Арт-терапия в системе образования

Разделы: Школьная психологическая служба


Для педагогов и психологов особую актуальность приобрёл сегодня вопрос охраны и укрепления психического здоровья детей и подростков. Экономические катастрофы, неблагоприятные социальные условия, конфликтные социальные ситуации, чрезмерное психосоциальное напряжение, всё это приводит к увеличению числа нервно-психических расстройств среди населения, особенно это касается детей и подростков.

К сожалению, эмоциональные проблемы ребенка привлекают к себе внимание родителей и педагогов лишь в крайней степени своего проявления, в формах депрессивных состояний, ситуативных расстройств с нарушением поведения, неврозов и невротических состояний, психопатоподобных расстройств и т.п.

Между тем, на ранних этапах эмоциональная сфера поддаётся корректировке силами педагогов и родителей. Таким образом, встаёт вопрос о ранней диагностике эмоциональных проблем ребёнка.

Проблема обучения и школьной адаптации становятся всё более распространёнными вследствие изменений условий жизни. Среди школьников всё чаще встречаются такие эмоциональные поведенческие нарушения, как повышенная агрессивность и склонность к насилию, тревога и страх, нарушение концентрации внимания, гиперактивность, нарушение пищевого поведения, речевые расстройства и др. На современных детей оказывают влияние разрушительное воздействие средств массовой информации и коммуникации и компьютерной техники, массовая миграция, изменение культурной среды, растёт число психически больных членов семьи [1]. Дети при этом страдают от недостатка родительского ухода. Учителя сталкиваются с многочисленными учебными проблемами детей. В целом, можно сказать, что современные дети живут в значительно усложнившемся мире, освоить и понять который им становится всё труднее. В данных условиях возрастает необходимость развития профилактических, коррекционных и инклюзивных мероприятий, чтобы способствовать более успешной адаптации и социализации учащихся. При этом средства творческого самовыражения, арт-терапии могут играть важную роль в профилактике школьной дезадаптации и иных нарушений жизнедеятельности.

«Имеются значительные возможности для внедрения арт-терапии не только в массовых и специализированных школах, но и в дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, а также в высшей школе, в том числе в качестве одного из методов психологического сопровождения студентов. В качестве приоритетных задач применения арт-терапии при этом могут выступать:

- коррекция девиантного поведения и эмоциональных расстройств у детей и подростков;

- профилактика поведенческих и эмоциональных нарушений, аддикций и нарушений школьной адаптации;

- содействие более гармоничному, всестороннему развитию личности учащихся, тесно связанное с задачами психопрофилактики, а также профилактики экстремизма и насилия в обществе, достижение более высокого уровня их психосоциальной адаптации;

- реабилитация детей и подростков с «особыми потребностями», т.е. имеющих те или иные системные нарушения (речи, слуха, зрения, двигательных функций), отклонения в поведении, пребывающих в аномальных психосоциальных условиях и т.д.;

- профилактика и коррекция эмоциональных и поведенческих расстройств у членов педагогического коллектива (в частности, профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания у педагогов)» [2].

Применение методов арт-терапии в образовательных учреждениях может тесно переплетаться с воспитательными, социализирующими, развивающими и коррекционными методами.

Система психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в образовательном учреждении предполагает взаимодействие специалиста, реализующего арт-терапевтические методы, со всеми субъектами образовательного пространства: учащимися, их родителями и педагогами. С точки зрения использования арт-терапевтических методов для специалиста, наиболее значимыми будут такие направления, как психологическое консультирование (прежде всего индивидуальное), а также психопрофилактическая и коррекционно-развивающая работа. Арт-терапия в учреждениях образования - это метод коррекции и развития посредством художественного творчества.

В отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние. Арт-терапии в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:

1. Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.

2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями.

3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.

4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей.

5. Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.

6. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной "Я-концепции" и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.

Об эффективности применения методов арт -терапии можно судить на основании положительной динамики в развитии и активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий. Часто дети с ограниченными возможностями нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арттерапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий.

Арттерапевтические методы позволяют ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также - освободиться от негативных переживаний прошлого. Психокоррекционные занятия с использованием изотерапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. В практике проведения рисуночной терапии выделяют несколько типов заданий:

1. Предметно-тематический тип - основой изображения является человек и его взаимодействие с окружающим предметным миром и людьми. Темы рисования могут быть свободными или заданными: «Моя семья», «Мое любимое занятие», «Я дома», «Кем я стану» и др.

2. Образно-символический тип - в основе рисование, связанное с нравственно-психологическим анализом абстрактных понятий «Добро», «Зло», «Счастье», в виде образов, созданных воображением ребёнка, а также изображением эмоциональных состояний и чувств — «Радость», «Гнев», «Удивление».

3.Упражнения на развитие восприятия, воображения и символической функции - задания, основанные на принципе проекции, - «Волшебные пятна», а также воспроизведение в изображении целостного объекта и его осмысление - «Рисование по точкам».

