Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. Ранняя лирика

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

  • углубление знаний учащихся об основных этапах жизни и творчества Анны Андреевны Ахматовой;
  • знакомство с идейно-художественным своеобразием ранней лирики А.А.Ахматовой;
  • развитие умений проникать в мир чувств лирического героя, наблюдать за развитием лирического сюжета стихотворения;
  • воспитание любви к поэзии и к литературно-художественному наследию прошлого России.

Оборудование урока: презентация «Анна Андреевна Ахматова. Слово о писателе», раздаточный материал со стихотворениями А.А.Ахматовой и алгоритмом анализа поэтического текста; выставка поэтических сборников А.А.Ахматовой.

Методические приёмы: лекция с элементами беседы; прослушивание аудиозаписи стихотворений; выразительное чтение учащимися отдельных стихотворений; анализ поэтических текстов.

Ход урока

I. Организационный этап

1. Определение темы урока

2. Формулирование (вместе с учащимися) задач урока: расширить знания о жизни и творчестве А.А. Ахматовой; познакомиться со своеобразием творческой манеры поэтессы; соприкоснуться с миром чувств лирической героини ранних стихотворений Ахматовой.

II. Актуализация опорных знаний

  1. Что вы знаете о Серебряном веке русской литературы?
  2. Имена каких поэтов первого двадцатилетия 20 века вы можете назвать?
  3. Какие поэтические течения они представляли?
  4. Что вам известно об Анне Андреевне Ахматовой?

III. Знакомство с новым материалом

1. Слово учителя. Одна из самых ярких, самобытных и талантливых поэтесс Серебряного века, Анна Горенко, более известная своим почитателям как Ахматова, прожила длинную и насыщенную трагическими событиями жизнь. Эта гордая и одновременно хрупкая женщина была свидетельницей двух революций и двух мировых войн… Познакомимся с основными эпизодами её личной и творческой биографии.

2. Основные этапы жизни и творчества Анны Андреевны Ахматовой (лекция с элементами беседы)

Анна Горенко появилась на свет летом 1889 года в семье потомственного дворянина и отставного инженера-механика флота Андрея Антоновича Горенко и Инны Эразмовны Стоговой, принадлежавшей к творческой элите Одессы. Девочка родилась в южной части города, в доме, который располагался в районе Большой Фонтан. Она оказалась третьей по старшинству из шестерых детей.

Едва малышке исполнился год, родители переехали в Санкт-Петербург, где глава семьи получил чин коллежского асессора и стал чиновником по особым поручениям. Семья поселилась в Царском Селе, с которым и связаны все детские воспоминания Ахматовой.

  • Что вы знаете о Царском Селе? Какие ассоциации у вас возникают при его упоминании?
  • Как Анна Ахматова вспоминала Царское Село и свои детские впечатления, связанные с именем Александра Сергеевича Пушкина? (Предварительное индивидуальное задание)

Отец боялся, что поэтические увлечения дочери опозорят его фамилию, поэтому еще в юном возрасте будущая поэтесса взяла себе творческий псевдоним — Ахматова. «Назвали меня Анной в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой. Ее мать была чингизидкой, татарской княжной Ахматовой, чью фамилию, не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом, я сделала своим литературным именем». (Анна Ахматова)

Источником творческой мысли в семье была мама. Она знала наизусть множество стихов разных поэтов наизусть. Инна Эразмовна первая решила, что дочь станет поэтом. Она напророчила Анне такую судьбу еще до того, как девочка написала свои первые строчки.

Детей обучали светскому этикету. Читать Аня научилась по азбуке Льва Толстого, а французский язык выучила ещё в раннем детстве, слушая, как учительница преподаёт его старшим детям. Образование будущая поэтесса получала в Мариинской женской гимназии. Предпоследний класс она доучивалась на дому, в Евпатории, а последний класс заканчивала в киевской Фундуклеевской гимназии.

После завершения учёбы Горенко становится студенткой Высших женских курсов, выбрав для себя юридический факультет. Но если латынь и история права вызывали в ней живой интерес, то юриспруденция показалась скучной, поэтому девушка продолжила образование в любимом Санкт-Петербурге, на историко-литературных женских курсах Н.П.Раева.

