Профилактика компьютерной зависимости у подростков

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: профилактика компьютерной зависимости у несовершеннолетних.

Задачи:

  1. Обсудить с родителями проблему компьютерной зависимости, ее причины и проявления.
  2. Дать рекомендации по профилактике компьютерной зависимости.
  3. Побудить родителей к полноценному общению со своими детьми, к совместному проведению свободного времени.
  4. Сформировать понимание важности поддержания эмоционального контакта с ребёнком во избежание развития у него сетеголизма и кибераддикции

Ход родительского собрания

I этап - организационный, настрой на доброжелательный лад, снятие барьеров, сообщение темы, целей, задач собрания.

Педагог-психолог приветствует родителей, просит родителей закончить предложение: «Мой ребёнок самый...».

После выполнение и рефлексии данного упражнения ведущий сообщает тему родительского собрания и просит высказаться родителей по поводу актуальности данной темы.

Педагог-психолог предлагает просмотреть видео, содержание которого заключается в том, что у мамы и сына происходит драка из-за компьютерной зависимости  ребёнка. (https://www.youtube.com/watch?v=PkOo05utafU)

Ведущий просит родителей поделиться своим мнением по поводу увиденного.

II этап - основной этап.

Педагог-психолог знакомит родителей с информацией о компьютерной зависимости.

В последние годы мир потрясли из ряда вон выходящие, но при этом пугающе повторяющиеся преступления. У мальчика-отличника срывалась золотая медаль. Учитель географии не так спрашивал, не те, что надо, оценки ставил. И вот мы имеем случай в Одинцовской школе.

Эти преступления — не психические отклонения отдельных людей, а проявления нездоровья общества, проявления социальной болезни.

Что нового в этих преступлениях?

1. Преступником, как правило, оказывается молодой человек, порою ребенок;

2. Он не может внятно объяснить свое поведение;

3. Свершившееся для самого юного преступника чаще всего — большая неожиданность, он ошарашен необратимостью произошедшего.

Общественное мнение мечется в поисках виновного. Вслед за семьей и школой обвинения обычно обрушиваются на компьютерные игры. В то же время психологи неоднократно показывали, что между компьютерными играми и детской агрессией нет примой связи. Не игры делают ребенка агрессивным, а ребенок, склонный к агрессии, выбирает жестокие игры.

Спор о полезности или бесполезности компьютерных игр продолжается с момента их появления и по сей день. Дело не в злых или добрых компьютерных играх. Полезные навыки, приобретаемые в играх, весьма спорны, победы в Need for Speed не научат вождению машины, стрелялки не имеют отношения к меткой стрельбе, битвы с толпами орков не воспитают мужества.

Данные многих исследований показывают, что у компьютерных игр есть и свои плюсы: они развивают способность к визуализации и пространственному мышлению, улучшают зрительную память.

Но все эти «плюсы» и «минусы» — частности по сравнению с тем, что компьютерные игры дают принципиально иной опыт взаимодействия с окружающей средой, который переносится и на взаимодействие с настоящим, не виртуальным миром.

Главное следствие компьютерных игр — иное ощущение реальности.

Реальный мир подростки воспринимают как реалистичную модель мира виртуального, идеальное место для того, чтобы испытать свои сумасшедшие идеи и посмотреть, что получится. В поисках решения они склонны прибегать к стратегии проб и ошибок, ведь именно этому учат игры. Неполучилось — перезагрузись и пробуй еще раз, у тебя обязательно получится!

Ощущение всемогущества, свобода манипулирования — еще одна ловушка для души и благодатная почва для взращивания эгоцентризма.
Формируется синдром виртуальной всесильности.

Что такое компьютерная зависимость?

Во-первых, под общим термином «компьютерная зависимость», мы обычно объединяем такие виды зависимости, как:

1. Сетеголизм (зависимость от Интернета, и в частности от социальных сетей);

2. Киберрадиация (зависимость от компьютерных игр).

Во-вторых, обозначим, что такое компьютерная зависимость по сути. Это специфический вид эмоциональной зависимости. Эмоциональная зависимость обычно связана с конкретными людьми. В компьютерной зависимости способом общения с людьми является компьютер. Он становится основным проводником, посредником между человеком и внешним миром, основным источником общения.

Поэтому компьютерной зависимости может быть подвержен любой человек, так как для нас, как социальных существ, общение является необходимым условием полноценной жизни. А для подростка общение — один из ведущих видов деятельности, выступающий основным источником развития личности.

Как формируется компьютерная зависимость?

Общение состоит из трех компонентов: коммуникация (передача информации), взаимодействие (интеракция) и перцепция (восприятие, эмпатия и прочие эмоциональные составляющие).

