Интегрированный урок алгебры и химии в 9-м классе обобщающего повторения «Подготовка к ГИА» (решение задач)

Разделы: Математика, Химия


Урок посвящен 315-летию «Арифметике» Леонтия Магницкого.

Цель: создать условия для формирования познавательной активности учащихся с целью повышения качества образования в условиях модернизации образовательного процесса.

Задачи:

  • формирование положительной мотивации к учебной деятельности и уравновешенного отношения к экзамену;
  • закрепление вычислительных умений и навыков учащихся по химии и математике.
  • развитие логического мышления и расширение кругозора учащихся; 
  • формирование чувства любви к Родине, к ее людям и историческому прошлому родной земли;
  • обеспечение личностно-ориентированного и гуманистического характера обучения, а также корригирование эмоционально-волевой сферы учащихся.

Оборудование: интерактивный комплекс, раздаточный материал, оборудование для химического эксперимента.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы. Формулирование цели и задач урока.

Учитель химии: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок – алгебра + химия. А вот о чем пойдет речь на уроке, вы узнаете, если отгадаете ребусы.

Презентация.

1 слайд

Сформулируйте цель нашего урока (решение задач по алгебре, геометрии и химии).

Учитель математики:

В 1703 году в России впервые появился учебник, который  включал алгебру, основы геометрии, тригонометрии и химии.

2 слайд

Отгадайте ребус и вы узнаете название этого учебника и его автора.

3. Выполнение заданий.

3 слайд

В этом году исполняется 315 лет первой печатной арифметике в России.

В книге «Арифметика» Л.Ф.Магницкий подробно описал арифметические действия с целыми и дробными числами, дал сведения о денежном счете, мерах и весах, рассмотрел много практических задач.

4 слайд

Давайте решим  задачу из этого учебника. Какую теорему мы применим? (учащиеся решают задачу самостоятельно с последующей проверкой)

5 слайд 

А теперь я предлагаю вам решить задачу по материалам ОГЭ (учащиеся решают задачу самостоятельно с последующей проверкой)
Посмотрите, ребята! 315 лет прошло с появления первого учебника арифметики. А мы решаем задачи, пользуясь рекомендациями Л.Ф.Магницкого.

6 слайд

Ребята, для решения задач надо знать таблицу умножения. И вот вам совет от Л.Ф. Магницкого. См. Приложение №1.

7 слайд.

Стук в дверь. Заходят 2 химика

1 химик: Добрый день! А теперь пришла пора решать задачи по химии. Вы спросите: «Какое отношение имеет химия к арифметике?»

2 химик: В жизни часто приходится сталкиваться с решением различных практических задач. Например, на кухне, в кулинарии, при консервации продуктов. С различными расчетами приходится сталкиваться на химическом производстве, в металлургии, в медицине и фармакологии. В медицине от дозы лекарственного вещества зависит результат лечения, в кулинарии – вкус полученного блюда. В химии важно знать, какие вещества и в каком количестве вступают в реакцию.

1 химик (показывает опыт)  См. Приложение №2.

2 химик: Давайте с вами рассмотрим способы решения задачи на смешение веществ из книги «Арифметика» Леонтия Филипповича Магницкого.

8 слайд

Задача 1.

1 химик: Решим задачу современным способом. Возьмем одну часть масла за «X». А другую часть масла - за «Y» и получим вот такое уравнение:

7(x+y) = 6x+10y
7x+7y=6x+10y
7x-6x=10y-7y
x=3y
1/3=x/y

Мы получили, что масла нужно смешать в пропорции 1 к 3.

2 химик: Рассмотрим старинный способ решения задачи.

В центре пишем концентрацию первого масла – 6. Под ней, отступив вниз, пишем концентрацию второго масла - 10. Слева, примерно посередине между верхней и нижней цифрами пишем концентрацию желаемого масла - 7. Соединяем три цифры отрезками прямых.
Первую концентрацию, поскольку она меньше  концентрации желаемого масла, вычтем из концентрации смешанного масла, и результат поставим справа от второй  концентрации по диагонали относительно первой. Затем из второй концентрации, которая больше концентрации желаемого масла, вычтем концентрацию смешанного масла, а то, что останется, напишем справа от первой  по диагонали ко второй концентрации. Соединим точки отрезками, и получим вот такой рисунок:

9 слайд

1 химик: Затем определяем соотношение полученных справа величин между собой. Рядом с ценой дешевого масла стоит цифра 3, а рядом с ценой дорогого масла – цифра 1.Следовательно, дешевого масла нужно взять втрое больше, чем дорогого. Для получения масла ценой 7 гривен, нужно взять масла в пропорции 1 к 3. Значит, дешевого масла должно быть втрое больше, чем дорогого масла.

2 химик: Сравнивая оба способа – современный и старинный (Магницкого), мы видим, что ответы, полученные двумя способами, одинаковы, значит, такой способ вполне применим к решению  задач на смешение веществ.

10 слайд 

Задача 2.

1 химик: Рассмотрим  другие подобные задачи. Например, задача на смешение веществ в повседневной жизни.

2 химик: Однажды в парикмахерской подошел ко мне мастер с неожиданной просьбой:

- Не поможете ли нам разрешить задачу, с которой мы никак не можем справиться?

- Уж сколько раствора испортили из-за этого! – добавил другой мастер.

- В чем задача? – осведомился я.

- У нас есть два раствора по 250г перекиси водорода: 30% и 3%. Эти растворы мы смешали. Какова концентрация полученного раствора?

1 химик: Как мы будем решать эту задачу? (учащиеся решают задачу самостоятельно с последующей проверкой)

слайд  (Проверка)

Домашнее задание.

См. Приложение №3.

V. Итог урока.

Учитель химии: Итак, мы сегодня познакомились с удивительным человеком - Л.Ф. Магницким.

Учитель математики: 315 лет назад он создал учебник «Арифметика».

Учитель химии: И вы уже увидели, что задачи по химии также были включены в этот учебник.

Учитель математики: В заключение нашего интегрированного урока мы предлагаем вашему вниманию проектную работу учениц 9 класса Пушкиной Н. и Гостевой К.

 (Проектная работа. См. приложение №4)

12 слайд  (Спасибо за урок!)

Интернет-ресурсы

1) http://novijmir.blogspot.ru/2013/06/blog-post_25.html
2) https://infourok.ru/arifmetike-lf-magnickogo-v-godu-let-2311428.html
3) http://matpom.ucoz.ru/news/arifmetike_magnickogo_310_let/2013-10-04-6
4) http://azbukivedi-istoria.ru/publ/prochee/l_f_magnickij_pervyj_uchitel_matematiki_i_morskikh_nauk_v_rossii/5-1-0-114
5) https://infourok.ru/nauchnoissledovatelskaya-rabota-reshenie-zadach-iz-arifmetiki-magnickogo-1536095.html
6) https://studfiles.net/preview/2975897/page:35/
7) http://pandia.ru/text/79/549/18898.php
8) https://sheba.spb.ru/shkola/arifmetika-magn1703-1914.htm
9) http://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43587235658/Arifmetika-Magnitskogo
10) http://matemat.me
11) http://matematika.gym075.edusite.ru/magnickiy.html
12) http://matematika.gym075.edusite.ru/zadachi.html

Литература

1) Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1995.