В ранней юности, когда девушка училась в Мариинской гимназии, она познакомилась с талантливым молодым человеком, впоследствии известным поэтом Николаем Гумилёвым. И в Евпатории, и в Киеве девушка переписывалась с ним. Весной 1910 года они обвенчались в Николаевской церкви, которая и сегодня стоит в селе Никольская Слободка под Киевом.

  • Что вам известно о поэте Николае Гумилёве?

1912-й становится годом прорыва в её биографии. В этом памятном году не только рождается единственный сын поэтессы – Лев Гумилёв, но и выходит маленьким тиражом её первый сборник под названием «Вечер». На склоне лет женщина, прошедшая все тяготы времени, в котором ей выпало родиться и творить, назовёт эти первые творения «бедными стихами пустейшей девочки». Но тогда стихи Ахматовой нашли первых своих почитателей и принесли ей известность.

Спустя 2 года выходит второй сборник, названный «Чётки». И это уже был настоящий триумф. Поклонники и критики восторженно отзываются о её творчестве, возводя в ранг самой модной поэтессы своего времени. Ахматовой больше не нужна протекция мужа. Её имя звучит даже громче, чем имя Гумилёва.

В революционном 1917-м Анна выпускает свою третью книгу – «Белая стая». Она выходит внушительным тиражом в 2 тысячи экземпляров.

Пара расстаётся в неспокойном 1918 году. А летом 1921-го Николая Гумилёва расстреляли. Ахматова тяжело переживала смерть отца своего сына и человека, который ввёл её в мир поэзии.

С середины 1920-х для поэтессы наступают тяжёлые времена. новые стихи Ахматовой перестали печатать, а старые не переиздавали. В то время поэтесса начала увлекаться архитектурой старого Петербурга и творчеством А.С.Пушкина.

Как писала Ахматова, «такой судьбы не было еще ни у одного поколения». В 30-е годы был арестован Николай Пунин, дважды арестован Лев Гумилев. В 1938 году его приговорили к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. О чувствах жен и матерей «врагов народа» — жертв репрессий 1930-х годов — Ахматова позже написала одно из своих знаменитых произведений — автобиографическую поэму «Реквием».

«Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде», — писала поэтесса в воспоминаниях. Ахматову эвакуировали сначала в Москву, затем в Ташкент — там она выступала в госпиталях, читала стихи раненым солдатам и «жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте». В Северную столицу поэтесса смогла вернуться лишь в 1944 году. «Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, что я описала эту мою с ним встречу в прозе… Проза всегда казалась мне и тайной, и соблазном. Я с самого начала все знала про стихи — я никогда ничего не знала о прозе» (Анна Ахматова).

В 1946 году было вынесено специальное Постановление оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» — за «предоставление литературной трибуны» для «безыдейных, идеологически вредных произведений». Оно касалось двух советских писателей — Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Их исключили из Союза писателей.

В 1951 году поэтессу восстановили в Союзе писателей. «Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных». (Анна Ахматова).

В 1962 году поэтесса завершила работу над «Поэмой без героя», которую писала в течение 22 лет. Как заметил поэт и мемуарист Анатолий Найман, «Поэма без героя» написана Ахматовой поздней об Ахматовой ранней — она вспоминала и размышляла об эпохе, которую застала.

В 1960-е годы творчество Ахматовой получило широкое признание — поэтесса стала номинантом на Нобелевскую премию, получила литературную премию «Этна-Таормина» в Италии. На следующий год вышел последний прижизненный сборник стихов и поэм — «Бег времени».

Болезнь заставила Анну Ахматову в феврале 1966 года переехать в подмосковный кардиологический санаторий. В марте она ушла из жизни. Поэтессу отпели в Никольском морском соборе Ленинграда и похоронили на Комаровском кладбище. «Не только умолк неповторимый голос, до последних дней вносивший в мир тайную силу гармонии, — с ним завершила свой круг неповторимая русская культура, просуществовавшая от первых песен Пушкина до последних песен Ахматовой». (Профессор-славист Никита Струве).

  • Как вы поняли слова известного учёного Никиты Струве об Анне Андреевне Ахматовой?

IV. Выразительное чтение и анализ стихотворений А.А.Ахматовой, написанных в 1910– 1920-х годах

1. Стихотворение «Молитва» (1915)

Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар —
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.

