Опорный конспект как метод интенсификации обучения ОРКСЭ (модуль "Светская этика")

Разделы: ОРКСЭ


Недостаточная сформированность умений учащихся самостоятельно работать с текстом учебника затрудняет процесс понимания учебного материала и приводит к познавательным трудностям.

Появляется противоречие между необходимостью усвоения большого объема информации и недостаточной сформированностью умений учащихся работать с текстом учебника. Опорные конспекты, таблицы относятся к одному из средств активизации познавательной мотивации обучающихся и способов интенсификации преподавания предмета Орксе, способствующим совершенствованию навыков самостоятельной работы учащихся с текстом учебника и дополнительной литературы, повышению общеучебных умений и навыков является использование условно-графических средств обучения.

Опорный конспект как метод интенсификации обучения ОРКСЕ используется в 5 классе, который представляет собой лист, на котором с помощью отдельных слов или фраз, формул закодирована определенная познавательная информация. В каждом классе занимаются ребята с разными способностями, с различным темпом усвоения изучаемого материала и возникает необходимость использования на уроке своеобразный каркас основных понятий.

Опорный конспект позволяет наглядно представить изучаемый материал, сконцентрировать внимание учащихся на наиболее сложных вопросах, многократно повторять изученное, что, в свою очередь, позволяет глубже разобраться в изучаемом материале, легче запомнить его, грамотно и точно излагать материал при ответе не только сильным, но и слабым ученикам благодаря включению трех видов их памяти - зрительной, слуховой и моторной.

История использования опорных конспектов в образовании

«Идея кодирования знаний возникла в 60-е годы в зарубежной школе и нашла отражение в школьных учебниках. В конце разделов учебников по естественно-математическим дисциплинам были помещены схемы, отражавшие содержание изученного материала. Вслед за этим такие же схемы начали появляться в методических пособиях по истории. Содержание учебных тем в них отражалось в форме зрительных образов и условных символов в виде классной доски со схемами, чертежами и записями, которые учитель должен был воссоздавать при объяснении» Так зародилась и постепенно стала развиваться идея обучения на основе компактных опорных сигналов. В отечественной педагогике проблема опорных конспектов и схем стала разрабатываться совсем недавно, поэтому трудов и исследовательской литературы по данной проблеме немного. Среди имеющихся следует назвать работы В.Ф.Шаталова, М.Н. Скаткина, Н.Г.Дайри, М.В. Коротковой, С.Д Шевченко, Н.П.Мирошниченко, Н.И. Кулаковой, В.Я. Обермана, Л.О. Резникова, обобщающих опыт работы отдельных российских школ и педагогов по этой проблеме.

После развернутого изложения теоретического материала предлагается его сжатое представление в виде опорных сигналов. Опорные сигналы – это ассоциативные знаки-символы (слово, знак, схема, рисунок, таблица и т.п.), заменяющие некое смысловое значение и несущие в себе особую информацию. Для учеников они выступают в качестве опоры – ориентировочной основы действий, способом внешней организации их внутренней мыслительной деятельности. Увидев опорный сигнал, ребенок вспоминает то, что забыл, что слышал, но не выучил. Таким образом, опорные сигналы способны пробудить в памяти ученика именно то, что требуется. С их помощью идет работа с памятью ученика и с такой ее функцией как способность к ассоциациям. Опорные сигналы ориентированы на такой надежный и мощный механизм как зрительная память.

Опорный конспект- это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, содержащую расположенные определенным образом обозначения и ключевые слова, замещающих систему идей, фактов, понятий как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала.

В.Ф.Шаталов  разработал  систему учебной деятельности школьников, обеспечивающей достаточно полную и всеобщую активность на уроке. Работа с опорными конспектами у В.Ф. Шаталова включает несколько основных и дополнительных этапов:

  1. развернутое объяснение учителем нового материала;
  2. повторное сжатое объяснение по листу с опорными сигналами;
  3. изучение опорных сигналов учениками по раздаточному материалу;
  4. самостоятельная домашняя работа ученика с учебником и опорными сигналами;
  5. письменное воспроизведение опорных сигналов по памяти;
  6. индивидуальная проверка опорных конспектов учеников при «тихом» ответе учителю;
  7. воспроизведение 1-2 блоков опорного конспекта на доске;
  8. постоянное повторение и углубление изученного материала по опорным конспектам на повторительно-обобщающих уроках.

Использование опорного конспекта на уроке ОРКСЕ

Главная цель применения данного метода - излагать изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей он стал доступен всем учащимся. С помощью данного метода учитель имеет возможность четко систематизировать подачу материала, выделить главное, компактно излагать большой по объему учебный материал, сделать изучение темы наглядным и учит школьников логически мыслить, логично выстраивать цепочку своих знаний, умению самостоятельно добывать и применять знания.

  1. Урок начинается с проверки домашнего задания: ученики по памяти в письменной форме воспроизводят опорный конспект. Пока весь класс пишет, учитель успевает опросить 2-3 учеников устно. После письменной работы можно провести  фронтальный опрос по вопросам заранее известным классу. При ответах ученики имеют право пользоваться опорными конспектами. К концу устного опроса, обычно, выставляется 5-7 оценок, за письменную работу оценку получают все присутствующие, что позволяет контролировать знание изученного материала у всех школьников.
  2. Изложение нового материала. Называется тема, цель и задачи урока(формулируют сами учащиеся) и составляется примерный алгоритм изучения (прием звездочка обдумывания). Затем учеников знакомят с планом, заранее написанным на доске. Количество пунктов этого плана соответствует количеству блоков опорного конспекта» [13,123]. Первый вопрос учитель сначала рассказывает подробно, сопровождая рассказ притчей или показом картины. Затем этот же вопрос излагается повторно, но теперь учитель не останавливается на деталях. Его задача в данный момент - указать на основные причинно-следственные связи. Опорный конспект может висеть на доске или лежать в распечатанном виде на столах у каждого ученика. Он появляется на глазах у учеников, при непосредственном их участии.  В этом случае учитель имеет возможность иллюстрировать основные идеи опорного конспекта и подробно разъяснять трудные моменты.
  3. Закрепление материала. Практическая работа. Самостоятельное наполнение опорного конспекта примерами из жизни или литературных произведений, рисунками, мудрыми мыслями.

Опорные конспекты, применяемые на уроках ОРКСЕ, отражают минимум знаний, который обозначен в государственных нормативных документах, поэтому умение воспроизвести и расшифровать опорный конспект - общее требование для всех учащихся.

Примечание. Наряду с опорным конспектом при объяснении нового материала используются  картины, иной демонстрационный материал, технические средства обучения, презентации. В зависимости от содержания материала и задач, решаемых на уроке, а также уровня подготовленности учащихся и состава класса выбирается определенная форма работы: фронтальная беседа, индивидуальная или групповая самостоятельная работа, эвристическая беседа, урок-путешествие или игра.

Приложение.