Путь к профессионально-личностной зрелости (проект исследования в рамках учебно-профессиональной деятельности)

Разделы: Школьная психологическая служба


Проблема безработицы среди молодежи по-прежнему остается актуальной. Сложная ситуация складывается и для выпускников учебных заведений  профессионального образования.

Результаты социологического исследования, позволяют определить, что выпускники не могут осуществлять самоконтроль в общении, не всегда адекватно оценивают свои возможности и качества личности.

За последнее время  существенно изменился облик учащегося системы образования. Вместо формирования молодого поколения по определенному идеологическому образцу, идет формирование свободной в своем жизненном выборе личности на основе ее ознакомления с мировым социально-экономическим и политическим развитием. В связи с этим возникает необходимость активного воздействия на учащихся, в целях заинтересованности их в изучении своей личности, развитии определенных деловых качеств и способностей.

Сегодня особенно важно помочь учащимся сформировать такие новые качества личности, как предприимчивость, способность идти на обдуманный риск, смелость в принятии решений. Будущие выпускники должны научиться сами ставить цели, выявлять проблемы, анализировать информацию, уметь подать себя, проявив свои достоинства при найме на работу. А главное они должны быть готовыми к дальнейшей борьбе за сохранение своего рабочего места и себя самого на этом рабочем месте.

Данный проект даст возможность учащимся увидеть свои особенности личности и сравнить эти показатели с эталоном, найти сходства и различия. А это, возможно, поможет избежать негативные последствия в будущей трудовой деятельности и на основе адекватной самооценки выстроить свою позицию на рынке труда, с ростом  профессиональной деятельности.

Целью  является проведение исследования индивидуально-психологических особенностей учащихся, необходимых для профессиональной деятельности.

Задачи:

  • изучить индивидуально-психологические особенности учащихся применительно к их профессиям;
  • соотнести показатели исследования с требованиями, предъявляемыми к специальностям торговли и общественного питания (приложение 1);
  • разработать активные формы работы для развития у учащихся деловых качеств (приложение 3).

Психолого-социологическое исследование.

В исследовании приняли участие учащиеся 1 курса кулинарного и торгового отделений ГАОУ СПО КО «Калужский колледж питания и услуг».

Методические и практические материалы, а так же небольшие теоретические выкладки по психологическим особенностям учащихся относят данное исследование к поисково-избирательному уровню по новизне, так как теоретические основы уже известны.

Была создана база данных по результатам всех проводимых диагностик и составлен психологический портрет учащегося первого курса, в целях активного воздействия на формирование гармонично развитой личности, востребуемой на рынке труда  после получения профессии.

Разработаны для педагогов и мастеров производственного обучения  рекомендации индивидуального психолого-педагогического подхода в учебно-воспитательном процессе, с целью успешного формирования личности учащихся.

Для изучения личности были  использованы следующие основные методы исследования:

1. Научно упорядоченное наблюдение.

Это накопление различных фактов индивидуального проявления учащегося, затем их систематизация, т.е. разнесение сходных фактов по группам, затем установление связи между отдельными группами фактов, и последнее, описание факта и его объяснение, т.е нахождение причин и зависимостей, которые лежат в основе этих фактов.

2. Анкетирование.

Представляет собой методический прием получения психологической информации с помощью составленных в соответствии с определенными правилами систем вопросов, каждый из которых логически связан с целью исследования.

3.Беседа.

Метод установления в ходе непосредственного общения психических особенностей учащегося, позволяющий получить от учащегося интересующую для педагога  информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов. В беседе были выявлены особенности характера человека, мотивы его поведения, оценка им различных сторон жизни, основные факты его биографии и отношение к ним.

4.Психодиагностическое тестирование.

Тестированием были исследованы отдельные психические функции - память, внимание, определен тип темперамента. Преимущества этого метода заключается  в относительно простой процедуре и используемых при этом средств, минимальных затрат времени, возможности  быстрого получения результатов.

В  исследовании были использованы следующие методики:

*Методика изучения темперамента и выявление индивидуально-типологических различий (тест опросник Г.Айзенка, Энн Махонию "Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур") позволяет лучше узнать личность учащегося, его индивидуальные качества, способы его взаимодействия с людьми, возможные реакции в критической ситуации, творческие и артистические способности.

*Методики изучения познавательных процессов, позволяют определить интеллектуальные способности учащегося, особенности внимания и памяти.

*Методика выявления стиля поведения в конфликтных ситуациях
 (тест  К.Томаса), позволяет определить позицию в конфликте, что дает возможность учащимся при желании корректировать свое поведение  в конфликте.

*Методика самооценки личности, позволит  определить насколько критически учащиеся воспринимают себя.

*Психологический тест по профориентации. Эта методика позволяет определить насколько выбор профессии учащегося был верным и соответствует его действительным склонностям и интересам. Полученная информация может помочь спрогнозировать успешность обучения по той или иной профессии.

В результате исследования был составлен психологический портрет первокурсника (приложение 2):

Психологический портрет первокурсника.

