Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Часовая премудрость"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи.

Обучающие:

  • познакомить детей с историей возникновения часов;
  • научить рисовать «живые часы» с помощью цифр.

Развивающие:

  • расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в нашей жизни.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к своему времени (беречь, не тратить, «не терять»).

Методы и приемы: художественное слово, рассказ воспитателя, демонстрация фото, показ образца, вопросы, указания, пояснения, объяснение, моделирование, педагогическая оценка.

Материал и оборудование: презентация «История часов»; интерактивные часы (для каждого ребенка); план-схема «Петушок» (рисование по цифрам); альбомный лист, цветные карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Тихо тикают часы.
Стрелки – длинные усы.
Час за часом каждый день
Им ходить совсем не лень.
Круглощёкий циферблат
Подсказать нам время рад.
Тик-так, тик-так!
Без часов нельзя никак!
(Гурина И.)

Сегодня поговорим о времени и о часах.

Вопросы: зачем нужны; как раньше жили без часов? (Ответы детей).

2. Презентация «История часов».

Слайд 1. Живые часы: птицы (петух), цветы. Люди наблюдали и знали, что птицы поют рано утром, цветы в определенное время раскрывают и закрывают лепестки цветов.

Удобны ли такие часы? (Плюсы: доступные, не сбиваются, красивые. Минусы: нельзя взять в комнату, в городе нет.)

Слайд 2. Солнечные часы: круг, в центре палочка; в течение дня тень перемещается и люди определяют время. Движение стрелки слева направо, по такой траектории идет тень у солнечных часов.

Удобны ли такие часы? (Минусы: не работают в пасмурную, дождливую погоду, нельзя взять в комнату, неточное время.

Слайд 3. Песочные и водные часы: почему так назвали.

Пословицы. Сколько воды утекло. (Прошло много времени). >

Слайд 4. Современные часы: люди стали придумывать новые часы, и  придумали много механизмов для часов. Сейчас существует очень много разных часов.

  • Часы, которые стоят на полу называются «напольные». Они очень большие и тяжелые, их даже не переставить на другое место.
  • А часы, которые висят на стене называются – как? (Настенные).
  • Часы, которые носят на руке, называются – как? (Наручные).
  • Нас по утрам будят часы, которые называют – как? (Будильник).
  • Еще есть часы на башнях. Их называют… (башенные). В нашей стране самые главные башенные часы – на Красной Площади. Они называются «куранты». Дайте малышу послушать куранты. Напомните, как Вы в Новый год слушали куранты.
  • Карманные часы носят в… (кармане).
  • А еще уже давно есть часы, которые называют «скелетоны». Знаешь, почему? Их корпус прозрачный и через него видно, что происходит внутри часов. Видно, какие детали двигаются, а какие неподвижные.
  • Есть часы механические, их надо заводить. Есть часы кварцевые. В них вставляют батарейки. А есть электронные.

3. Физкультминутки.

 «Часики».

Тик-так, тик-так,

Наклоны влево, вправо.

Ходят часики вот так!

 

Ты нам, стрелка, помоги,

Перекрестные движения руками

Час, который укажи!

перед собой.

«А часы идут, идут».

Тик-так, тик-так,

Наклоны головой влево, вправо.

В доме кто умеет так?

 

Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт.

Наклоны влево, вправо.

А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка.

Руки «домиком».

Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью,

Приседания.

Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга.

Вращение туловищем вправо.

Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой.

Вращение туловищем влево.

А часы идут, идут,

Ходьба на месте.

Иногда вдруг отстают.

Замедление темпа ходьбы.

А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят!

Бег на месте.

Если их не заведут,
То они совсем встают.

Дети останавливаются.

4. Подарок для ребят «Интерактивные часы».

А я тоже придумала часы, называются они интерактивные. Это значит, что вы сами можете устанавливать время. Эти часы помогут вам научиться определять время, пользоваться настоящими часами.

Рассматриваем часы:

  • две стрелки, цвет стрелок;
  • два циферблата (часовой и минутный); минутный циферблат помогает детям понять, как определять минуты, запомнить значения.

Инструкция «Как сделать интерактивные часы». (Приложение 1).

5. Практическое упражнение «Часы пробили…»

Цель: формировать умение определять время (часы, минуты).

Ход упражнения: сначала вместе с воспитателем устанавливают стрелки на заданные цифры и определяют время; затем воспитатель задает позицию стрелок, а дети самостоятельно устанавливают и определяют; дети сами задают положение стрелок и определяют время (по мере формирования умения).

6. Рисование петуха с помощью цифр (Приложение 2).

Как назывались самые первые часы человека? 

Не будильник и не мама
Поднимает утром рано!
Будет Петя-петушок –
Самый звонкий голосок!
(Н.Никитина).

Я вас научу рисовать петушка с помощью цифр. Посмотрите на схему, какие цифры я буду использовать (один и ноль)?

Подробное объяснение:

- сначала напишу один, отступлю вправо и напишу ноль;

- теперь буду рисовать шейку петушку: вершинку первой цифры соединю с нулем (1 линия), от середины первой цифры веду линию к нижней части нуля (2 линия);

- теперь буду рисовать голову: от вершинки первой цифры влево веду короткую линию, затем соединяю ее к нижней линии шейки;

- на голове рисую: глаз; гребешок; бородку, используя линию цифры один;

- в цифре ноль рисуем крылышко;

- сверху справа рисуем хвост - треугольник;

- снизу – ноги. 

После объяснения рисуем цветными карандашами.

7. Итоги.

  • О чем говорили?
  • Чему научились?