Урок физики по теме "Влажность воздуха"

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (22 МБ)


Ход работы

1. Организационный момент (1 мин)

Здравствуйте.
Физик и историк,
На одном уроке
Разные по стилю,
Общие по духу

Сегодня я буду вести урок не одна, а вместе с  Ольгой Валентиновной. Первое слово Вам, Ольга Валентиновна.

2. Мотивация  (5 мин)

Учитель истории. Здравствуйте, ребята. Поскольку я не только учитель истории, а еще сотрудник музея-заповедника «Царицыно», сегодня я приглашаю вас в этот музей. И не случайно именно в этот.

В этой четверти у вас начнется курс Истории России, связанный с событиями XIX века. К началу этого столетия Россия – сильное государство, основы которого были заложены в предшествующий период. Вспомните, какие важные события во внешней политике произошли в XVIII в.? Кто тогда правил Россией? (ответы)

Молодцы. Петр I одержал победу в Северной войне. Россия вышла к берегам Балтийского моря. А при Екатерине II добилась победы в русско-турецкой войне и выхода к Черному морю.

И в честь этой победы и была построена усадьба Царицыно по распоряжению императрицы. В составе усадьбы мосты и ворота, павильоны и дворцы Екатерины Второй. Все строения возведены в готическом вкусе, так распорядилась сама государыня. Готический стиль позволил известным архитекторам Баженову и Казакову не только создать единый ансамбль, но и памятник той великой победе. На строениях вы найдете зубцы и башни, как напоминания о взятых турецких крепостях, изображения ордена св. Георгия, учрежденного в период русско-турецкой войны. На территории императорской усадьбы помимо строений находятся пейзажный парк и обширные пруды.

Приезжайте к нам в музей, только одевайтесь потеплей. Дети и взрослые, приезжающие из Сибири, почему-то у нас замерзают, хотя температура воздуха у нас выше, чем в Сибири. Можете ли  вы мне объясните, почему так происходит?

Предлагаю обсудить эту проблему в группах. Каждая группа по истечению времени песочных часов дает одно свое  объяснение причины этого. Напоминаю краткость – сестра таланта. Коротко и ясно надо изложить свое предположение.

Обсуждение в группах. Запись ответов на доске.

3. Актуализация (12 мин)

Учитель физики. Ваши предположения необходимо проверить. Начнем проверку с домашнего задания, которое связано с решением данной проблемы.

Группы представляют свои исследования по темам:

  •  зависимость скорости испарения от рода вещества
  • зависимость скорости испарения от площади поверхности
  • зависимость скорости испарения от скорости удаления паров с поверхности жидкости
  • зависимость скорости испарения от температуры

Учитель физики. Молодцы. Вы доказали экспериментально, что скорость испарения зависит от четырех факторов.

4. Освоение нового материала  (15 мин)

Учитель истории. Ребята, где в усадьбе Царицыно  будет интенсивнее происходить процесс испарения? ……. (ответы) У вас на столах лист № 1 с двумя изображениями царицынского пруда. На каком изображении показан результат  более  интенсивного испарения? (ответы).  А какие факторы этому способствуют? (ответы)

Учитель физики. Значит, над  прудами находится разное количество водяного пара. В физике есть величина, которая  отвечает за количество пара в воздухе. Возьмите лист № 2, отгадайте ребус и назовите эту величину.

Приложение.

На доске до урока нарисована схема.

Влажность – это количество водяного пара в воздухе. Какие параметры можно измерить у водяного пара  в воздухе? (ответы) Для определения влажности используют плотность и давление. Запишите эти понятия в следующий элемент нашей схемы. Из схемы видно, что различают  два вида влажности: абсолютная и относительная. Абсолютная влажность - количество водяного пара,  фактически содержащегося  в 1 м³  воздуха.

Обозначение – это обозначение плотности и давление без всяких индексов. Относительная влажность – это отношение абсолютной влажности к максимальной влажности при данной температуре. Максимальная влажность возникает, когда пар становится …… (насыщенным). Максимальная влажность – плотность насыщенного пара или его давление.

Вы сидели и писали,
Мышцы тела все устали?
Потянулись и зевнули, спинки дружно все прогнули.
Повернулись вправо, влево.
Стало гибким наше тело.
И на стуле скок, скок, скок.
Ну как будто колобок!
А теперь попляшут ножки,
Побежали по дорожке
Быстро, быстро, топ, топ, топ.
И в ладоши хлоп, хлоп, хлоп.
Ножки вытянем вперед.
Влево, вправо поворот,
Чтобы мышцы сильнее стали поработают суставы,
Ножки выше поднимаем.
И в коленочках сгибаем, головой все повращаем.
И урок наш продолжаем.

Влажность измеряют с помощью прибора, но используя при этом либо формулу, либо таблицу. Приборы имеют название: психрометр и волосной гигрометр. Название одно интереснее другого. Начнем  с волосного гигрометра. Название говорит само за себя. Основан на чем? …. Есть у обезжиренного человеческого или животного волоса свойство - изменять свою длину в зависимости от влажности воздуха, в котором он находится. Это свойство используется в приборе. Волос натянут на металлическую рамку. Изменение длины волоса передаётся стрелке, перемещающейся вдоль шкалы.

Учитель истории. Приборы, измеряющие влажность,  можно увидеть в любом музее, в том числе и в Царицыне. Они стоят в залах музейных экспозиций. Посмотрите, что происходит с произведениями искусства, если в зале влажно. Картины, портреты необходимо отреставрировать. И не только произведения живописи страдают от избыточной влажности.

На слайде представлена статуя императрицы Екатерины Великой, выполненная во второй половине XIX века известным российским художником Александром Михайловичем Опекушиным. Её создание связано со столетием Жалованной грамоты городам, подписанной Екатериной  Второй. Скульптура предназначалась для зала заседаний Московской городской думы. Однако была обнаружена в начале нашего века в открытом дворике художественного музея Еревана. Реставраторы сохранили черное пятно на мантии императрицы, которое дает представление о том, какой была статуя до проведения работ.

Правилами хранения музейных экспонатов предусматривается неукоснительное соблюдение температурно-влажностного режима в музейных помещениях: температура в пределах от 17 до 22 °С; влажность в пределах от 50 до 60 % .

5. Первичное закрепление (2 мин)

Учитель физики. Влажность влияет не только на состояние экспонатов в музее, но и на человека. Вернемся к началу нашего урока. Какой вопрос был поставлен Ольгой Валентиновной перед вами? (ответ)

Как теперь вы ответите на заданный вопрос, если можно, одним словом?

Правильно, увеличение влажности воздуха ведет к увеличению его теплоемкости (поскольку пары воды обладают более высокой теплоемкостью, чем воздух), а это означает, что воздух будет отнимать тепло эффективнее.

А хотите узнать какова влажность воздуха в классе? Переверните лист № 2, прочитайте принцип работы второго прибора - психрометра. Кто не понял, как работает психрометр? Кто не понял, как пользоваться таблицей?

Молодцы, выполняем лабораторную работу (работа в парах).

6. Рефлексия

Возьмите лист № 3, ответьте на вопросы:

  1. Выбери смайлик, отражающий твое настроение после урока
  1. Хотели бы Вы посетить музей Царицыно? __________________________________

  2. Увидев  прогноз погоды, вы теперь будете обращать внимание на влажность? _________________

7. Домашнее задание

  • Написать сообщение на тему «Влияние влажности на человека»
  • По желанию составить качественные вопросы, связанные с влажностью в жизни человека. Иметь к ним ответы.
  • По желанию составить презентацию «Виртуальная экскурсия по усадьбе Царицыно»