Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной жизни и творчеству Александра Блока и Бориса Пастернака "Пока горит свеча..."

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цели и задачи: познакомить детей с жизнью и творчеством А.Блока и Бориса Пастернака (поэтов Серебряного века); развивать творческие способности учащихся (навыки выразительного чтения, речевые навыки, актёрские способности), воспитание у школьников чувства гордости за свою Родину.

На фоне музыки звучат слова:
…Ты видишь цель, но не забудь: мы все мишени.
Поторопись – всему есть срок,
Свои законы у поэта.
Россия ждёт целебных строк,
Перо сильнее пистолета…
(песни Владимира Турапина «Я время вызвал на дуэль» 1 дорожка)

Ведущий: теперь, когда 20 век позади, по-новому воспринимается творческое наследие многих поэтов. Опять, как и в первой половине 20 столетия, выделяются на многообразном и пёстром фоне литературы этих исторических десятилетий поэтические голоса Александра Блока и Бориса Пастернака. В них не только предельная искренность, но и глубокое предчувствие перспективы истории, способность расслышать в звуках современности голоса грядущего.

Анна Ахматова назвала Блока «трагическим тенором эпохи». Борис Пастернак в стихотворении «Ветер. Четыре отрывка о Блоке» сказал о трагическом и мужественном пророчестве Блока, предвидевшего гибель старой культуры, в которой был он воспитан, и сожалевшего о ней, лицом к лицу встретившего «роковые минуты истории

Борис Пастернак

Блок на небе видел разводы.
Ему предвещал небосклон
Большую грозу, непогоду,
Великую бурю, циклон.

Блок ждал этой бури и встряски.
Её огневые штрихи
Боязнью и жаждой развязки
Легли в его жизнь и стихи.

Ведущий: Александр Александрович Блок прошёл недолгий, но сложный творческий путь, заполненный большими историческими событиями и явлениями. На глазах у Блока происходили никогда не слыханные ранее исторические перемены. Старая и новая Россия, её прошлое, настоящее и будущее, история и современность – это вопросы, которые всю жизнь волновали поэта и на которые он искал ответ.

Стихотворение «Россия»

Опять, как в годы золотые,
Три стёртых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слёзы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет –
Не пропадёшь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…

Ну что ж? Одной заботой боле –
Одной слезой река шумней,
А ты всё та же – лес да поле,
Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснёт в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..


Ведущий: Россия для Блока – это прежде всего Родина, А Родина для поэта – это «огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, но бесконечно более уютное, ласковое».

«Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», - писал Блок К.Станиславскому.

Образ Родины проявляется в лирике поэта постепенно, она будто открывает то один свой лик, то другой. В стихотворении «Русь» (1906) Россия - это таинственная, колдовская земля, разноликая, овеянная ворожбой, непостижимой тайной:

Стихотворение «Русь»

Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю – и за дремотой тайна,
И в тайне – ты почиешь, Русь.

Русь опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна.

Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сёл.

Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.

Где буйно заметает вьюга
До крыши – утлое жильё
И девушка на злого друга
Под снегом точит лезвие.

Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены,
И вихрь, свистящий в голых прутьях,
Поёт преданья старины…

Так – я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах её лохмотий
Души скрываю наготу.

Тропу печальную, ночную
Я до погоста протоптал,
И там, на кладбище ночуя,
Подолгу песни распевал.

И сам не понял, не измерил,
Кому я песни посвятил,
В какого бога страстно верил,
Какую девушку любил.

Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах ты,
И вот - она не запятнала
Первоначальной чистоты.

Дремлю – и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь.
Она и в снах необычайна,
Её одежды не коснусь.

 Ведущий: Блок бесконечно любил Россию – её старину и её светлое будущее, её землю и небо, её снега и звёзды… Это была удивительная любовь, глубоко личное чувство.

Стихотворение «Осенний день»

Идём по жнивью не спеша,
С тобою, друг мой скромный,
И изливается душа,
Как в сельской церкви тёмной.

