Статья: "Обобщение опыта работы по проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения"

Разделы: Коррекционная педагогика


Представляем опыт работы по проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Обобщая наш опыт работы, мы можем сказать, что видим сильную сторону проектной деятельности в том, что она предполагает целую серию занятий, что позволяет углубиться в тему, подойти к изучению предмета или явления с различных сторон. Это особенно важно в работе с детьми с нарушением зрения. Дефицитарное зрительное восприятие, ограниченный сенсорный опыт у детей с нарушением зрения ведут к вербализму знаний, когда ребёнок, называет предмет, не имеет четкого представления о его свойствах и признаках, его связях с окружающим миром. В рамках проектной деятельности мы имеем возможность более внимательно изучить предмет или явление, а значит на выходе получить более качественное знание, которое будет заложено в картину мира ребёнка и сделает её более систематизированной, полноценной, объёмной.

Раскроем это на примере проектной деятельности по теме «Чудесные превращения воды в природе». Нашими общеобразовательными и коррекционными задачами были: формирование чётких зрительных образов и конкретизация понятий о свойствах и состояниях воды.

Этому способствовали такие виды деятельности, как презентации, где детям давались яркие реалистичные зрительныеобразы по теме; экспериментальная деятельность, где дети исследовали воду, ставили опыты и делали маленькие открытия, накапливая, таким образом, сенсорную базу; продуктивная деятельность, где дети отражали то, что узнали, а мы имели возможность увидеть, как они усвоили тему.

В проектной деятельности были заняты все педагоги группы - воспитатели, учитель-дефектолог, учитель-логопед.

Под руководством одного из воспитателей дети исследовали свойства воды и делали выводы, что она жидкая, прозрачная, без цвета, вкуса и запаха. Были также поставлены опыты со льдом, с паром. Мы видели живой интерес детей к экспериментальной деятельности. Так дети долго вспоминали конкурс на лучший узор на снегу из цветных льдинок. Эмоционально окрашенная познавательная деятельность способствовала прочному усвоению знаний.

Далее воспитатель также познакомили детей с природными явлениями, связанными с превращениями воды, такими как роса, туман, град, иней и т.д. Параллельно дети заучивали стихи, пословицы, загадки, знакомились с литературными произведениями по теме.

Другой воспитатель познакомил детей с творчеством лучшего мариниста Айвазовского с целью обратить внимание детей на богатую палитру красок морской воды в зависимости от состояния природы, погоды, времени суток. Она развивала у детей наблюдательность, учила улавливать тонкие причинно-следственные связи в природе. Развитие цветовосприятия – одна из важных коррекционных задач в работе с детьми с нарушением зрения.

Полученные впечатления   дети отразили в рисунках.

Педагоги устроили выставку детских работ и было видно, что ни одно море не похоже на другое.

Мы также старались вовлечь в нашу проектную деятельность родителей.

Были подготовлены две детские презентации, которые комментировали сами дети. На одной из них девочка рассказывала, как капелька помогает ей дома – во время мытья рук, уборки полов, ухода за цветами и т.д.

Другой ребёнок представил презентацию, где рассказывал о том, где он встречался с капелькой во время путешествий с родителями. Мы наблюдали непосредственное общение и обмен мнениями между детьми, что послужило хорошим дополнением знаний по теме и связало их с личным жизненным опытом детей.

Приобретённые знания закреплялись всеми педагогами в дидактических играх с детьми, как готовых, так и сделанных своими руками. Было значительно легче совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации на хорошо изученном материале.

Венцом нашей работы стала разработанная учителем-дефектологом Стульба И.И.  презентация «Путешествие капельки». В ней мы суммировали знания детей и в доступной, занимательной форме, легким языком сказки постарались подвести детей к системному представлению о круговороте воды в природе. Здесь мы ничего не требовали от детей, а только закладывали начальные представления о причинно-следственных связях в природе в пассивный багаж ребёнка.

Приветствуя введение в наш воспитательно-образовательной обиход проектной деятельности, хочется заметить, что тем не менее наша образовательная деятельность строго регламентирована и любые дополнительные занятия могут вводиться только за счет других, так что во всём нужна мера.