Использование приемов критического мышления на уроках литературного чтения на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Мастер-класс


Цель: ознакомление учителей начальных классов с приёмами критического мышления.

Задачи:

  • расширить понятие о критическом мышлении и приемах развития критического мышления;
  • показать приемы критического мышления в своей практической работе.

Оборудование: интерактивная доска, презентация.

Целевая аудитория: учителя начальных классов.

Ход мастер-класса

Слайд 1

Я  хотела бы представить Вашему вниманию мастер-класс «Использование приемов критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах». ТРКМ предлагает для выбора целый веер приемов и методов, учитель вполне может использовать те приемы, к которым он привык, которые наиболее эффективны в начальной школе. ТРКМ предполагает гуманистический подход к обучению, в противоположность авторитаризму, предполагает личностную вовлеченность обучающегося в учебный процесс. Ученик в нем инициативен и самостоятелен, он учится осмысленно, его активность, любознательность поощряется. Данная технология – один из способов превратить учение в личностно-ориентированное обучение. Авторы говорят, что мы даем ребенку не рыбу, а удочку, т.е. что он сам «поймает». Учащийся анализирует информацию, выражает свое отношение, выбирает главное, а ненужную информацию пропускать. Ценность данной технологии в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, дает возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, развивает познавательный интерес, реализуется системно-деятельностный подход в обучении на уроке, основа в ФГОС. Обучающиеся становятся более смелыми, активными, чувствуют себя уверенно и решают поставленную задачу, добывая знания. В ходе учебной деятельности моделируется и анализируется процесс познания  на всех его этапах. Это позволяет использовать данную технологию как средство и инструмент саморазвития и самообразования человека. С другой стороны, вся учебная деятельность строится на основе партнерских взаимоотношениях между учителем и учеником, между учениками. Технология ориентирована на воспитание у ученика социальной ответственности. Для этого учебный процесс тесно связывается с жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми ребенок встречается в жизненной ситуации.
Критическое мышление развивается при диалоговом обучении — диалоги проходят в парах и группах.

КР предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Слайд 2

1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа)

Ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. Работа с вопросами может проходить в 2 этапа: «я сам», «мы вместе» (парная или групповая работа). На стадии вызова у ребёнка формируется представление, чего же он не знает,  «Что хочу узнать?».

2 этап — «Осмысление» (реализация осмысления)

На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей отвечает на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). Это, как правило, самый длительный этап урока, который предполагает получение новых знаний, их осмысление, соотнесение с имеющимися знаниями. Цель данного этапа — побудить ребёнка к высказываниям. При этом важно, чтобы дети обменивались мнениями, говорили, ведь это обогащает их словарный запас, вырабатывает гибкость мышления.

3 этап — «Рефлексия» (размышление)

Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. Данный этап способствует целостному осмыслению темы, выработке собственного отношения к изучаемому материалу, выявлению тем и проблем для дальнейшей работы, а также анализу самого процесса изучения материала. Учащиеся самостоятельно делают выводы, приводят сравнения, анализ, соотносят новые знания с имеющимися знаниями.

Практическая часть мастер-класса

Попробуем поработать с некоторыми приемами КМ. Прошу Вас  проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение. Надеюсь, что Вы мне поможете в проведении занятия.

Слайд 3

Урок литературного чтения. Тема « Л. Н. Толстой «Котенок»

Участникам коллегам раздаётся одинаковый текст, по которому участники группы будут работать.

“Ведь чтение без размышления – скучное развлечение” гласит китайская пословица.

Поэтому я вам желаю чтения нескучного, интересного и увлечённого.

Слайд 4

Стадия «Вызов»

Приём «Мозговой штурм» Слайд Портрет Л.Н. Толстого (На доске портрет писателя)

— Какие ассоциации возникают, глядя на портрет этого человека? (Старик, бородатый, добрый, умный, писатель, поэт, Л.Н. Толстой и т.д.)

Слайд 5

-Теперь, когда его имя названо, давайте каждый сам в течение двух-трех минут подумает и напишет на своем листочке все, что всплывает в памяти, когда звучит имя Л.Н. Толстого (Данный прием носит название «Корзина идей»). (Писатель, давно жил, написал много произведений)

- Предлагаю вашему вниманию  5 утверждений о писателе: обсудите в группах, согласны вы с ними или нет. Свою оценку вы строите на имеющихся у вас представлениях о писателе.

Слайд 6

(Приём «Верные и неверные утверждения…»)

- Поработайте в парах и поставьте значки напротив предложений: + правда; - не правда; ? – не уверен.