Современная компьютерная индустрия научилась довольно эффективно удовлетворять и другие ключевые потребности человека. Вспомним, пирамиду потребностей А. Маслоу. Если не считать нижний уровень базовых физиологических потребностей организма, компьютер в состоянии удовлетворить все остальные уровни: и потребность в безопасности (человек находится в комфортных условиях перед компьютером, анонимность дает иллюзию защищенности), и потребность в социальной принадлежности, сопричастности (вступление в соцсетях в группы людей со сходными взглядами, интересами создает иллюзию единения, дружбы), и потребность в уважении и признании (рейтинги,«лайки» и пр.), и потребность в самореализации (победа в играх, возможность быть творческим, эрудированным благодаря Интернету).

Кроме того, непосредственно в подростковом возрасте доминантными являются также такие потребности, как потребность в независимости и самостоятельности в принятии решений, и потребность в удовольствии.

Итак, если у человека есть какая-то неудовлетворенная потребность, то он ищет способы ее удовлетворения. Чаще, в норме, одну и ту же потребность человек удовлетворяет разными способами. Но если у него нет возможности удовлетворить свою потребность другими способами и компьютер становится единственной возможностью для этого, тогда и появляются предпосылки для формирования зависимости.

А дальше зависимость формируется по следующему алгоритму:

1-й шаг. Компьютер — основной способ удовлетворения какой-то потребности.

2-й шаг. Компьютер — основной или даже единственный способ удовлетворения большинства жизненных потребностей.

3-й шаг. Компьютер сам становится потребностью, более приоритетной, чем базовые потребности.

Пример

В реальности у подростка существует неудовлетворенная потребность, скажем, в привязанности (перцептивная составляющая общения). Ему трудно устанавливать контакт и завязывать отношения. Или не удовлетворяется потребность в защищенности: в семье не все благополучно и стабильно, папа — довольно жестокий человек. Подросток начинает играть в популярную онлайн-игру Blood and Soul. Он вступает в клан, у него появляется жена, и они даже играют свадьбу. Проходя разные уровни, он получает все больше возможностей и защит, что делает его практически неуязвимым («убили – воскрес»). В итоге — иллюзия того, что он — супергерой с успешными отношениями.
Каким путём ребёнок приходит к зависимости можно ли её обойти?

С появлением компьютера в жизни ребенка он проходит несколько стадий формирования отношения к нему:

1. Интерес. У взрослых это есть, они что-то постоянно там делают. Мне тоже интересно.

2. Увлеченность. Сколько тут всего интересного! Мне нравится. Я с удовольствием провожу время с компьютером.

3. Зависимость. Только в Интернете я могу это сделать, я могу себя так чувствовать, я могу быть таким.

4. Привязанность (стадия угасания). Да, хорошо, что у меня есть компьютер. Без него мне будет неудобно, некомфортно, но есть еще и другие, не менее интересные вещи.

При нормальной ситуации развития застревания на стадии привязанности не происходит, она является временным, ситуативным этапом в жизни подростка, спровоцированным склонностью к максимализму («только тут и нигде больше!»), и довольно быстро подросток переключается на другие сферы своей жизни, где компьютер — важная, но всего лишь одна из многих.

Но так происходит не всегда. И тогда подросток останавливается на стадии зависимости. Это можно понять по ряду признаков.

Признаки компьютерной зависимости:

1. Повышение эмоциональности, возбуждение при виде компьютера.

2. Раздражительность, снижение тонуса при отсутствии компьютера.

3. Шантаж, конфликты в ответ на запрет компьютера.

4. Предпочтение компьютера другим видам досуга, общению.

5. Снижение успеваемости.

6. Отказ от выполнения домашних обязанностей.

7. Нарушение сна, ухудшение самочувствия.

8. Проведение ночи за компьютером.

9. Злоупотребление кофе, энергетиками.

10. Пренебрежение личной гигиеной.

11. Еда за компьютером или забывание о еде.

Если вы наблюдаете два-три признака и их характер ситуативный, то вряд ли стоит беспокоиться. Кто из нас не вспомнит, что хотя бы раз в жизни просидел всю ночь или ее большую часть за компьютером, и не из-за того, что нужно было сделать неотложную работу. А вот если признаков больше и проявляются они регулярно, стоит обратить на это внимание. И в особенности если подросток пренебрегает базовыми потребностями (еда, сон, состояние здоровья, внешний вид).

Что делать?

Если признаки компьютерной зависимости налицо, важно в первую очередь сделать:

1. Провести анализ игр, интернет-ресурсов, которые увлекают ребенка. Сыграть в них хотя бы раз. (Что это? Какие потребности это удовлетворяет?)