Осенний день высок и тих,
Лишь слышно – ворон глухо


Зовёт товарищей своих,
Да кашляет старуха.

Овин расстелет низкий дым,
И долго под овином
Мы взором пристальным следим
За лётом журавлиным.

Летят, летят косым углом,
Вожак звенит и плачет…
О чём звенит, о чём, о чём?
Что плач осенний значит?

И низких нищих деревень


Не счесть, не смерить оком,
И светит в потемневший день
Костёр в лугу далёком …

О, нищая моя страна,
Что ты для сердца значишь?
О, бедная моя жена,
О чём ты горько плачешь?

Ведущий: в стихотворении «На железной дороге» Блок прибегает к более широкому обобщению: в портрете героини проглядывает один из ликов России, изображённый и в стихотворении «Россия».

Стихотворение «На железной дороге»

Под насыпью, во рву некошеном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих –
Нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон…

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали жёлтые и синие;
В зелёных плакали и пели.

Вставали сонные за стёклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блёклыми,
Её, жандарма с нею рядом…

Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною,
Скользнул, и поезд вдаль умчало.

Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая…
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая…

Да что – давно уж сердце вынуто!
Так много отдано поклонов,
Так много жадных взоров кинуто
В пустынные глаза вагонов…

Не подходите к ней с вопросами,
Вам всё равно, а ей – довольно:
Любовью, грязью иль колёсами
Она раздавлена – всё больно.

Ведущий: облик России видится поэту через дороги, ветры, пути. Он высказывает предчувствие, что на Россию надвигается что-то страшное, что Россия отдаст «разбойную красу» чародею, который может её «заманить» и «обмануть», и вместе с тем выражает веру в то, что Россия не пропадёт.

Сложное, стремительное, бушующее время…

И всё-таки…великое время!

На петербургского студента и стихотворца А.Блока повеяло новой жизнью с силой необыкновенной.

Блок: «Мы сами ждём от себя вихрей…хочу действенности, чувствую, что близится опять огонь, что жизнь не ждёт…Старое рушится…Какое важное время! Великое время! Но это время породило во мне противоречивое отношение к жизни…

Что за пламенные дали
Открывала нам река!
Но не эти дни мы звали,
А грядущие века...

 Я стремлюсь к роскошной воле,
Мчусь к прекрасной стороне,
Где в широком чистом поле
Хорошо, как в чудном сне…

Ведущий: в этом жизненном вихре рождались как «мгновения яркого света» «Стихи о прекрасной даме». История земной любви к дочери российского химика Дмитрия Ивановича Менделеева Любови Менделеевой перерастает в романтико-символический миф. Земное и небесное противостоят друг другу и в то же время стремятся к единению. Но любовь слишком хрупка. Она боится грубого слова и неверного жеста.

Любовь – это поэзия, музыка человеческого сердца, мелодия удивительная, прозрачная, как слеза.

Стихотворение

Вхожу я в тёмные храмы,
Совершаю бедный обряд,
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцанье красных лампад.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озарённый,
Только образ, лишь сон о НЕЙ.

О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая – Ты.

Ведущий: драматическая, бурлящая событиями жизнь требовала от Блока поэтического осмысления. В жизнь поэта врывается жестокая повседневность, людское горе. Нарушилась идиллия мировой гармонии. Поэт отходит от философии Соловьёва и погружается в сложный и противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы.

Блок:

Как тяжело ходить среди людей
И притворяться непогибшим,
И об игре трагической страстей
Повествовать ещё не жившим.

 И, вглядываясь в свой ночной кошмар,
Строй находить в нестройном вихре чувства,
Чтобы по бледным заревам искусства
Узнали жизни гибельный пожар!

Ведущий: к сожалению, «страшный мир» обрекает Блока испытать его тлетворное влияние. Поэт трагически переживает состояние собственной греховности, безверия, опустошённости.
А любовь? Её нет. Есть лишь «горькая страсть», бунт «чёрной крови».

Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе»

Блок:

Миры летят, года летят. Пустая
Вселенная глядит в нас мраком глаз,
А ты, душа, усталая, глухая,
О счастии твердишь – который раз1

 Страшный мир! Он для сердца тесен!
В нём – твоих поцелуев бред,
Томный морок цыганских песен,
Торопливый полёт комет!

Ведущий: и как бы ни был «страшный мир», особое место занимает память о прошлом, возвращение к дням юности, верность былым идеалам.

Блок: «Душа настоящего человека есть самый сложный и самый певучий музыкальный инструмент».

Благословляю всё, что было,
Я лучшей доли не искал.
О, сердце, сколько ты любило!
О, разум, сколько ты пылал!

 Пускай и счастие, и муки
Свой горький положили след,
Но в страстной буре, в долгой скуке
Я не утратил прежний свет.

Пастернак:

Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других,
Как бы им в даренье.

 2. Звучит музыка романса на слова Б. Пастернака «Зимняя ночь» (мело, мело по всей земле).

Стихотворение «Зимняя ночь»

Ведущий: мягкая лирика романса волнует душу слушателей, заставляет нас переживать. В невероятно трудных условиях рождались прекрасные стихи Бориса Пастернака.

Из всех поэтов своего поколения Борис Пастернак был самым образованным, самым начитанным; он свободно говорил на четырёх языках, переводил немецких, французских, английских поэтов.

Предметом внимания, восхищения и переживания была и музыка, но профессиональное увлечение ею и сочинительство, несмотря на поощрения Скрябина, Пастернак оставил ещё в юности.

Сделав выбор в пользу Слова, он встал на поэтический путь.

Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать».

Ведущий: Таков был Борис Пастернак: чрезмерная впечатлительность, порывистость, необузданность чувств.

Одной из главных тем его книги стихов (1932) «Второе рождение» была любовь. Пастернак ставит любовь в один ряд с красотой, с жизнью и её загадками, с простотой и бескорыстием основ бытия. Любовь побуждает жить без фальши, благодаря ей духовные и душевные силы человека расцветают, и он становится лучше и нравственно чище.

 Стихотворение «Любить иных – тяжёлый крест»

Любить иных – тяжёлый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Всё это – не большая хитрость

Ведущий: Пастернак – поэт нового столетия, с которым его роднит понимание сложности и трагичности бытия, стремление быть свободным, правдивым и морально честным до конца.

Его стихи не самоцель, а могучее средство для показа тех сложных переживаний и дум, которыми богат его внутренний мир.

Пастернак:

Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

 Ведущий: Великая Отечественная война вызвала в поэте духовный и патриотический подъём. Он написал о войне несколько стихотворений, ездил на фронт в составе бригады писателей, написал книгу стихотворений «На ранних поездах»

Стихотворение «Страшная сказка».


Ведущий: после войны Пастернак приступил к созданию романа «Доктор Живаго». На родине произведение отказались печатать, оно было издано в 1957 году за рубежом. Началась злобная травля писателя. От него потребовали выехать за границу. Пастернак не мог этого сделать, потому что не мыслил себя вне России.

Стихотворение «Нобелевская премия»

Ведущий: последняя написанная поэтом книга стихотворений вышла в Париже в 1959 году. В ней достигнута та «неслыханная» простота выражения, к которой всю жизнь стремился поэт.

Стихотворение «Весна в лесу».

Ведущий: с тёплым юмором и с лёгким дыханием встречает поэт весну в лесу, радуясь и таянью снегов, и петуху с курицей, и еловому мусору, и затопленным проталинам, и наступившей после зимы жаре. А это значит, что он бесконечно любит жизнь и хочет, чтобы её полюбили все.

В 1960 году Пастернака не стало.

  
Но его стихи и сегодня популярны и звучат в исполнении известных актёров, унося нас в тревожный, но удивительный мир его поэзии.

(Звучит песня из кинофильма – «Никого не будет в доме»)