инклюзивной.

В инклюзивной школе без рефлексивного и творческого отношения педагога к обучению ребёнка с ограниченными возможностями здоровья практически невозможно обеспечить его качественное доступное образование.

Хорошими учителями не рождаются – ими становятся. Конечно, невозможно сделать всех гениальными учителями, однако абсолютно точно возможно научить педагогов быть эффективными и выполнять свою работу хорошо.

ФГОС СПО 3+ по программе подготовки специалистов среднего звена по специальностям Преподавание в начальных классах, Дошкольное образование, Музыкальное образование еще не использует понятие "инклюзия". Однако, в содержании общих и профессиональных компетенций так или иначе обнаруживаются требования, которые возможно соотнести с требованиями профессионального стандарта педагога.

Таким образом, сегодня ни одно учебное заведение, осуществляющее подготовку педагогических кадров не может обойти вниманием вопрос подготовки выпускников, в том числе, и к инклюзивной практике.

Решение этого вопроса в колледже потребовало пересмотра части учебного плана и введение новой учебной дисциплины, пересмотра содержания ряда существующих дисциплин и междисциплинарных курсов на всех реализуемых специальностях. В содержание практик, например, было включено знакомство студентов с образовательными организации, имеющими опыт работы с особыми детьми.
Однако, никакое теоретическое обучение не способно в полной мере познакомить студентов с реальными детьми, дать им возможность принятия ребенка, опыт общения. Большую помощь в решении данного вопроса в колледже оказало взаимодействие с различными организациями, занимающимися оказанием помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ.

Так, в рамках социального проектирования как одного из направлений внеурочной деятельности, в сентябре 2015 года студенты трех групп третьего курса всех отделений объединились для оказания помощи благотворительному фонду поддержки семьи, материнства и детства "Солнце в ладошках"  Новосибирский филиал.

За три месяца была проведена организационная работа (знакомство с фондом, встреча с представителем фонда, определение основных направлений работы), направленная на привлечение студентов колледжа к активной волонтерской деятельности в фонде.

28 ноября 2015 г. состоялась первая встреча с подопечными фонда, Для проведения праздника студентами были собраны средства для приобретения подарков детям, оборудован зал, подготовлена праздничная игровая программа. Работа студентов была высоко оценена сотрудниками фонда и родителями детей. Но самое главное, что встреча произвела сильное впечатление на студентов колледжа, т.к. увидели искренне проявление эмоций детей, которым не хватает общения.

Следующее мероприятие прошло 20 декабря. Новый год - это особый праздник для всех детей. И нам очень хотелось, чтобы и для особых детей он был по-настоящему радостным и  полным сюрпризов. Студентами и преподавателями была составлена праздничная программа, пошиты костюмы. Организованы новогодние игры и аттракционы, новогодний аквагримм, мастер-класс по изготовлению новогодних сувениров, чаепитие с блинами. 

После каждого мероприятия мы принимаем положительные отзывы от родителей. Это конечно является громадной мотивацией продолжать работу в заданном направлении.

12 марта дети вместе с родителями были приглашены на праздник Масленица. Ребятишки провожали Зиму, встречали Весну, став участниками яркого представления. Все с удовольствием изговляли сувениры, участвовали в играх и аттракционах. Кроме этого, детям был представлен кукольный спектакль, по окончании которого они сами смогли стать кукловодами. Самой большой радостью для детей стало вручение дипломов участников. И конечно, никакая Масленица не может обойтись  без чая с блинами, которые приготовили студенты и родители.

Интерес к проблеме образования и социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ, большое количество еще неразрешенных проблем побудили нас провести в апреле 2016 года Межрегиональную научно-практическую конференцию «Социальное партнерство как форма работы с детьми с особыми образовательными потребностями». В работе конференции приняли участие представители педагогических колледжей Новосибирской области и Алтайского края, педагоги школ и детских садов, руководство БФ «Солнце в ладошках».

Самым массовым мероприятием для детей в 2015-2016 учебном году стал праздник, посвященный Дню защиты детей. С ребятами работали аниматоры, проводились увлекательные игры, фокусы, мастер-классы. Запоминающимся стало шоу мыльных пузырей и розыгрыш призов от спонсоров благотворительного фонда.

Не только больше ребятишек посетило праздник. Студенты разных групп, наслышанные о проекте, стали активными его участниками. Так, к концу года группы второго курса дошкольного отделения присоединились к проекту.

Новый учебный год стал и новым годом для проекта. Благотворительный фонд осенью 2016 проводил конкурс «Особая мама». Мамы детей-инвалидов проходили несколько конкурсных этапов. Одним из них стала сьемка ролика «Один день особой мамы». За помощью несколько мам обратились к нам. Студенты помогли написать сценарий, организовали сьемку и монтаж ролика. Два ролика вошли в тройку лучших. Финал конкурса, который прошел в Белом зале ТЦ «Фестиваль», украсили музыкальные номера студентов музыкального отделения. Соведущей финала также стала наша студентка.

