Экспериментариум по совершенствованию звуковой культуры речи и обучение элементам грамоты. Тема: "Звук и буква Л"

Разделы: Логопедия


Логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста с ОВЗ.

Цель: уточнить и закрепить акустические и артикуляционные свойства звука [л], познакомить с буквой Л.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • познакомить детей с механизмом образования и характеристикой звука [л]; развивать умение последовательно и грамотно давать характеристику звука;
  • автоматизировать чёткое произнесение звука [л] в слогах, словах и предложениях; учить грамматически правильно строить предложение;
  • закреплять умение делить слова на слоги, продолжать учить звуковому анализу слова, используя визуальные опоры (схемы, символы);
  • определять количество звуков в слове;
  • познакомить детей с буквой Л, учить её печатать;
  • совершенствовать первичные навыки чтения.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический слух и восприятие, мелкую моторику, внимание, память, логическое мышление;
  • развивать ориентировку в пространстве;
  • развивать буквенный гнозис и зрительное восприятие;

Воспитательные: 

  • воспитывать интерес и настойчивость к выполнению задания;
  • формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии;
  • воспитывать отзывчивость и интерес к занятиям.

Оборудование: 

  • картинка для звукоподражания (большой самолёт); схемы, профили; картинка девочки Лолы;
  • символы для анализа звуков (красный, синий и зелёный квадратики, колокольчики), пеналы на каждого ребёнка, изображение печатной буквы Л, предметные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: - Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Какие милые дети! Вы всех прекраснее на свете!

2. Сообщение темы занятия.

Логопед:

– Ребята, сегодня к нам в гости пришла  Лола. Она хочет отправиться на экскурсию в Лондон.

Назовите первый звук в словах «Лола», «Лондон».

Дети:

– Первый звук в словах «Лола» и «Лондон» – звук [л].

Логопед: - Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком [л]и его буквой и отправимся в путешествие.

3. Основная часть.

Логопед: - Ребята, в каком городе мы с вами живём?

Дети: - Мы живём в Москве.

Логопед: - Посмотрите на глобус, Лондон находится далеко, в другой стране. Как вы думаете, на чём можно добраться до Лондона?

Дети: - На самолёте.

Логопед: - Правильно. Послушайте, как «гудит» самолёт:  ллллллл.

Проходите на свои места, присаживайтесь, поставьте  зеркала перед собой и «погудите», как самолёты.

Логопед: - Чтобы получить билет на самолёт, нам нужно дать характеристику звука [л]. (Что делают наши губки, когда мы произносим звук [л]? Что делает язычок?) Какой это звук?

Дети дают характеристику звука [л]: когда мы произносим звук [л]: губки улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в верхние зубы, воздушная струя встречает преграду. (согласный, твёрдый и звонкий). Чем мы будем обозначать звук Л?

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

Логопед выдаёт детям «билеты» – синие квадратики со звоночками.

– Ребята, чтобы пройти на посадку в самолёт, нам необходимо найти звук Л среди других звуков. Я буду произносить разные звуки. Вы должны поднять свои билеты в тот момент, когда услышите звук Л.

(п, т, к, в, л, ль, ш, ль, л, в…
ва, ла, ло, ал, ав, аль, ол, ул, лу….
лодка, лямпа, лампа, стол, вода,
Лада, ложка, варежка…

Логопед:

– Мы оказались в самолёте. Удобно размещайтесь на своих местах.  Посмотрите, в  самолёте есть места в начале салона, в середине и в конце. Для того, чтобы самолёт взлетел вам необходимо выполнить следующее задание. Скажите, где может находиться в словах звук [л]?

Дети: - Звук [л] в словах может находиться в начале слова, в середине и в конце.

Логопед: - Правильно. У вас на столе лежат картинки. Вам необходимо определить место звука [л] в названиях картинок и распределить картинки под соответствующими схемами.

(Дети подбирают к  картинкам, соответствующую схему и рассказывают.)

Логопед:

– Самолёт взлетает, нам предлагают покушать. Но, чтобы отведать вкусный салат, нам нужно составить звуковую схему этого слова.

Развитие навыка звукового анализа

– (Дети составляют схемы) Звуковой анализ слова «салат».

Пока мы с вами составляли схемы, Лола читала книгу. Она перевела несколько предложений. Послушайте, что у неё получилось.

Автоматизация звука [л]  в предложениях. Упражнение "Исправь предложение"

(Логопед объясняет, что нужно найти и исправить ошибку)

Халат надел маму (Мама надела халат)
Флажок махал Лёвой (Лёва махал флажком)
Стол поставили на лампу (Лампу поставили на стол)
У голубого платья есть кукла (У куклы есть голубое платье)
Ладони вымыли Ладу мылом. (Лада вымыла ладони мылом)

Физминутка

Самолет
Смотрите в небе самолет,
А в самолете том пилот
Штурвалом ловко управляет
И между облаков летает
Под самолетом то гора,
То лес дремучий, то нора,
То в небо дивится народ,
То зайцы водят хоровод.

(дети остаются стоять в кругу).

Знакомство с буквой Л.

Логопед:

– Ребята, как вы думаете, у звука Л есть своя буква? Давайте вспомним, чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы произносим и слышим. Буквы мы видим, пишем и читаем).

– Давайте познакомимся с буквой "Л".

Буква Л, расставив ноги,
Словно в пляске, - руки в боки.
Наклонилась влево, вправо,
Получается на славу.

Изобразите букву Л.

Логопед:

– Сколько элементов у буквы Л? (три)

– Ребята, Лола не знает, как пишется буква Л. Давайте покажем ей и напишем печатную букву. Проходите на свои места, возьмите листочки и напишите буквы.(Дети: печатают букву Л на отдельных листочках)

Логопед:

– Наш самолёт совершил посадку в Лондоне. Чтобы пройти таможенный контроль, нам нужно правильно найти букву Л в ваших талонах. Подчеркните карандашом букву Л. (Дети подчёркивают букву Л)

Логопед:

– Чтобы Лола пошла на экскурсию, надо найти экскурсовода. Экскурсовод появится, если мы сможем прочитать слоги и слова с буквой Л. (Дети читают)

4. Итог.

– Ребята, с каким звуком вы сегодня на занятии познакомились? (Сегодня на занятии мы познакомились со звуком [л] и буквой Л).

Артикуляция звука [л]. Какой это звук? (Звук [л]согласный, звонкий, твёрдый).

Оценка работы детей.

Молодцы! Все хорошо занимались. Лола приготовила для вас подарки!