  • В чём заключается смысл названия стихотворения? (Лирическая героиня молится о самом сокровенном)
  • Какие времена переживала Россия в этот период? (Идёт Первая мировая война: кровь, жертвы, разрушения…)
  • К кому и зачем обращается лирическая героиня? (Лирическая героиня обращается к Всевышнему с просьбой-мольбой о судьбе Родины – России)
  • Чем и ради чего она готова была пожертвовать? (Ради счастья Родины и её славного будущего героиня готова пойти на любые жертвы)
  • Сформулируйте основную мысль стихотворения. («Чтобы туча над тёмной Россией / Стала облаком в славе лучей»)
  • Насколько это стихотворение автобиографично? (Николай Гумилёв был на фронте. Это стихотворение задумывалось как письмо ему. Анна Ахматова тяжело переживала судьбу России в военное время, особенно в 1915 году)
  • Какие средства художественной выразительности доминируют? (Метафоры, эпитеты, антитеза)

2. Стихотворение «Сказал, что у меня соперниц нет…» (1921)

Сказал, что у меня соперниц нет.
Я для него не женщина земная,
А солнца зимнего утешный свет
И песня дикая родного края.
Когда умру, не станет он грустить,
Не крикнет, обезумевши: «Воскресни!»
Но вдруг поймет, что невозможно жить
Без солнца телу и душе без песни.
…А что теперь?

  • Каков лейтмотив этого стихотворения? (Человек не замечает и не ценит своего простого человеческого счастья)
  • Какие чувства и настроения лирической героини отражены? (Печаль, горечь, безысходность)
  • Как лирическую героиню воспринимает её избранник? (Как нечто привычное и обыденное)
  • В каких строках представлена кульминация развития лирического сюжета? (Когда умру…»)
  • Что меняется в восприятии героя-мужчины? (Наступает прозрение: героиня являлась счастьем, смыслом жизни, тем, без чего невозможно жить…)
  • Смысл последнего стиха-вопроса? (Этот риторический вопрос отражает горечь лирической героини: мы не замечаем собственного счастья в обычной жизни и понимаем, как оно было близко, только тогда, когда привычный мир уюта и благополучия оказывается разрушенным.)

3. Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» (1922)

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час.. .
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.

  • Каков лейтмотив стихотворения и где он заявлен? (Лейтмотив заявлен в первой строке стихотворения)
  • Каково отношение лирической героини к эмиграции? (Эмиграция воспринимается как предательство, бегство с родной земли)
  • Как представлена судьба эмигранта? (жалкий, тёмный путь изгнанника, заключённого, больного, странника)
  • Что испытывает лирическая героиня, когда говорит о судьбе тех, кто решил разделить с Россией все тяготы общей судьбы? (Гордость, чувство собственного достоинства, непреклонность, твёрдость позиции, осознанность выбора)

4. Стихотворение «Муза» (1924)

Когда я ночью жду ее прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?» Отвечает: «Я!».

  • Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Чему посвящена первая часть? (Лирическая героиня надеется на приход вдохновения)
  • Какова тема второй части? (Явление Музы)
  • Как представлена Муза? («Милая гостья с дудочкой в руке»)
  • Можно ли стихотворение интерпретировать в автобиографическом контексте? (Анна Ахматова не устроена: она скитается по чужим квартирам; расстрелян первый муж; неопределённость в личной жизни; стихотворения почти не печатают…)
  • В чём смысл появления образа великого Данте и его бессмертной «Божественной комедии»? (Это намёк на бессмертие настоящего творца в веках, которое может даровать только Муза)
  • Динамика чувств и настроений лирической героини? (Ожидание, тревога, волнение, страх, безысходность, осознание бессмысленности жизни и творчества – постепенное обретение уверенности, спокойствия, умиротворённости)

V. Рефлексия

  • Какой эпизод из личной или творческой биографии Анны Андреевны Ахматовой вам больше других запомнился и почему?
  • Какие особенности творческой манеры Анны Ахматовой вы можете назвать? (автобиографичность лирики; психологизм; динамика лирического сюжета; темы любви, родины, смысла жизни и творчества; простота образов; роль антитезы; метафоричность восприятия мира; каждое стихотворение – законченная миниатюра)
  • Какие настроения доминируют в лирике А.А.Ахматовой в 1914–1925 годы – на примере прочитанных стихотворений?

VI. Домашнее задание

  • Устное сообщение о жизни и творчестве А.А.Ахматовой (3–5 минут)
  • Письменный анализ стихотворения А.А.Ахматовой «И упало каменное слово…»