Кулинарное отделение             

 Продовольственное отделение

Темперамент: холерик                 

Темперамент: холерик

Тип личности: Отв. исполнитель      

Тип личности: Руководитель

Самооценка: средняя (норма)                

Самооценка: средняя (норма)

Тип профессий: Человек-Человек

Тип профессий: Человек-Человек

Внимание: высокая концентрация

Внимание: высокая концентрация

Память: смысловая высокий уровень

 слуховая и зрительная средний

Память: смысловая и слуховая

высокий уровень, зрительная средний

Позиция в конфликте: приспособление

Позиция в конфликте: компромисс

Тип темперамента: холеристический (холерик) у него преобладают сильные и неуравновешенные нервные процессы с повышенной долей возбуждения. Учащийся с холеристическими чертами темперамента наиболее успешно будет выполнять работы с ярко выраженной цикличностью, где в какие-то периоды рабочего цикла требуется максимальное напряжение сил, а потом деятельность сменяется более спокойной работой другого характера до следующего цикла. Но он может со временем приспособиться и к равномерному ритму работы, которую хорошо освоит, и будет иметь в ней неизменный успех. 

Продавец-холерик обладает высокой подвижностью нервных процессов, что заметно проявляется в быстроте его мыслительной деятельности. Он легко поддерживает разговор сразу с несколькими покупателями, его широкая общительность не затрудняет и не отвлекает его от процесса обслуживания, Труд такого продавца эффективен.

А вот для официантов это не лучший вариант, поскольку люди этого склада предрасположены к вспыльчивости.

Тип личности:

Ответственный исполнитель - учащийся этого типа личности ориентируется на социально значимые формы поведения и обладает высоким профессионализмом, у него высокий вербальный уровень, хорошая адаптация в социальной сфере, но часто присутствуют колебания в принятии важных решений, он ответственный и требовательный, повышено чувствителен к правдивости.

Данный тип личности очень благоприятен для профессии повара-кондитера, работник будет качественно выполнять все необходимые инструкции, и результат его труда будет оценен достойно.

Руководитель - учащийся этого типа личности склонен к руководящей и организаторской деятельности; он ориентирован на социально значимые формы поведения, у него высокий вербальный уровень, хорошая адаптация в социальной сфере, часто доминирует над окружающими.

В работе продавца, контролера - кассира очень важно точно принять решение, во время сориентироваться и проконтролировать  сложившуюся ситуацию,  для этого необходимы именно качества - присущие руководителю. В большинстве случаев у учащихся преобладает ситуативное доминирование, что наиболее благоприятно для освоения этой профессией.

Самооценка учащегося отражает знания  о себе и своё отношении к себе. Она складывается с учетом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей. В основе позитивной самооценки лежат собственные успехи в учении, а также положительное отношение взрослых. Однако в основном учащиеся довольно редко занижают свою самооценку, это подтверждают результаты психологического исследования. В тоже время отсутствие рефлексивной оценки личности настораживает, потому  что в условиях нарастающей конкуренции на рынке труда, это может привести к возможной личной драме и к ассоциативному поведению. По результатам психологического исследования первокурсники лицея адекватно оценили свои возможности и больше половины 69% поставили себе среднюю самооценку.

Внимание - способность учащегося направлять и сосредотачивать своё сознание на определенном объекте, предмете или явлении.

Произвольное внимание формируется в процессе обучения и воспитания. В психологии существует своеобразная классификация профессий, где главным критерием служит внимание:

  • водителю требуется 30-35 % внимания;
  • токарю 60-65 % внимания;
  • продавцу-консультанту 80-90 % внимания;
  • контролеру-кассиру и повару 100%.

При  исследовании первокурсников выяснилось, что высокий уровень переключаемости и концентрации внимания у 55% учащихся кулинарного и 49% учащихся торгового отделений.  Почти половине учащихся необходимо тренировать и развивать свое внимание, а для успешного результата преподавателям необходимо учитывать следующее.

Память учащегося заключается в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого, пережитого или сделанного. Учащимся память обеспечивает возможность приобретать новые сведения, учиться и овладевать профессиональным мастерством. Существует несколько видов памяти. Смысловая, или словесно-логическая память - запоминание и воспроизведение мыслей, слуховая - запоминание на слух, зрительная - на зрение. У различных учащихся часто тот или иной вид памяти может преобладать над другим.
По результатам психологического исследования наши первокурсники имеют следующие данные:

  • Смысловая память - высокий уровень 126 человек (79%) кулинарного отделения и 79 человек (75%) продовольственного отделения;
  • Слуховая - высокий уровень 55 (52%) у продовольственного и средний 105 (66%) у кулинарного отделений;
  • Зрительная - средний уровень 77 (48%) кулинарное и 49 (47%) продовольственное отделения.

Это означает, что у учащихся первого курса преобладает смысловая память.