Для новогоднего представления была выбрана пиратская тема. Спектакль «Новогодние приключения пираты Сорвиголова», анонсированный с соц. сетях вызвал настоящий шквал обращений от родителей с просьбой, включить детей в список приглашенных. Оказалось, что теплые отзывы о прошлом Новом годе распространились по городу. Признаться, мы не были готовы к такому повороту. Но, идя навстречу просьбам, мы решили провести не одно представление. В итоге, праздник посетило сто ребят, подопечных БФ «Солнце в ладошках», клуб общения детей и молодежи «Кудрявый еж», МБУ «Дом молодежи Железнодорожного района».

Ежегодно в колледже предоставляются к показу несколько спектаклей студентов специальности Преподавание в начальных классах с дисциплиной углубленной подготовки в области театральной деятельности детей. В 2017 году третьекурссники решили пригласить детей с расстройствами аутистического спектра на спектакль «Разноцветное детство». Кажется, что сегодня любой театр предлагает массу спектаклей для детей. Но для особенных ребят многие театры закрывают свои двери. Большинство детей не могут долго сидеть на одном месте, они, живо реагируя на происходящее на сцене, комментируют в голос, выкрикивают, обращаются к актерам. Подобное поведение в театре считается не приемлемым. Громкая музыка, темнота зрительного зала, неожиданные аплодисменты могут пугать. Однако родители мечтают, чтобы и их дети приобщались к театру. Наше представление помогло подросткам кому-то познакомиться с театром, кому-то почувствовать себя спокойно, т.к. мы всегда стараемся учесть особенности детей. Кроме того, после представления дети захотели пообщаться с актерами, подняться на сцену, «заглянуть», так сказать, за кулисы театра.

А вот студенты тоже дисциплины углубленной подготовки, но уже 4 курса, вместе с молодым преподавателем захотели разобраться, что чувствует ребенок-инвалид, как он познает мир, как общается с ним; захотели рассказать, как живет семья,  воспитывающая такого ребенка, с какими трудностями сталкивается, о чем мечтает… Итогом стал фильм «Они рядом». Героями стали два мальчика: один аутист, другой незрячий. Обоим 7 лет. Студенты провели много времени, наблюдая за детьми, общаясь с ними и их родителями. Фильм был продемонстрирован студентам 2 курса в преддверии праздника ко Дню защиты детей.

Театрализованный праздник "Потешки" стал ещё одним чудесным событием для нас всех, потому что нам нравится сам процесс подготовки (репетиции, создание декораций, ожидание встречи с ребятами и т.д.), а для детей - очередная возможность побегать, попрыгать, поиграть, порисовать, посмотреть спектакль, помочь героям волшебным действом достичь цели. Именно это и случилось 27 мая: замечательная погода, красочная атмосфера праздника, игровые зоны для детей, собирание Чудо-цветка, чтобы расколдовать Настеньку, которая чуть Кикиморой не стала. На одно памятное событие стало больше и мы искренне радуемся этому!

Так закончился второй год взаимного общения колледжа с различными организациями, занимающимися оказанием помощи семьям, воспитывающими детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Нам очень приятно, что наши встречи приносят радость детям, помогают им почувствовать себя комфортно, хоть ненадолго отвлечь их от постоянных реабилитаций, занятий, лечений.

21 октября 2017 года Новосибирский педагогический колледж №2  вновь встречал детей, имеющих особенности развития. На финальную программу фестиваля "Свой мир" приехали 56 участников с родными, педагогами и болельщиками.

Целью фестиваля было раскрытие творческого потенциала детей и молодёжи с ОВЗ средствами искусства, способствующего их более полной социализации и социокультурной адаптации в современном мире.

Фестиваль проводился в несколько этапов:

  1. Прием официальных заявок и предварительный отбор участников Фестиваля (1 августа – 10 сентября 2017 г.).
  2. Подготовка участников к финальной программе Фестиваля (11 сентября – 20 октября 2017г.).

В рамках данного этапа все желающие участники Фестиваля прошли через серию мастер-классов, которые были нацелены на оказание профессиональной помощи в лице педагогов и студентов колледжа при подготовке творческих выступлений, в создании сценических образов и костюмов, а также при выполнении прикладных художественных работ.

14 октября 2017г. на базе НПК №2 состоялась генеральная  репетиция на сцене.

И вот 21 октября состоялась очень теплая, радостная, интересная встреча уже близких друзей. Ребята показали свои таланты на сцене в шести номинациях: музыка, театр, оригинальный жанр, художественное творчество, журналистика, танец. А в фойе колледжа можно было познакомиться с творческими работами юных художников и мастеров.

