Методическая разработка урока математики по теме "Пропорция. Решение задач". 6-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Математика: урок комплексного применения знаний.

Продолжительность: 1 урок, 45 минут.

Класс: 6.

Цель деятельности учителя

Закрепить знание понятий отношения, процент и пропорция; отработать навык определения вида зависимости величин, умение решать задачи с помощью пропорции; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения; познакомить учащихся с профессиями шеф-повар и ресторатор, технолог-калькулятор; показать применение пропорции, процента при решении практических задач.

Термины и понятия

Пропорция, процент, отношения чисел, прямо пропорциональные величины, округление десятичных дробей.

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Учащиеся знают, что такое отношение, верно используют в речи термины отношение чисел, отношение величин, пропорция, прямо пропорциональные величины; знают алгоритм решения задач с помощью пропорций; умеют находить процент от числа; знают, как решать задачи на проценты; знают округление десятичных дробей.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке); узнать возможности применения полученных знаний в своей будущей профессии повара, шеф-повара, технолога-калькулятора, ресторатора.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий на уроке адекватной оценкой; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе, следовать им.
Личностные: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли; умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Организация пространства

Формы работы

Индивидуальная, фронтальная, групповая

Образовательные ресурсы

Книга Голуновой Л.Е. "Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания", презентация Microsoft PowerPoint, раздаточный материал для командной игры, оценочный лист.

I этап. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:
- Актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности.
- Создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность.

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учащихся

Создает благоприятный психологический настрой на работу.
Актуализирует требования к ученику с позиций учебной деятельности.

Устная работа
1) Разгадайте ребус (слайд 2).
2) Как Вы думаете, какая тема урока?
3) Попробуйте сформулировать цели урока.

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.
1) Разгадали ребус: пропорция.
2)Учащиеся формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь.
3) Учащиеся формулируют цели урока.

II этап. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; выявление места и причины затруднения.

Цели:
- Создать условия для отработки умения находить значение выражения, отношения, процент от числа.
- Способствовать совершенствованию устных вычислительных навыков и развитию математической речи учащихся.
- Познакомить с профессиями шеф-повар и ресторатор.
- Создать условия для выполнения учениками пробного учебного действия, выявить место и причину затруднения.

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учащихся

Создает условия для отработки умения находить значение выражения, отношения, процент от числа; способствует совершенствованию устных вычислительных навыков и развитию математической речи учащихся; создает условия для знакомства учащихся с профессиями шеф-повар и ресторатор; создает условия для выполнения учениками пробного учебного действия; организует фиксирование учащимися затруднения; выявляет место и причину затруднения.

Устная работа
1) Давайте повторим, что такое «пропорция»?
2) Что такое «отношение»?
3) Назовите элементы пропорции (слайд 3).
4) Сформулируйте основное свойство пропорции (слайд 3).
5) Что такое процент?
6) Как найти процент от числа?
7) Выполните следующие задания устно, выберите правильный ответ и запишите его в тетрадь, назовите зашифрованное слово (слайды 4-5).
8) Назовите популярные рестораны Санкт-Петербурга. Учитель дает дополнительную информацию о ресторане «Астория» после ответов детей и знакомит учащихся с меню ресторана (слайды 6-7).
9) Учитель предлагает окунуться в ресторанный бизнес и познакомиться с основными профессиями: поваром, технологом-калькулятором, ресторатором (слайды 8-9).
10) Обсуждение с классом, как ресторан может получить прибыль?
11) Учитель сообщает детям, что их ресторан забронировал знаменитый певец Владимир Тимофеев (слайд 10).
12) Учитель сообщает, что на кухне ресторана возникла проблема, которую им надо решить (слайд 11-12).

Отвечают на вопросы, записывают расшифрованное слово в тетради.
1) Формулируют определение пропорции, отношения, называют элементы пропорции, основное свойство пропорции.
2) Формулируют определение процента и правило, как найти процент от числа.
3) Выполняют устно задания и расшифровывают слово из таблицы. Учащиеся получили слово «Ресторан».
4) Перечисляют рестораны, которые знают. Рассказывают о знаменитом ресторане «Астория».
5) Отгадывают загадку (повар). Представляют себя ресторатором ресторана своей мечты! 
6) Обсуждают и дают свои ответы на заданный вопрос.
7) Знакомство с творчеством певца.
8) Выслушивают проблему и предлагают пути ее решения.

III этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Цели:
- Организовать постановку цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.
- Показать возможности применения полученных знаний в своей будущей профессии повара, технолога-калькулятора, ресторатора.

Цель деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Рассматривает применение тем «процент» и «пропорция» на практике.

Учитель вместе с классом разбирает, как технолог-калькулятор пересчитывает рецепт блюда (слайды 13-19).

Слушают учителя, делают записи в тетрадях.

IV этап. Физкультминутка.

Цель: Осуществить правильное чередование труда и отдыха.

Цель деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляет правильное чередование труда и отдыха.

Показывает физические упражнения (слайд 20).

Выполняют упражнения.

V этап. Командная игра «Ресторан моей мечты».

Цели:
- Расширить представление учащихся о профессиях шеф-повар и ресторатор.
- Создать условия для применения знаний и умений по темам «процент» и «пропорция».
- Формировать чувства солидарности и здорового соперничества.

Условия игры:
Класс разбивается на три команды. Каждая команда получает маршрутный лист. Команда придумывает себе название, девиз. Команда выполняет 8 заданий. За выполнение одного из заданий 1-4 можно получить по 1 баллу (0 баллов, если задание решено неправильно). За каждое из заданий 5-8 команда может получить до 3 баллов. После выполнения заданий команды по кругу меняются маршрутными листами. Команда соперников проверят правильность выполнения заданий 1-4 и выставляет соответствующий балл в маршрутный лист команды-соперника. Задания 5-8 оценивает команда соперников, объясняя каждый поставленный ими балл. Если учитель считает, что балл выставлен некорректно, то он может изменить выставленный балл, приведя соответствующие аргументы.
Каждая команда может получить  максимально 16 баллов за выполнение всех заданий. Выигрывает команда, набравшая наибольший балл за игру.

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учащихся

Организует командную игру «Ресторан моей мечты», выдает маршрутные листы для каждой команды, принимает участие в обсуждении ответа команд.

1) Выполнение рецепта № 661 (слайд 21).
2) Выполнение рецепта № 676 (слайд 22).
3) Выполнение рецепта № 731 (слайд 23).
4) Выполнение рецепта № 743 (слайд 24).
5) Оформите данное меню от шеф-повара ресторана. Добавьте в данное меню еще три блюда на ваше усмотрение, рациональность выбора блюд обоснуйте (слайд 25).
6) Оформите зал ресторана для встречи нашего гостя. Обоснуйте свой выбор убранства зала (слайд 26).
7) Сделайте презентацию  меню  для нашего гостя (слайд 27).
8) Оформите  музыкальное сопровождение заказа гостя (обоснуйте выбор музыки) (слайд 28).

Выполняют перечисленные задания от шеф-повара и ресторатора, заполняют маршрутный лист, презентуют свои ответы перед классом.
Проверяют маршрутный лист команды соперника (ответы к заданиям 1-4 на слайдах 29-33), выставляют баллы, оценивают креативность выступления соперника.

VI этап. Итоги игры. Рефлексия.

Цели:
- Подвести итоги командной игры.
- Организовать рефлексию и оценку учениками собственной учебной деятельности (самооценку).
- Создает условия для приобретения учащимися жизненного опыта.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Объявляет команду победителя игры (слайд 34), побуждает обучающихся ответить на вопрос: нужно ли учить пропорцию в математике, выставляет отметки учащимся.
Дает оценочный лист каждому ученику.
Учитель заканчивает урок словами С.Маршака (слайд 35).

Осуществляют самооценку деятельности.
Заполняют оценочный лист и сдают учителю.

VII этап. Домашнее задание.

Цель: Объявить домашнее задание.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Объявляет домашнее задание (слайд 36).

Записывают домашнее задание.

Приложение 1

Приложение 2

Используемые источники информации.

  1. Голунова Л.Е. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания. СПб, Профикс, 2003.
  2. Меню ресторана Астория. URL: https://www.roccofortehotels.com/ru/hotels-and-resorts/hotel-astoria/restaurants-and-bars/astoria-restaurant/menus/ (дата обращения: 08.09.2018).
  3. Тимофеев В. Ресторан, 2014. URL: https://www.youtube.com/watch?v=wyZDhAt0cZw (дата обращения: 08.09.2018).