Урок русского языка по теме «Правописание частицы «не» с глаголом». 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


ЦЕЛЬ:

  • закрепление знаний о написании частицы “не” с глаголом;
  • закрепление знаний о временах глаголов;
  • продолжать работу над формированием умения составлять предложения, группировать слова;
  • прививать любовь к своему краю.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • слайды о КБР,
  • портреты К.Кулиева, А.Кешокова,
  • аудиозапись национальной мелодии.

Ход урока

1. Чистописание.

Кккк   ка    ке    ку  км   кл  
 
К В А А К З

  • Что  знаете об этой букве?
  • Какое слово спряталось? (Кавказ). Кто знает значение этого слова?

На Северном Кавказе находится наша Республика.

2. Индивидуальная работа у доски.

а)

(не) аккуратный       - записать верно
(не) уклюж.й             - найти лишнее слово
(не) доверчивый
(не) построили

б) морфологический разбор - в Нальчике

в) выписать глаголы настоящего времени (по слайду о КБР);

г) разобрать второе предложение, найти грамматическую ошибку, вставить буквы.

Отрывок из стихотворения А.Кешокова “Эльбрус”:

(Не) спишь ты, Эльбрус?
Со_ нце встанет,
И вновь ты станешь нежно-золотой!

3. На доске запись:

кабардино-балкария на ходится на кавказе.

  • Что записано? (Это предложение, по цели высказывания  оно повествовательное, по окраске невосклицательное).
  • Найдите ошибки. Сколько их? (5) Проверка.
  • Записать предложение.

4. Проверка работы у доски вариантов а) и г).

  • Какая новая орфограмма встретилась? (“Не” с глаголом).
  • Кто назовет тему урока? (Частица “не” с глаголом).

5. Записать предложение, раскрыть скобки, расставить знаки препинания.

Найти грамматическую основу, обозначить время и лицо глаголов.

  • Ты  (не) встретишь на Земле
  • более гостеприимного края
  • (не) увидишь более красивых гор.

Проверка.

6. Запись на доске.

  •   Алим Кешоков, Кайсын Кулиев ___________ стихи о своем крае. Они __________ свою маленькую родину, ____________ своими народами.
  • Что пропущено?  Подберите подходящие  глаголы (писали, прославляли, гордились).
  • Записать текст с данными глаголами. Назовите предложение с однородными членами предложения.

7. У кабардинского и балкарского народов есть много мудрых пословиц. Прочитайте эти пословицы на кабардинском и балкарском языках. Послушайте их и выпишите глаголы.

Кабардинские пословицы:

а)

Улыбка дарит  нам продление века,
А злоба старит злого человека.

б)

Не осуждай чужих ты матерей
Во имя уважения к своей.

Балкарские пословицы:

в)

И, покидая, не ругают страну отцов,
Ты возвратишься в этот край в конце концов.

г)

Кто сидит – не спотыкается,
Кто молчит – не ошибается.

Проверка.

8. Проверка работ у доски в) и б).

9. Итог.

  • О чем мы говорили на уроке?
  • Что нужно помнить (Частица “не” с глаголом пишется раздельно).
  • Еще мы говорили о нашем крае.
  • Пожалуйста, напишите небольшое сочинение о своем крае. Дайте свое название.
  • Национальная музыка поможет вам в вашей работе. (звучит аудиозапись национальной мелодии).

 Проверка работы.

10. Домашнее задание.

Найдите в тексте глаголы, определите их время и  лицо.