Урок биологии по теме "Общая характеристика Типа Хордовые"

Разделы: Биология


Цель урока: создать условия для понимания обучающимися эволюционной взаимосвязи между беспозвоночными и хордовыми животными, через сравнение беспозвоночных с ланцетником.

Задачи:

  • Создать условия для возможности сравнения строения беспозвоночных и позвоночных животных.
  • Создать условия для ознакомления учащихся со строением, поведением, местами обитания и образом жизни ланцетника.
  • Создать условия для развития навыков обучающихся работать с текстом учебника; краткого изложения главной мысли; определения выводов.

Оборудование: рисунки ланцетника; таблицы «Внутреннее строение дождевого червя», «Внутреннее строение майского жука», учебник; мультимедийный проектор, презентация, видеоматериалы, технологическая карта урока (Приложение 1)

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы организации учебной деятельности обучающихся: индивидуальная, в парах, фронтальная.

Планируемые результаты:

Предметные

  • научиться объяснять значения понятий: хорда, череп, позвоночник, позвонок, бесчерепные, ланцетники, черепные;
  • выделять существенные особенности строения хордовых животных;
  • классифицировать хордовых животных;
  • различать представителей подтипов Бесчерепные и Черепные (Позвоночные) на рисунках, фотографиях и среди натуральных объектов;
  • характеризовать приспособления ланцетников и круглоротых к обитанию в водной среде;
  • описывать образ жизни круглоротых;
  • оценивать роль ланцетников и круглоротых в природе и жизни человека.

Познавательные

  • выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Регулятивные

  • определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения;
  • планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные

  • работая в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения.

Методы и методические приёмы: работа с учебником, работа с рабочей картой урока, работа в парах, заполнение схем и таблиц, самооценка, взаимоконтроль.

Конспект урока

I. Оргмомент.

  • приветствие;
  • проверка отсутствующих;
  • настрой на работу.

II. Актуализация знаний.

  • Какие типы животных мы с Вами уже изучили?(Ответы детей)
  • Почему этих животных относят к беспозвоночным?
  • Расположите типы животных в порядке их эволюции: кишечнополостные (Р), иглокожие (Е), простейшие (Х), круглые черви (О), членистоногие (!), губки (О), плоские черви (Д), кольчатые черви (В), моллюски(Ы) (индивидуальная работа с рабочей картой урока).

- Эволюция на этом не остановилась. Предположите, какие животные появились вслед за беспозвоночными? Вы можете воспользоваться подсказкой, которая зашифрована  в задании № 1 в ваших рабочих картах урока. Справа от названия типа находится набор букв, из которых вы можете построить название следующего типа животных.

- В воде и на суше, в почве и в воздухе и даже в органах растений, животных и человека, всюду на Земле живут самые различные животные. Их в настоящее время насчитывают около 2 млн. видов.Они различаются по строению отделов тела, покровов, конечностей, органов чувств.Большинство животных может передвигаться при помощи ног,крыльев, ласт, плавников, а некоторые не имеют органов передвижения и ведут прикрепленный или сидячий образ жизни. Животные различаются не только по внешнему облику, но и по внутреннему строению, поведению.

III. Изучение нового материала.

Посмотрите на рисунки предложенных животных и объясните, что между ними общего? (рассматривают слайд с изображением рыбы, лягушки, птицы, черепахи и отвечают).

- Следовательно, тема нашего урока Тип Хордовые. Это самые высокоорганизованные животные на Земле. То, что это действительно так, мы будем с вами доказывать на последующих уроках. Давайте определим цели сегодняшнего урока (дети предлагают цели, учитель корректирует их).

Цели урока: выяснить, какие характерные особенности имеют хордовые, а также познакомиться с некоторыми представителями данного типа.

- Тип Хордовых делится на низших и высших. Прочитав текст учебника на с.92, приведите их примеры.

- Несмотря на такое разделение, все хордовые имеют общие признаки. Прочитайте текст учебника с 92 и заполните таблицу (задание  № 2 в рабочих листах урока).

Системы органов

Особенности строения

Симметрия тела

двухсторонняя

Скелет

 Внутренний; у низших – хорда, у высших - позвоночник

 Нервная система

Нервная трубка, расположенная над хордой.

