Коррекционно-развивающее занятие в 5-м классе «В поисках сокровищ»

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: Формирование познавательных УУД через коммуникативное взаимодействие.

Задачи:

  • Развитие когнитивных процессов: абстрактно-логического мышления, произвольного внимания, вербальной речи, образной памяти пятиклассников.
  • Развитие учебной мотивации, интересов.
  • Развитие навыков  сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других.

Тип занятия: коррекционно-развивающее занятие с элементами тренинга.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Дидактический материал: карточки с заданиями, электронная презентация.

Ход занятия

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята, я школьный психолог, меня  зовут  Руслан Ринатович. Я рад вас видеть на своем занятии.  Давайте  познакомимся (или поприветствуем друг друга)  

1. Упражнение на знакомство (5 мин).

Цель: создание эмоционального настроя, снятие напряжения.

- Вам нужно встать в круг, представиться, назвать любимого героя  и его качества.

2. Деление на группы, определение правил групповой работы. (4 мин)

Цель: создание группового доверия.

- Поделимся на команды с помощью жеребьевки.  

Дети делятся на 2 группы.

- Когда вы называли своих героев, что объединяло их?

- Что они сильные, смелые, упорные, …

- Какие цели они ставят перед собой?

- Победить зло, принести пользу людям, защищать слабых, …

- Верно, но действуют они в одиночку!  А я вам предлагаю попробовать свои силы в команде.  А чтобы работа в группах была успешной, давайте договоримся, каких правил мы будем придерживаться. (Дети предлагают).

- Подведем итог:

  • Говорим вежливо,
  • внимательно слушаем,
  • говорим по очереди, не перебивая друг друга,
  • если непонятно, поднимаем руку,
  • уважаем мнение собеседника.

Девиз нашего занятия:

«Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!»

Давайте прочитаем его все вместе. 

2. Основная часть занятия

Цель: постановка проблемы, определение темы и цели занятия.

- И первое задание поможет узнать тему нашего занятия (3 мин).

1) Задание «Шифровка»: учащимся предлагается расшифровать тему занятия, используя ключ [Приложение 1].

- Итак, тема нашего занятия «В поисках сокровищ». Сегодня я вам предлагаю стать искателями сокровищ, которые когда-то зарыл на необитаемом острове легендарный пират, капитан Черная Борода. /p>

2) Задание «Как корабль назовешь…» (4-5 мин)

- Представьте, что ваша группа – это команда корабля. А у каждого морского судна есть имя. Я предлагаю вам придумать название корабля, но для этого постарайтесь использовать буквы из ваших имен.

Защита названий кораблей.

- Перед тем, как отправиться в морское путешествие, нам необходимо подготовиться.

3) Игра «Собрать снаряжение» (5 мин). На экране изображение 20 предметов.

Инструкция: ваша задача запомнить за 2 минуты  как можно больше предметов, которые вам понадобятся на корабле  для путешествия. А затем  зарисовать их в окошках корабля. Что запомните – то и возьмете! (Дети получают карандаши и изображения  корабликов) [Приложение 1].

- Юные  искатели, вы готовы ли вы к путешествию? Тогда приступим к выполнению следующих заданий.

4) Задание «Поиски острова» (3 мин). Группам вручаются  карты, карточки с заданиями [Приложение 2].

Инструкция: это пиратская карта Черной Бороды,  он  спрятал свои сокровища на одном из этих неизвестных   островов, где именно,  поможет узнать его послание. Вам нужно быстро и правильно  решить зашифрованные выражения.

- Какое значение  получилось у первой команды? (24)

-  А у второй? (19)

- Посмотрите внимательно  на карту, есть ли такие числа?  Как вы думаете, какие действия можно произвести с ними?  

- Вычесть: 24 – 19 = 5

- Правильно,  молодцы. Верный ответ – 5-й остров, отправляемся туда немедленно!

3. Динамическая пауза (1 мин)

Ребята, встаем и повторяем все за мной:

По морям, по волнам
Проплываем тут, и там.
Ветер парусник качает,
Вправо, влево наклоняет.
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Вот так славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Пошагаем мы на месте
Раз – два, раз – два,
В путь, друзья, уже пора!

Молодцы! Садимся.

5) Задание «Где правда, где ложь» (5 мин).