4. Игры-упражнения с изобразительными материалами (красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелками и т.д.), изучение их физических свойств и экспрессивных возможностей - «Рисование пальцами», экспериментирование с цветом, пластилином, тестом.

5. Задания на совместную деятельность - могут включать задания всех четырёх указанных выше видов, коллективное рисование, направленное на коррекцию проблем общения со сверстниками, улучшение детско-родительских отношений.

Арт-терапия это творческий акт, позволяющий ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Рисуя, ребёнок даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

Арт-терапия предполагает использование различных приёмов и техник в изобразительной деятельности с детьми, поэтому рисуночные сессии с детьми не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребёнок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык.

Преимущества арт-терапии перед другими формами работы:

- в работе может участвовать каждый, т.к. она не требует наличия художественных навыков;

- изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей;

- она является средством свободного самовыражения;

- вызывает положительные эмоции, формирует активную жизненную позицию;

- основана на мобилизации творческого потенциала внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.

Использование арт-терапевтических методов на групповых и индивидуальных занятиях

1. Групповые занятия: «Зимушка-зима» (варианты арт-терапевтических игр, упражнений).

Упражнение на творческое развитие

Представьте, что на ваши ладошки опустились лёгкие, красивые, узорчатые снежинки. У каждого своя снежинка, и они не похожи друг на друга. Но они могут растаять. Давайте нарисуем свои, уникальные снежинки.

(дети получают заготовки разных форм снежинок, раскрашивают так, как считают нужным).

(звучит «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского).

Упражнение на ритм и темп (дети двигаются под ритм)

Под звуки музыки двигайтесь так, как вам хочется, как только музыка закончится – замрите в образе снежинки.

(звучит «Вальс» Ф.Шопена; с окончанием дети останавливаются и делают красивые фигуры)

- работа в парах.

Зима - время холодное, всем нужны тёплые вещи. И варежки нужны обязательно. Сейчас разбейтесь на пары. Каждая пара получает варежки.

Они должны получиться одинаковые.

Дети садятся парами, договариваются об узоре на варежках. Выполняют узоры. Варежки прикрепляются на большой лист, пары соединяются линией.

- работа в мини-группах.

Класс произвольно разбивается на 4 группы. Каждая подгруппа получает лист А-3, набор карандашей, клей, цветную бумагу, любые дополнительные материалы (старые журналы, вырезки и т.п.)

Выполняется работа в мини-группах (зима в парке, зима в лесу, зима на моей улице, зима на реке). После того, как работа выполнена, все работы соединяются в один большой коллаж.

Упражнение на ритм

Психолог: Слышу, как кто-то постукивает в лесу. Кто это? (дятел)

Постучим тихонько по коленкам, чтобы не спугнуть дятла.

Дети садятся в круг и придумывают своё ритмичное движение удара по коленкам. Упражнение выполнятся по очереди. После тренировки дети закрывают глаза, звучит музыка, и каждый по очереди воспроизводит своё движение.

2. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.

Игра «Театр»

Цель: замечать эмоциональное состояние других людей. Учиться анализировать эмоции и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются. Учиться анализировать собственные эмоции.

Материалы: белая бумага, краски, кисточки, ножницы, клей.

На бумаге рисуют или приклеивают разноцветные маски (взрослый работает вместе с ребёнком). Каждый участник примеряет себе любую маску и изображает эмоцию, зафиксированную на ней.

Игра «Храбрец»

Цель: учиться управлять своим эмоциональным состоянием.

Материалы: бумага, ножницы, карандаши.

Взрослый предлагает ребёнку сообща нарисовать то, что его пугает. Если ребёнок самостоятельно не рисует, то рисует взрослый, а ребёнок помогает и дорисовывает какие-либо детали (что он умеет). Затем взрослый предлагает ребёнку разрезать ножницами свой «страх» на мелкие кусочки и помогает сделать это. Когда страх «рассыплется», взрослый показывает ребёнку, что теперь его собрать уже невозможно. Затем вместе с ребёнком кусочки рисунка заворачивают в лист бумаги и выбрасывают в мусорное ведро. Теперь бояться нечего!

«Каляки-маляки». Надо рисовать бессмыслицу, то есть не думать какие цвета использовать, как они между собой сочетаются, что именно рисовать. По завершению следует оценить и осмыслить результат, возможно, будет просматриваться какой-то персонаж, образ или сюжет. На основании этого рисунок можно дорисовать и затем уже описать.

Литература.

1. Инклюзивное образование и арт-терапевтическое вмешательство для учащихся школ. Статья Хампе Руфь, Международный журнал арт-терапии, №4, 2014.

2. Копытин А.И. Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам.

3. Использование проективных рисуночных методик в исследовании самовосприятия и аффективной сферы у девочек-подростков с самоповреждающим поведением. Статья Левковская О.Б., Международный журнал арт-терапии, №3, 2014.

4. Гандт Л. Арт-терапевтические исследования, Арт-терапия / под ред. А.И. Копытина. - СПб. Литер, 2001.

5. Копытин А.И. Арт-терапия психических расстройств. - СПб: Речь, 2011.