Стиль поведения в конфликте. Конфликты являются естественной частью нашей жизни, они возникают и дома, в семье, с друзьями и к сожалению в учебном процессе. Каждый человек ведет себя по-разному в конфликтной ситуации, реакция может быть различной. Для эффективного разрешения проблемы, необходимо учитывать поведение, интересы и мотивы других вовлеченных в конфликт людей. В конфликтной ситуации люди сознательно или подсознательно выбирают какой-то определенный стиль поведения, в конкретном конфликте стиль поведения определяется тем, насколько важно разрешение конфликта.

Психологическое исследование позволило выявить стили поведения в конфликте первокурсников:

СТИЛЬ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ.

На кулинарном отделении этот стиль поведения в конфликте преобладает - 41 учащийся, а это 26 %. Учащиеся этого стиля действуют совместно с противоположной стороной, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Конечно, этот стиль приемлем для ситуации ученик - учитель, однако не благоприятен для формирования ученика, как личности.

СТИЛЬ СОПЕРНИЧЕСТВА (конкуренции)

Среди учащихся первого курса из 159 человек - 37 человек на кулинарном и из 105 человек - 25 человек на продовольственном отделениях  используют именно этот стиль, а это 24%. Наиболее часто встречается среди учащихся, которые стоят на своей позиции и не намерены уступать. Эта позиция характерна для подросткового возраста, зачастую подросток пытается доказать свои взгляды не оценивая их компетентно.

СТИЛЬ УКЛОНЕНИЯ.

Учащийся не хочет вступать в сотрудничество и просто уходит от разрешения конфликта. Среди первокурсников это 20 %.

СТИЛЬ КОМПРОМИССА.

При возникновении конфликта учащиеся сходятся на частичном удовлетворении желаний и интересов каждой стороны. Компромисс поможет сохранить хорошие взаимоотношения. На продовольственном отделении этим стилем владеет большая часть учащихся 26 %, а на кулинарном всего 18 %.

СТИЛЬ СОТРУДНИЧЕСТВА.

Среди наших учащихся всего 13 %  используют этот стиль.

Учащийся активно участвует и отстаивая свою позицию, старается учитывать интересы другой стороны. Проблема решается на равных.

Тип профессии - большинство первокурсников, это 74 (47%) кулинарного и 50 (48%) продовольственного отделений проявили склонность к работе по профессиям сферы "ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК".

Основные характеристики данной сферы: общительность, эмоциональная устойчивость, коммуникативные качества, устойчивость и распределение внимания, доброжелательность, справедливость, умение владеть собой, эмпатия и рефлексия.

Практически все профессии охватывают данные характеристики, но для профессии продавца-кассира это очень замечательно, значит учащиеся выбрали данную профессию, учитывая свои интересы и склонности.

Для проверки коммуникативных качеств можно использовать тест на самоконтроль в общении.

На кулинарном отделении 42 человека из 156 (26%), аналогично выбрали свою будущую профессию по желанию, а именно, в тестировании проявили склонность к работе из сферы "ЧЕЛОВЕК - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ", что соответствует профессии повар-кондитер.
Конечно выбор профессии очень важный шаг в жизни каждого человека. Очень хочется, чтобы выбранная профессия стала призванием для наших учащихся. На первом году обучения учащиеся уже близко сталкиваются непосредственно с характером выбранной ими профессии, пробуют себя в качестве поваров и продавцов, и здесь каждый проявляет себя, насколько их выбор был осознанным.

Для формирования психологической культуры у учащихся и чтобы научить понимать чувства и мотивы поведения других людей, моделировать свое будущее, использовать полученные знания на практике, в общении со сверстниками, родителями был разработан факультативный курс. Материал курса дает возможность учащимся приблизиться к пониманию феномена человека, уникальности его внутреннего мира.

Ожидаемые результаты

Каждый новый учебный год приходят новые первокурсники, и конечно можно заметить, как изменился первокурсник, сравнивая его с учащимися прошлых лет. Время и рыночная политика в России откладывает отпечаток  и на подростков. Очень хочется надеяться, что в ходе проведения и реализации данного проекта выпускники:

  • смогут сформировать новые качества личности, такие как предприимчивость, способность идти на обдуманный риск, смелость при принятии решений;
  • научатся ставить цели, выявлять проблемы, анализировать информацию;
  • отработают навыки конструктивного взаимодействия и самоконтроль в общении;
  • смогут занять достойное место на рынке труда.

Список литературы

1. "Психология" К.К. Платонов, Г.Г. Голубев, М., "Высшая школа", 1977г.

2. "Настольная книга практического психолога в образовании" Е.И.Рогов, М., 1995г.

3. "Психология личности: Тесты, опросники, методики" Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова, М., 1995г.

4. "Практикум по общей психологии" А.И. Щербакова, М., 1990г.

5. "Психология ранней юности" И.С. Кон, М., 1989г.

6. "Психология для старшеклассников"Л.П. Пономаренко, Р.В. Белоусова, ВЛАДОС, М., 2001г.

7. "Школьный психолог" методическая газета № 6, 2005г.