Интегрированный урок литературы и истории "Духовная жизнь СССР в тридцатые годы"

Разделы: Литература


Предметы: история, литература, краеведение.

Класс: 9

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Программа общеобразовательного учреждения, история  6-11 классы. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России, XX - начало XXI века: учеб. для 9 кл. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Материалы историко краеведческого музея с. Н-Заимка.

Время реализации урока: 40 мин.

Цель урока: привлечь учащихся к пониманию и критическому осмыслению процессов духовной жизни России в 30-е гг. XX столетия, которые привели к жестокой ломке государственных, общественных, культурных устоев страны, познакомить с историей духовной жизни нашего села.

Развивающие:

  • навыки переработки информации (умение сворачивать информацию);
  • навыки творческого мышления (перенос, видение проблемы, видение структуры темы);
  • умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности.

Воспитательные:

  • пониманию смысла понятия «духовное богатство» личности;
  • помочь в определении собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности.

Тип урока: комбинированный с изучением нового материала с использованием краеведения.

Форма урока: урок-диалог.

Оборудование: проектор, авторская презентация учебного материала (PowerPoint), видеофрагмент фильма «Александр Невский».

План проведения урока:

  1. Развитие образования
  2. Литература в 30-е годы
  3. Музыкальное искусство
  4. Кинематограф в СССР в 30-е годы

«Неграмотный человек стоит вне политики».
В.И.Ленин

Культурная революция в СССР - коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в 20-30-е гг. XX в.

Создание "пролетарской культуры", основанной на марксистско-классовой идеологии, коммунистическом воспитании", массовости культуры, ликвидация неграмотности, создание социалистической системы народного образования, формирование новой, социалистической интеллигенции, перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем.

  • В 1930/31 учебном году в стране начался переход ко всеобщему обязательному начальному обучению в объеме 4 классов.
  • к 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение.
  • Только в течение 1933–1937 гг. в СССР открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет.
  • К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.

(работа учащихся с таблицей)

В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, твердое расписание, оценки, строгая дисциплина и целый ряд наказаний вплоть до исключения.

Были переработаны школьные программы, созданы новые, стабильные учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание истории и географии на основе марксистско-ленинских оценок происходивших событий и явлений.

  • Сталин берет под личный контроль учебники по истории;
  • Появляется новая отрасль исторической науки – история партии;
  • Историческая наука должна руководствоваться марксистско-ленинской идеологией.

Большой вклад в организацию народного образования и просвещения, в развитие педагогики внесли Н.К. Крупская, А.С. Бубнов, талантливые педагоги А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий.

Итоги культурной революции:

В результате осуществления культурной революции СССР были достигнуты значительные успехи:

  • по переписи 1939 г. грамотность населения стала составлять 87,4 %;
  • в СССР была создана первоклассная общеобразовательная  школа,
  • численность советской интеллигенции достигла 14 млн. чел;
  • наблюдался расцвет науки и искусства.

В культурном развитии СССР вышел на передовые рубежи в мире.

(Выступление учеников)

  • 1898 г. - открыта школа жителями села.
  • 1900 г. - открыта церковно-приходская школа.
  • 1904 г. - состоялся первый массовый выпуск учащихся школы.
  • 1920 г. - открыта начальная школа.
  • 1938 г. - открыта семилетняя школа в селе.

Учитель истории: Жаль что мы не знаем кто на фото вместе с учителем Абакумовой Евдокией Николаевной.

Учитель литературы: Ничего страшного. Я думаю, что наши краеведы займутся поиском, и мы узнаем фамилии ребят, изображенных на фото 1932 года.

Развивалось образование.

  • А что же происходило в области литературы?
  • Вспомним, какие литературные направления мы изучили?
  • Назовите имя писателя – представителя этого литературного направления и произведение.
  • Что такое «реализм» как литературное направление?

А сейчас поговорим о том, как «культурная революция» коснулась литературы?

В 1931 году по просьбе И.В. Сталина возвратился из-за границы М.Горький. В 1934 г. состоялся 1 съезд советских писателей, на котором Алексей Максимович  провозгласил основные принципы советского реализма и о создании Союза писателей СССР.

Развитие культуры носило противоречивый характер: партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества, цензура оказывала влияние на тематику литературных произведений, это с одной стороны. С другой стороны, в эти же годы выходят  в свет замечательные произведения.

  • В. Катаев «Белеет парус одинокий» -1930 г.
  • М.Шолохов «Поднятая целина» - 1932 г.
  • Н. Островский  «Как закалялась сталь» -1935 г.
  • А. Макаренко "Педагогическая поэма"- 1935г. -1936г.
  • П.П. Бажов "Малахитовая шкатулка"-  1939г.

(Учитель знакомит учащихся с подборкой этих произведений)

Бурный расцвет переживает детская литература.

Стихи К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, А.Л. Барто, С.В. Михалкова, проза Б.С. Житкова, В.В. Бианки, Л.Пантелеева и Г.Белых, Л.А. Кассиля  воспитывали  в детях патриотизм, высокие моральные качества будущих строителей коммунизма, развивали эстетическое чувство.

Проблемы самовоспитания, ответственного отношения к своим поступкам, личной отваги ставились в остросюжетных повестях и рассказах А. П.Гайдара («Школа» - 1930 г., «Тимур и его команда» - 1940 г.)

(Обзор  произведений детских писателей)

Эти замечательные произведения читаемы и востребованы в наши дни, вы можете их взять в школьной и сельской библиотеках и прочитать. Они переиздаются и появляются на прилавках книжных магазинов.

Прочитайте статью учебника стр. 196-197 и выпишите названия произведений, которые увидели свет в 30 годы 20 столетия.

Самопроверка по таблице.