Органы пищеварения

Пищеварительная трубка под хордой.

Органы дыхания

Жаберные щели в зародышевом состоянии.

Кровеносная система

Замкнутая.

Образ жизни

Свободноживущие.

Обратите внимание на схему «Эволюция органического мира». Хордовые включают в себя 2 подтипа: бесчерепные (не имеют черепа – ланцетник) и позвоночные (Класс Круглоротые рыбы, Хрящевые рыбы, Костные рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы и Млекопитающие).Позвоночные имеют череп и позвоночник, состоящий из позвонков (исключение – круглоротые, у них нет позвоночника).Сегодня мы более подробно познакомимся с бесчерепными и круглоротыми.

- В конце XVII века в одну из своих бесчисленных экспедиций молодой петербургский академик, немец по национальности, Петр Симон Паллас на небольших глубинах Черного моря обнаружил неизвестное животное. Он принял его за моллюска и назвал “Ланцетовидным слизнем”.

Но внимательно изучив это животное, ученый сделал заключение, что по общему типу строения это животное скорее напоминает рыбу. Его и причисли было к рыбам в качестве наиболее примитивной и упрощенной формы.

Через 60 лет после открытия ланцетника знаменитый русский ученый Александр Онуфриевич Ковалевский, изучавший зародышевое развитие животных, установил, что он занимает промежуточное положение между позвоночными и беспозвоночными животными. Благодаря работам Ковалевского это животное стало одним из самых популярных. Оно привлекало и привлекает к себе до сих пор внимание многих ученых-биологов и философов. Причина такого внимания заключается в том огромном значении, которое имели знание о нем в развитии понимания происхождения позвоночных животных. Из всех существующих животных оно ближе стоит к их древним предкам. Систематическое положение этого животного около 100 лет было не определенным. Свое название животное получило за свою внешнюю форму, похожую на хирургический инструмент - ланцет. Полупрозрачное животное длиной от 1 до 8 см. В настоящее время его относят к типу хордовых.

- “Ребята, как вы думаете почему?”

(Так как он обладает признаками хордовых, повторить какими).

- Давайте выясним, какими особенностями обладает ланцетник (класс делится на пары, и выполняет задание № 3 в рабочей карте урока).

План характеристики

Подтип Бесчерепные Класс

 

Внешний вид

 

Среда обитания, местообитание

 

Образ жизни

 

Питание

 

Строение скелета

 

Размножение

 

Значение в природе человека

 

Значение в жизни человека

 

Вывод: у беспозвоночных животных скелет был наружным и защищал одинаково все стороны организма. У хордовых животных произошло смещение скелета внутрь, для облегчения тела при увеличении его размеров. И нервная система, требующая надежной защиты, оказалась смещенной ближе к скелету, а значит на спинную сторону. Защита всех остальных органов осуществляется мышечной системой. Таким образом, мы видим, что ланцетник является переходной формой между беспозвоночными и позвоночными животными.

Еще одной примитивной формой типа Хордовых являются представители класса Круглоротых – миноги и миксины. Что же они представляют собой, давайте посмотрим(просмотр видеролика).

IV. Закрепление.

Фронтальный опрос.

  • Ланцетники относятся к подтипу …
  • Внутренний скелет у ланцетника образован ….
  • Над хордой расположена ….
  • Под хордой располагается ….
  • Кровеносная система ……………… типа
  • Хорда выполняет роль ……………….
  • У одних она сохраняется в ……………….., а у других только ………………...
  • В природе ланцетник выполняет роль ….
  • Ланцетник обитает в …
  • Ланцетник питается …
  • Ланцетник обитает в …
  • Форма ланцетника напоминает …

V. Домашнее задание.

§ 20 читать. РТ № 3,4, 7 с 46 Творческое задание № 1 с 96

VI. Итог урока.

  • Какие цели мы ставили в начале урока?
  • Чего достигли?

VII. Рефлексия.

Продолжи выражение:

- Сегодня на уроке я …

- Самым интересным на уроке было …

- Самым сложным для меня было …

- Сегодняшний урок показал мне …

- С каким настроением вы уходите?