2. Провести анализ своей семейной ситуации. (Что заставляет ребенка испытывать трудности в удовлетворении этих потребностей? Какие у ребенка были интересы в более раннем возрасте?)

3. Сделать шаг навстречу ребенку. (Помочь организовать досуг, наладить взаимоотношения со сверстниками, наладить контакт в семье.)

4. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть за компьютером не более часа в день, то и сам он не должен играть по три-четыре часа.

5. Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер — не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три — в выходной. Обязательно с перерывами.

6. Предложить другие возможности времяпровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.).

7. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т.д.).

8. Обсуждать игры вместе с ребенком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.
9. В случаях, если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, обращаться к психологам, в специализированные центры.

III этап - практический.

1. Педагог-психолог обращает внимание родителей на то, что родительский характер общения со своим ребенком нередко становится одной из причин формирования у него компьютерной зависимости.

Увы, чаще мы общаемся со своим ребенком так:

Негативные ярлыки,
оценки

«У тебя не получится»,
«Ты бездарь»

Ирония,
язвительность

«Ну ты же самый умный»

Приказы-угрозы

«Быстро замолчи!»
«Выключи сейчас же!»

Успокоение
отрицанием
проблемы

«Да брось ты!
Ничего страшного!»

Соревнование–
сравнение

«Мне бы твои проблемы»

Непрошеные
советы

«Вместо того чтобы, иди лучше делом займись!»

Предлагаем попробовать вот так:

  • Вместо: «Встань из-за компьютера!» сказать: «Привет, как твои дела? Что нового?»
  • Вместо: «Займись делом!» сказать: «Слушай, я так соскучился (-лась)! Давай что-нибудь придумаем вместе!»

Ведущий знакомит родителей с техникой Я-высказываний, которая является наиболее эффективной.в общении с детьми. Родители заполняют таблицу, где им необходимо заменить Ты-высказывания на Я-высказывания.

Ты-высказывания

Я-высказывания

Замолчи сейчас же!

 

Ты снова не вымыл посуду!

 

Почему ты опять пришёл так поздно домой?

 

Ты опять сидишь за компьютером!

 

 
Примеры ответов:

Ты-высказывания

Я-высказывания

Замолчи сейчас же!

Я уважаю твоё мнение, но, пожалуйста, выслушай и моё тоже.

Ты снова не вымыл посуду!

Мне обидно, что ты не хочешь мне помогать.

Почему ты опять пришёл так поздно домой?

Я волнуюсь за тебя, когда тебя долго нет дома.

Ты опять сидишь за компьютером!

Я так по тебе соскучилась, давай поговорим.

IV этап - рефлексия.

Родителям предлагается высказать своё мнение по поводу родительского собрания.

Список литературы

  1. Давиденко Н.В. Программа психологической коррекции Интернет-зависимого поведения с использованием методов когнитивной психоотерапии / Н.В. Давиденко, М.М. Акопова. // Актуальные проблемы психол. знания. – 2010. - № 3. - С. 62-66.
  2. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств / Лоскутова В.А. - Новосибирск, 2004.
  3. Малыгин В.Л. Интернет-зависимое поведение. Критерии диагностики, личностно-характерологические факторы риска формирования, профилактика и психотерапия // Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с муждунар. участием «Клиническая психология в здравоохранении и образовании». - 2011. – Т. 24. – С. 36–41.
  4. Малыгин В.Л. К проблеме диагностических критериев интернет-зависимого поведения // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий: материалы межвед. науч.-практ. конф., Москва, 24–25 февраля 2011 г. / под ред. Б.Б. Айсмонтаса, В.Ю. Меновщикова. – М. : МГППУ, 2011. – Т. 24. – С. 171.; То же [Электронный ресурс].
  5. Психология зависимости : хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. - Минск : Харвест, 2007. - 592 с.
  6. Рыбалтович Д.Г. Интернет-зависимость : реальная патология или норма развития информационного человечества? / Д.Г. Рыбалтович, В.В. Зайцев // Вестн. психотерапии. – 2011. - № 40. – С. 23–34.
  7. Рыбников В.Ю. Психологические особенности и механизмы интернет-зависимости / В.Ю. Рыбников, О.В. Литвиненко // Вестн. психотерапии. – 2006. - № 19. – С. 137 – 140.
  8. Ускова Л. Подход к терапии при Интернет-зависимости // Материалы ІІІ Всеукраинской науч.-практ. конф. «Феномен зависимости», 17-18 мая 2008 г., г. Днепропетровск, 2008.
  9. Чума XXI века - интернет-зависимость // Журн. практ. психолога. – 2010. - № 6. - С. 143-149.