Поэзия 30 годов продолжала героическую тематику 20 годов. Находит своего читателя стихотворение Э.Багрицкого «Смерть пионерки», поэма А.Твардовского «Страна Муравия». Искренние стихи пишет А.Ахматова, М.Цветаева, которая осознает невозможность жить и творить на чужбине и возвращается на Родину.

Ребята, в нашем музее есть сборник стихотворений поэтов, наших земляков. Сборник составлен в 1984 г. Иннокентием Лифантьевым. В сборник  вошли стихи Евдокима Григорьевича Кочергина, Михаила Евдокимовича Кочергина, Ивана Филипповича Касищева (Иван Касищев – пионер первого пионерского отряда в селе Нижняя Заимка. В 1924 году нижнезаимский отряд пионеров занял первое место в соревновании среди пионерских отрядов Тайшетского района. И.Касищев был избран делегатом на пионерский съезд в Москву).

Выступление Шестаковой Яны  с материалом о командире  партизан Шиткинского фронта  Е.Г.Кочергине, чьи стихи вошли в сборник.
Кочергин Евдоким Григорьевич — уроженец села Нижняя Заимка, командир партизан Шиткинского фронта. В 1919 году принимал активное участие в организации повстанческого движения в своей волости и в Бирюсинском крае. Закончил гражданскую войну в Крыму, принимал участие в разгроме черного барона Врангеля. Был тяжело ранен, демобилизован, вернулся в родное село. За боевые заслуги награжден самой высшей, по тем временам, наградой — Орденом Красного Знамени. В селе работал секретарем сельского совета.председателем сельпо. Вел большую общественную работу. Выполнял поручения секретаря партийной ячейки.

Стихотворение Кочергина Евдокима «Ликуй, страна», датированное 1937 годом, читает Кочергина Дарья.

Ликуй, страна социализма,
Ликуй, шестая часть земли.
Твоих побед и героизма
Никто не может превзойти.
Твои рабочие отряды,
Твои крестьянские полки
Под грохот пушек, гул снарядов
Контрреволюцию смели.
И царский трон – гнездо тиранов,
И с ним двуглавого орла
Повергли мы к ногам титанов
Геройства, доблести, труда.
И вместо хищника с когтями
Сияет Красная звезда,
И серп и молот заблистали -
Единство знамени труда.
Есть твой декрет о Мире миру,
Но если Родина в огне.
То за народным командиром
Мы будем снова на коне.
Ведь создана не для парадов
Твоя стальная РККА,
Ее полки, ее отряды
Разбили банды Колчака.
Затем деникинцев громили,
Бой под Костромою и Орлом.
С Уральских гор, с лесов Сибири
На юг рвались мы напролом.
С тех пор прошло уж лет немало,
Как царских прихвостней смели.
Еще прекраснее ты стала.
Одна шестая часть земли.
Ликуй, страна моя родная.
Плотины строй и города.
И пусть твоя звезда сияет
На красном знамени труда.

Учитель истории: Не только поэзия и проза отображали духовную жизнь народа, музыка тоже отображала жизнь.

Музыкальная жизнь страны в 30-е гг. связана с именами С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича, А.И.Хачатуряна, Т.Н.Хренникова, Д.Б.Кобалевского, И.О.Дунаевского.

Наибольшего расцвета достигла самая демократическая ветвь музыкального творчества – песенная. Здесь творили талантливые композиторы И.О.Дунаевский, Б.А. Мокроусов, М.И.Блантер, братья Покрасс и др.

А как же у нас в селе, развивалось песенное искусство? Об этом в интервью нам поведает всем вам знакомая Коршунова Л.А.

Учитель литературы: Популярным видом искусства 30 годов. несомненно, являлось кино. Оно в эти годы качественно изменилось - стало  звуковым. На экраны выходят замечательные фильмы.

В 1938 г режиссер С.М. Эйзенштейн вместе с писателем Петром Павленко пишут  сценарий историко-патриотического фильма «Александр Невский».

Знаменитое ледовое побоище снимали летом на специальной площадке, недалеко от «Мосфильма». Здесь же был сделан асфальтовый покров, его засыпали опилками, нафталином и солью, чтобы создать иллюзию снега.

Биограф В.Шиловский писал: «В этой картине проведено сопоставление двух масс, двух судеб: судьбы людей, врубающихся в чужую страну, и судьбы людей, защищавших свою землю».

Учитель литературы: А как же протекала в тридцатые годы жизнь в нашем селе? Как жил и чем занимался народ в Нижней Заимке? Об этом вам расскажет Иванова Анна. Она работала с материалами «Летописи села» в школьном историко-краеведческом музее.

Сообщение Ивановой Анны. Особое место в жизни села занимал Нижнезаимский сельский театр. Сначала с концертами выступали учащиеся, а потом и учителя: Казинец, Рожкова. Позже подключились и местные жители: Василий Малахов, Анатолий Кучумов, Иннокентий Лифантьев. Был в селе хор, им руководил Игнатий Старовойтов. Спектакли и концерты ставились в клубе каждую неделю. Клуб нес сельчанам культуру и новую жизнь.

Учитель литературы: А вот что нам при встрече рассказала старейший учитель школы Л.А. Коршунова.

Итог урока

Учитель истории.

  • В чем заключается суть понятия «культурная революция»?
  • Какие изменения происходили в системе народного образования?

Учитель литературы.

  • Какие произведения увидели свет в 30-е годы?
  • Какие фильмы вышли на экран?

Учитель истории: закончить наш урок хочется замечательной песней в исполнении Любови Орловой «Молодежная». Спасибо за урок!

Приложение. Духовная жизнь в СССР в 30-е годы

Культурная революция в СССР - ___________________________________

Методы обучения и воспитания

Предметы

Учебно-методическое сопровождение

     

 

Название произведения

Автор