Коррекционно-развивающее занятие «Замок волшебников»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: развитие произвольности психических процессов у старших дошкольников.

Форма проведения: подгрупповая (7-10 человек) для детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Развивать внимание, воображение, память, мышление, восприятие.
  • Расширять словарный запас и совершенствовать коммуникативные навыки.
  • Развивать словесно-логическое мышление.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать произвольность и самоконтроль.
  • Способствовать созданию положительного эмоционального фона.

Материалы к занятию: волшебная коробка, музыка  «Мы летим на ковре-самолете», мешочек с волшебными палочками (для педагога и детей), шкатулка с шариками из соленого теста, видеописьмо волшебницы Майи, карта замка, карточки с животными (10 разных), разрезные картинки «Волшебники», картинки различных зверей, магнитная доска, магниты (10 шт.), бланки с геометрическими фигурами, папка с файлами (для создания книги).

Ход деятельности

1. Приветствие

Цель: организация детей, создание положительного эмоционального настроя, развитие навыков общения.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас сегодня видеть на занятии. Предлагаю нам всем поприветствовать друг друга, для этого встанем в круг. Но приветствовать друг друга мы будем необычным способом. Я назову часть тела, поздороваюсь с … (имя рядом стоящего ребенка), а вы касаетесь ею, и таким образом, приветствуете друг друга.

  • Пальчик к пальчику. (Дети приветствуют друг друга пальчиками).
  • Ладошка к ладошке. (Дети здороваются ладошками).
  • Локоток к локотку. (Прикасаются друг к другу локотками).
  • Спинка к спинке. (Поворачиваются спинками друг к другу).

2. Основная часть

Ребята, когда шла к вам в группу, я встретила добрую волшебницу, ее зовут Майя, у нее в руках была вот эта коробочка, мне стало очень интересно для чего она нужна волшебнице, она рассказала, если потереть ее рукой, то можно попасть на волшебный ковер-самолет, и улететь на нем в замок волшебников. Я попросила коробочку и теперь у нас есть возможность побывать в этом замке. Но прежде, чем мы туда отправимся, скажите, что вы знаете о волшебниках? Какие волшебные предметы бывают? В каких сказках есть герои волшебники?

Игра. Звучит музыка «Мы летим на ковре-самолете».

Дети расставляют руки в стороны, как будто они летят и пытаются сохранить равновесие, ходят по кругу. Музыка выключается, дети останавливаются.

Ребята, вот мы и добрались до замка, вам нравится здесь? (педагог-психолог оглядывается по сторонам).

Молодцы! Мне тоже здесь очень нравится. Все люди, которые сюда попадают, становятся волшебниками. А вы хотели бы стать волшебниками?

Скажите, а без чего не может обойтись волшебник? Правильно, без волшебной палочки. Посмотрите, что это? Волшебница Майя оставила нам видеописьмо. Давайте посмотрим? На экране появляется волшебница: «Мои маленькие помощники, у меня приключилась беда! Я потеряла свою волшебную палочку и хочу сделать новую, но не знаю, как и из чего ее можно сделать!»

Ребята, поможем Майе? Подскажем из чего и как можно сделать волшебную палочку.

На экране появляется волшебница: «Молодцы ребята, спасибо, в благодарность за это получите от меня сюрприз».

(Воспитатель в группу заносит мешочек, говорит, что прислали по почте).

Ребята, посмотрим? (дети достают из мешочка волшебные палочки).

А вы умеете ими пользоваться? Тогда нам нужно выучить волшебное заклинание. Повторяйте: «Снип-снап-снурре!» (дети повторяют заклинание 3 раза).

Ну что, попробуем совершить наше первое волшебство?

Давайте все закроем глаза, взмахнем волшебными палочками и дружно произнесем заклинание. (Психолог ставит волшебную шкатулку). Смотрим, что же мы с вами наколдовали?

Ребята, правильно, это волшебная шкатулка. Она поможет вам стать ловкими, внимательными и здоровыми, посмотрим что там внутри? (Открываем шкатулку, дети берут, заранее подготовленные, шарики из соленого теста).

Игра на развитие мелкой моторики.

Я в ладошках шар катаю Взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка.

(В соответствии со словами дети выполняют движения). -Молодцы ребята.

Посмотрите, а здесь что такое, на стене висит? Это же карта замка (психолог показывает на плакат «Звездное небо»). Смотрите, в этом замке есть много разных комнат, я думаю в них очень интересно, но чтобы в них попасть, нужно выполнять задания. Попробуем?

Первая комната зелий.

Чтобы в нее попасть, давайте прочтем заклинание «Снип-снап-снурре!» и дотронемся до карты палочками, тогда мы переместимся в эту комнату (дети читают заклинание и дотрагиваются до карты).

Первая комната. Комната зелий.

Вот мы и в комнате зелий. Посмотрите - новое письмо от Волшебницы Майи. На экране появляется волшебница: «Мои маленькие волшебники, в замке волшебства снова случилась неприятность. Один начинающий волшебник совершенно случайно перепутал зелья и заколдовал всех животных, теперь свиньи думают, что они кошки; кошки думают, что они утки, утки считают, что они лягушки, а лягушки, что они свиньи.

Ребята, мы поможем волшебнице? Давайте попробуем расколдовать животных, назвав их отличия? (психолог показывает картинки, дети говорят чем эти животные отличаются друг от друга).