Фестиваль не выявлял победителя. Каждый ребенок получил диплом участника и памятные сувениры. Но самое главное, любой желающий смог показать свои способности на большой сцене, представить свои художественные работы на суд посетителей выставки. Для многих это был первый опыт. Юные артисты, преодолевая свои страхи и неуверенность, достойно представляли себя и свои коллективы. Не меньше волновались и родители, которые впервые увидели своих детей совсем в другой роли. «В детском саду мою дочь никогда не берут выступать на праздниках. А тут впервые она пела! В микрофон. В большом зале. Столько было репетиций! И в итоге все получилось. Я очень рада за дочь. И ей самой понравилось быть артисткой», - поделилась своими эмоциями мама самой юной участницы фестиваля Золотых М.
Елена Шакирова, заместитель директора по воспитательной работе коррекционной школы № 60: «Мы просто любим их и верим в них. Тут другого не дано. Самое главное – верить в таких детей и дать им понять, что они не просто особенные. Они имеют возможность и имеют место в нашем обществе».

Студенты в очередной раз оказали всем гостям теплый прием.  Сухарникова Е.В., педагог-организатор НПК №2, одна из организаторов проекта: «Мы третий год проводим различные мероприятия для особенных ребятишек и всегда переживаем, как наши студенты справятся с непростой задачей встретить, познакомиться, помочь особенному ребенку. Ведь это для многих испытание и преодоление себя. Стараемся готовить ребят, тщательно продумываем все мероприятия. И очень отрадно, что на каждую новую встречу откликается все больше студентов. И мы, педагоги, понимаем, что это новое поколение воспринимает ребенка-инвалида частью нашего большого общества».

«Я два года участвую в проекте помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ. Знаю уже всех постоянных гостей. Очень люблю разговаривать и играть с детьми. Они очень искренние. Никогда не скрывают своих эмоций. Можно мгновенно понять, все ли мы делаем правильно. Считаю, что такой опыт поможет мне в профессии», - рассказала студентка 3 курса Царева Дарья.

Все дети талантливы, а особенные дети талантливы по-особенному. Мы очень рады и горды за каждого.

Фестиваль получил звания «Лучший проект УНИКУМ-2017».

В декабре Новосибирский педагогический колледж дважды пригласил в гости особенных детей и их родителей.

20 декабря студенты третьего курса представили спектакль «Волшебная книга».

А 23 декабря колледж вновь встречал детей с ОВЗ и детей-инвалидов на новогодний праздник. В этом году 140 детей, подопечных БФ «Солнце в ладошках» и членов клуба общения «Кудрявый еж» и ассоциации «Спектр» смогли отдохнуть, поиграть и встретится с Дедом Морозом.

Для большинства студентов это было первое мероприятие в рамках работы социального проекта. Первокурсники переживали, преодолевали нерешительность. А после праздника делились впечатлениями от встречи с детьми и родителями: «Дети – это цветы жизни. Но иногда эти цветы приходят в наш мир не такими как все. Именно такие цветочки были у нас на праздниках. Я делала детям аквагрим. Так забавно было наблюдать за их реакцией, когда даешь посмотреться им в зеркало…». «Это такое чувство радости, когда помогаешь и проводишь время с особенными детьми! Я рада, что в нашем колледже для них есть возможность хоть ненадолго отвлечься от процедур и занятий, пообщаться и отдохнуть».

Студенты и преподаватели колледжа организовали работу мастер-классов «Мастерская Деда Мороза», аквагрим, фотозону, накрыли сладкий стол. Для малышей студенты колледжа показали мини-спектакль «В гостях у сказки». Вместе с собачкой Жучкой и Зимой дети смогли перевоспитать двух шаловливых девочек Хиханьку и Хаханьку, выполнив веселые задания. Ребята водили хороводы, читали стихи Деду Морозу и получили сладкие подарки.

Первый раз колледж организовывал новогодний праздник для подростков. Но чтобы он состоялся, ребятам нужно было сначала нарядить елку, накрыть праздничный стол, изготовить праздничные костюмы, приготовить поздравление. А потом всех ждала танцевально-конкурсная программа. Благодаря ведущим, подростки от души повеселились и потанцевали, попили чай с тортами.

Родители очень благодарны за организацию мероприятий для их детей:

«Манюня танцевала сегодня! Может никто кроме меня и не понял, но это был танец! Она повторяла движения и ей это нравилось!».

«Большое спасибо всем организаторам праздника» Это большой труд! И столько хороших идей».

«Спасибо всем за праздник! В этом году очень много мероприятий удалось посетить с ребенком… Угадайте, где понравилось больше всего? Все было идеально, продумано».

Детство – это уникальное время, которое проходит быстро и уходит безвозвратно. Для особенных детей – это еще и время, когда они могут научиться жить в большом мире, не испытывая чувства неудобства и неуверенности. Поэтому все взрослые должны найти в себе силы и желание объединиться, чтобы это стало возможным. И уж кому, как не настоящим и будущим педагогам делать это в первую очередь!