Экологический проект «Флора и фауна Астраханской области»

Разделы: Биология, Организация школьной библиотеки, Экология, Краеведение

Класс: 5


Подготовительный этап.

1. Было сформировано пять команд по 6 человек от каждого класса.

2. Было дано задание подготовиться по предложенным темам. В подготовке команд участвовали библиотекари, учителя предметники, классные руководители.

3. Команды придумывали название и девизы.

Домашнее задание. Подготовиться по темам: Астраханские заповедники и заказники, Красная книга Астраханской области.

 Животные.

  1. Выхухоль.
  2. Перевязка.
  3. Кабан.
  4. Лиса.
  5. Волк.

Птицы.

  1. Лебедь-шипун.
  2. Розовый пеликан.
  3. Орлан-белохвост
  4. Журавль-красавка.
  5. Египетская цапля.

Рыбы.

  1. Осётр.
  2. Белорыбица.
  3. Черноспинка.
  4. Южная колюшка.
  5. Бестер.

 Пресмыкающиеся.

  1. Пискливый геккончик.
  2. Степная гадюка.
  3. Щитомордник Палласа.
  4. Обыкновенная медянка.
  5. Желтобрюхий полоз.

 Растения.

  1. Лотос.
  2. Чилим.
  3. Тюльпан Шренка.
  4. Альдрованда пузырчатая.
  5. Живокость пунцовая.

Проведённая финальная игра оценивалась жюри. Мероприятие началось с видео клипа песни «Не дразните собак», слова Птичкина, музыка Пляцковского.

Схема мероприятия

1) Представление команд.

2) Блок вопросов об Астраханском заповеднике и заказниках.

  • 1 команда. Что такое заповедник? Для чего они нужны?
  • 2 команда. Предпосылки создания Астраханского заповедника.
  • 3 команда. Когда и как был создан первый Астраханский заповедник? Расскажите о его создателях.
  • 4 команда. Расскажите о территориальном расположении и климатических условиях заповедников в Астраханской области.
  • 5 команда. Современное состояние природоохранного дела в Астраханской области (заповедники, заказники, памятники природы).

Конкурсы-задания о животных и растениях комментируются презентацией, подготовленной библиотекарями.(Приложение №1)

3) Животный мир.

Млекопитающие. Отгадайте загадку о животном и расскажите о нём.

1.

Не рыба, но с чешуйчатым хвостом;
Не землеройка, хоть и с хоботком.
Роскошный мех ценней, чем у бобра;
Ее жилье — прибрежная нора.
(Русская выхухоль)

2.

Только солнце съест туман,
Мы, уйдя в глухую падь,
Грязевые любим ванны
Целым стадом принимать.
(Кабан)

3.

Пришла из лесу птичница
В рыжей шубке
Кур считать.
(Лиса)

4.

В шубе самой разноцветной
Всё гуляю в зной и стынь,
Краше всех я разодета
Средь степей и средь пустынь.
(Перевязка)

5.

Серовато,
Зубовато,
По полю рыщет
Телят, ягнят ищет.
(Волк)

Птицы. Отгадайте загадку о птице и расскажите о ней.

1. Лебедь.

Птица медленно плывёт,
Словно белый пароход.
Горделива и красива,
Терпелива и пуглива.

2. Розовый пеликан

 Вымыв перья на рассвете,
 Под озёрным бережком,
Рыбу я ловлю не сетью,
А большим, большим мешком.

3. Орлан-белохвост

На ветле гнездо создаст,
Деткам свежей рыбки даст.
Белым он хвостом гордится,
Угадайте, что за птица.

4. Журавль-красавка.

В небе осенью курлычут,
За собою в небо кличут.
Долго манят нас вдали...
Кто скажите? ...

5. Египетская цапля.

Птица – красный длинный клюв,
Ногу в воду окунув
Спит, поджав вторую ногу.
Не спешит она в дорогу.

 Рыбы. Отгадайте загадку о рыбе и расскажите о ней.

1. Осётр.

Деликатесом считается,
Икрой прославляется,
В Волге нерестится,
Браконьеров лишь боится.

2. Белорыбица.

Серебристые бока и брюшко
Спинка чуть с голубизной.
Иногда зовут их аист.
Но живёт он под водой.

3. Черноспинка.

Какую рыбку поймают
И сверху шубой накрывают.

4. Южная колюшка.

Папа гнездо строит детям
И его он сторожит.
Важно занят делом этим
Детками он дорожит.

 5. Бестер.

Это рыбка не простая, не природой создана.
Две породы осетровых совместились как одна.

Пресмыкающиеся. Отгадайте загадку о пресмыкающемся и расскажите о нём.

1. Пискливый геккончик.

Саксаулы, где живет он
Там гора Богдо стоит.
Поперечных пять полосок,
Испугается – пищит.

2. Степная гадюка.

Греется на солнце днём,
Ночью прячется под пнём.
Эта гадкая змеюка
Ядовитая…

3. Щитомордник Палласа.

В степях, лесах и на горах
Вы бойтесь со мной встречи.
Кровь и нервы поражаю,
Яд травит мой и лечит.

4. Обыкновенная медянка.

Я не опасна для людей
Во мне ведь яда нет.
И брюшко у меня черней
Чем основной мой цвет.

5. Желтобрюхий полоз.

Крупный родственник ужа
До двух метров ростом.
Пред человеком не дрожу -
Нападаю просто.

4) Растения.

1. Лотос.

Священным цветком,
Его называют.
В прудах и озёрах
Он обитает!

2. Чилим.

Я – орех, рогатик чёрный,
Но расту я не везде.
Кое – где в воде озёрной,
Кое – где в речной воде.
(Чилим)

3. Тюльпан.

На горе Богдо весной
Раскрывает бутон свой.
Низкий, нежный стебелёк,
Шренк открыл для нас цветок.

4. Альдрованда пузырчатая.

Плыву свободно по воде,
Ведь корня не имею.
И пищу добываю я
Ловушкою своею.

 5. Живокость пунцовая.

Растенье многолетнее,
Пунцовое соцветие
На кисточке густой.
Ведь солончак - дом мой.

 5) Блиц-опрос.

1. Какая птица изображена на гербе нашего лицея и почему?

2.Какая птица изображена на гербе заповедника?

3. Какую птицу называют «астраханским соловьём»?

4. Какая рыба делает гнездо и охраняет его?

5.Назовите хищное водное растение.

6. Название какого зверька происходит от немецкого слова «маленький червяк»?

7.Назовите ядовитых змей Астраханской области.

6) Песни о животных и растениях. Команды вспоминают песни о животных и растениях.

7) Подведение итогов, награждение победителей. Видео клип песни «Раненная птица» на музыку А.Пахмутовой, слова Р.Рождественского.

8) Список использованной литературы.

1.Астраханский заповедник. - М.: Агропромиздат,1991-191с.

2.Астраханский заповедник: Фотоальбом –М.: Советская Россия,1982-200с.

3.Бондарев Д.В. Жемчужина Каспия- Астрахань: Астраханское кн. изд-во,1977 -80 с. с фотогр.

4. Красная Астраханской области: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного и растительного мира- изд. 2-е – Астрахань: Издательский дом Астраханский университет, 2014-410с. с ил.

5.Природа и история Астраханского края. – Астрахань: Астраханского педагогического института, 1996, 364 с.

6.География Астраханской области. - Волгоград: Ниж. - Волж. кн. изд-во, 1986, 96 с., с ил.

7.Атлас Астраханской области –М.: Роскартография,1997. - 48с.