- Вижу остров!  Но путь к нему преграждает морское чудовище.  Оно охраняет остров, и  пустит  нас на берег,  если мы правильно определим, где в утверждениях правда, а где ложь.

Группы получают  листочки с утверждениями [Приложение 3].

Инструкция: отметьте плюсом те высказывания,  где написана правда, а минусом – те, которые, по вашему мнению, являются ложными.

Проверка.

- Теперь мы можем вступить на остров. Здесь обитает Мудрая Черепаха, ее бабушка своими глазами видела, куда пират Черная Борода спрятал свой клад.

Слоновая черепаха или галапагосская черепаха — вид сухопутных черепах. Является крупнейшим представителем сухопутных черепах, достигая веса более 400 кг и длины более 1 м 80 см. При продолжительности жизни в дикой природе более 100 лет, галапагосские черепахи являются одними из самых долгоживущих.  В неволе пойманные особи жили как минимум 170 лет.

6) Задание «Задачи Мудрой Черепахи».

- Мудрая Черепаха  поможет нам, если мы решим  ее задачи.

Первая задача  для первой команды (2 мин).

- Перед вами три  шкатулки. Красная, зеленая и синяя. На красной написано – «здесь лежат монеты». На зеленой – «здесь  лежит змея». На синей – «в зеленой ничего нет».  Но все эти утверждения ложные. Определите где лежат монеты, где змея и какая из шкатулок пуста.
Проверим, да, в зеленой шкатулке  действительно лежат монеты.

Вторая задача для второй команды (2 – 3  мин).

- Выложите из монеток пирамиду как показано на рисунке [Приложение 4]. Переложите три монеты так, чтобы пирамида смотрела вниз. 
- Кто хочет показать, как правильно это сделать?

Веселая переменка (1 мин)

- А сейчас давайте отдохнем. Отдых у нас будет активным и даже полезным. Упражнение рассчитано на координацию движений. Итак, начали: вначале левой рукой дотроньтесь до правого уха, а потом правой рукой – до кончика носа; затем быстро поменяйте положение рук: правая рука – левое ухо, левая рука – нос. Повторите пять раз.

7) Задание «Собери пословицу» (2 мин).

- Черепаха рассказала, что сокровища Черной Бороды спрятаны в пещере. Однако вход в пещеру заколдован. Он откроется, если мы будем взаимодействовать дружно. (Конверты с заданиями раздать группам).

Инструкция: в конвертах лежит задание для каждого из вас. У кого-то начало пословицы, а у участника из другой команды -  ее конец.  Необходимо составить пару.

  • Один  ум хорошо, а два лучше.
  • По одежке встречают, а по уму провожают.
  •  Грамоте учиться - всегда пригодится.
  • Птица красна пением, а человек умением.
  • Ученье – свет, а неученье – тьма.

- Что объединяет все пословицы? Чему они учат?

- Наше путешествие подошло к концу.  Я думаю, что вам будет интересно узнать, что же спрятал капитан Черная Борода. Давайте вместе откроем сундучок.  Внутри оказалась записка, прочитаем (дать прочитать детям, повесить на доску):

Мир освещается солнцем, а человек знанием.  Знание – лучшее богатство!

Капитан Черная Борода.

4. Рефлексия

- Ребята, вы согласны с этим утверждением? Как вы считаете, что вам помогло преодолеть трудности, справиться с заданиями, везение,  удача?

- Знания.

- Понравилось ли вам выполнять задания? Получилось ли у вас работать дружно? Оцените свою работу в группе, для этого вы используете стикеры в форме яблочек. Выберите зеленое яблочко – если все получилось, оранжевое – не все, розовое – ничего не получалось. Подпишите на стикерах свое имя и повесьте их на дерево (оборотная сторона доски).

5. Заключение

- Спасибо, ребята, за работу. На память о нашей встрече я хочу подарить вам сборник упражнений для того, чтобы вы смогли еще лучше отточить свой ум и смекалку.

Литература.

1. Локалова Н.П. Уроки психологического развития в средней школе: 5 – 6 классы», М.: Ось-89, 2001.

2. Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: задания  по развитию познавательных способностей / Методическое пособие, 5 класс. – М.: Издательство РОСТ, 2013.

3. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей /Методическое пособие, курс «РПС». – М.: Издательство РОСТ, 2013.