  • ……….писатель жил в 19 веке
  • ……….Л.Н.Толстой прожил 100 лет
  • ……….. полное собрание его сочинений составило 90 томов!
  • ……… его произведения читают во всём мире
  • ……….больше всего писатель любил общаться с животными.

Слайд 7

Перед вами  автобиография Л. Н. Толстого. При чтении будем карандашом выставлять пометки на полях.

(Такой прием называется ИНСЕРТ)

V — уже знал

+ — узнал новое

? — хочу узнать

- Скажите, пожалуйста, много ли у вас на полях значков - это я знал?

- А новая информация для вас?

- А есть ли информация, которая осталась непонятной для вас? О чём бы хотелось узнать?

- Вернёмся к «корзине идей», все ли идеи были верными. Те что были верными обведём цветным фломастером, те что не подтвердились зачеркнём.

- Вернёмся к утверждениям, какие оказались истинными?

Слайд 8

- Какие произведения Л. Н. Толстого вы уже читали? Составим кластер. (Приём «Кластер» )

Слайд 9

- Посмотрите на картинку. Кто на ней изображён? (Котенок).

(Какие чувства испытывает человек, глядя на  котенка? (Нежность)

- Подберите к нему синонимы. (ласка, любовь, милосердие)

(Приём «Синквейн»)  

1. Назовите имя существительное по теме.

2. Два имени прилагательных.

3. Три слова-действия.

4. Предложение.

5. Слово-смысл темы.

Котенок
Милый, маленький
Ласкается, прыгает, озорничает
Котенок играет с бантиком.
Малыш. 

— О чем может быть рассказ с таким названием?

— Может ли произойти что-то в рассказе?

— Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный?

— Какой рассказ  будем читать и кто его автор?

Слайд 10

Приём таблица «З-У-Х»

З – что мы знаем

Х– что мы  хотим узнать

У– что мы  узнали

Произведение «Котенок»
Написал Л. Н. Толстой.
Жанр произведения -  рассказ.
Факты из биографии автора

 

 

Стадия «Осмысление»

- Ставим учебную задачу. Что мы хотим узнать? (Возвращаемся к таблице)

З – что мы знаем

Х - что мы хотим узнать

У –  что мы узнали

Произведение «Котенок»
Написал Л.Н. Толстой.
Жанр произведения -  рассказ.
Факты из биографии автора

- о событиях в рассказе
- почему рассказ так называется
- о героях рассказа
- тему рассказа

 

Приём «Чтение с остановками» работа в группе.

- Читать текст будем по частям, с остановками. Чтение 1-й части.

- Где происходит действие рассказа?

- Куда исчезла кошка?

- Какие чувства у вас вызвала данная картина?

Чтение 2-й части (до слов «Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» - и увидели, что скачет охотник, а впереди его две собаки…»

- Какой была  погода? Предвещала ли погода какое либо несчастье?

- Какие у вас возникли чувства?

- Что произойдет дальше?

Слайд 11

Давайте, попробуем предсказать различные варианты. С этой целью построим (Приём «Дерево предсказаний»), где в виде ветвей отражаются возможные исходы, а в виде листьев на каждой ветке отражаются доказательства той или иной точки зрения.

- Дочитываем 3 часть («А Вася, что было духу пустился к котенку и в одно время с собаками подбежал к котенку»)

- Какое чувство испытывал Вася?

(Приём «Толстые и тонкие вопросы»)

- А как бы ты поступил на месте  Васи?

4 часть

- Почему он принял такое решение?

- А как поступила Катя в данной ситуации? Почему?

- Как по-другому можно назвать рассказ? (Спасение котенка)

Слайд 12

Стадия «Рефлексия»

- Вернемся к «Дереву предсказаний» оправдались ли ваши предположения.

  • МЫ ПРЕДПОЛАГАЛИ ……. (обращается к дереву предсказаний)
  • А НА САМОМ ДЕЛЕ ОКАЗАЛОСЬ ……

- Вернёмся к таблице. Что узнали?

З – что мы знаем

Х - что мы хотим узнать

У –  что мы узнали

Произведение «Котенок»
Написал Л.Н. Толстой.
Жанр произведения -  рассказ.
Факты из биографии автора

- о событиях в рассказе
- о героях рассказа
- тему рассказа

- об отважном поступке Васи
- о  любви к родной природе

Мы прошли по стадиям урока и увидели, как можно использовать различные приемы критического мышления. В данной технологии, меняются роли педагога и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая. Надеюсь, что я кого-то заинтересовала приёмами КМ.

Слайд 13

Благодарю за внимание!

Приложение.