Молодцы, ребята, мы справились. Давайте посмотрим какая же следующая комната.

Вторая на нашей карте комната чудес.

Чтобы в нее попасть, говорим заклинание: «Снип-снап-снурре!» и дотрагиваемся до карты палочками, тогда мы переместимся в эту комнату (дети читают заклинание и дотрагиваются до карты).

Ребята, в этой комнате все перепутано! Вам нужно назвать нелепицы, которые вы заметите. Справитесь?

В волшебной стране есть замок с чудесами «Сходите, взгляните – увидите сами: Собака садится играть на гармошке, Ныряют в аквариум рыжие кошки, Носки начинают вязать канарейки, Цветы малышей поливают из лейки, Старик на окошке лежит, загорает, А внучкина бабушка в куклы играет.

И рыбы читают веселые книжки, Отняв потихонечку их у мальчишки».

- Вы заметили ошибки, какие? (дети называют ошибки, если дети затрудняются, то читаю еще раз и дети поправляют ошибки после каждой строчки).

Молодцы, нашли все нелепости, движемся дальше.

Третья комната - «Хотелок, тыкалок и яколок».

Ребята, эта комната «Хотелок, тыкалок и яколок». В этой комнате все ребята, могут превратиться в непослушных детей и тогда им придется навсегда остаться здесь, разве мы допустим такое?

Слушайте внимательно, наше первое задание. В этой комнате нельзя говорить слово «хочу», если кто-то скажет, тому придется остаться здесь навсегда.

Психолог задает любые вопросы, где ответом может быть слово - «хочу». (Хотите шоколадку? Хотите поиграть? Кто хочет веселиться?)

Если все же кто-то сказал слово – «хочу», то нужно предложить выручить ребенка и помочь ему выбраться с помощью следующего задания, которое называется «тыкалка». Психолог подходит к детям (аккуратно тыкает, щекочет, дергает за руку), главное правило – не засмеяться. Если кто-то засмеялся, то на помощь приходят остальные ребята и выполняют третье задание - «я». В этой игре, главное правило, - нельзя говорить слово я. (Психолог задает вопросы: «Кто здесь самый умный?», «Кто знает сколько пальцев на одной руке?», «Кто мне подскажет, какой это цвет?»

Вот какие же мы молодцы и в этой комнате справились с заданиями. Идем дальше.

Четвертая комната «Магических отражений».

Ребята, в этой комнате нам снова нужно немного поколдовать: в школе волшебства от магических заклинаний разбились зеркала, и некоторые волшебники совсем потеряли свое отражение. Посмотрите в зеркало, у вас есть отражение?

И волшебникам мы можем помочь, собрав в целое осколки зеркал (детям дают разрезные картинки, они их собирают)

Молодцы, прекрасно справились с заданием, волшебники вам очень благодарны! Давайте посмотрим, в какую комнату мы идем дальше.

Пятая «Комната чудесных перемещений».

Ребята, вот мы и очутились в комнате перемещений, посмотрите – в школе магии хотят побывать не только ребята, но и зверята, посмотрите, какая очередь собралась, постарайтесь запомнить кто из зверей где стоит. Ребята, за стенами школы поднялся сильных вихрь, и все зверята в очереди перепутались, давайте попробуем вспомнить кто за кем стоял и восстановить очередность. Теперь закройте глазки. Смотрите, кто-то поменялся местами, кто? (игра повторяется 3 раза – 5,8 и 10 картинок).

Мы и с этим заданием справились. Идем дальше.

Шестая. «Комната превращений».

Ну, вот мы и добрались до самой волшебной комнаты в замке. Здесь мы с вами попробуем превратить фигуры в самые разные предметы.

(Психолог приглашает детей за стол и дает листочки с нарисованными различными геометрическими фигурами)

Давайте попробуем? Во что можно превратить круг?

Я бы превратила в автомобиль, смотрите как (психолог дорисовывает круг до автомобиля). Попробуйте теперь и вы создать что-нибудь из этих фигур.

- Ребята, мы справились со всеми испытаниями в волшебном замке, помогли волшебнице Майе. Теперь вы стали настоящими волшебниками. Давайте вместе с вами сделаем книгу превращений, вставим в нее наши рисунки, а еще оставим несколько чистых листов, чтобы волшебство продлилось и в группе.

- Нам пора возвращаться в детский сад. Готовы? Тогда давайте прочтем заклинание «Волшебство сейчас начнется! Топ — топ, хлоп — хлоп, вокруг себя повернись, в детском саду очутись!»

3. Рефлексия

Ну что, маленькие волшебники, вам понравилось в школе магии и волшебства? В какой из комнат вам понравилось больше всего? Какое из заданий показалось вам самым сложным?

Ритуал прощания.

Упражнение «Теплые ладошки»

Цель: закрепление положительного эмоционального эффекта.

Я прошу вас встать в круг.

Ребята, добрый поступок — тоже волшебство. Мы с вами сейчас поделимся частичкой своей доброты. Трем ладошки так сильно, чтоб они стали очень теплыми, и передаем свое тепло и доброту стоящим рядом.

Никогда не забывайте, что каждый человек может стать волшебником. И ни на минутку, а на всю жизнь, для этого его поступки должны быть веселыми, добрыми и солнечными. Спасибо большое за приключения, мне было с вами очень весело и интересно. До свидания!