Конспект интегрированного занятия по теме "Звук "Р" в слогах и в словах в позиции в середине слова. Образование относительных прилагательных на основе лексической темы «Ягоды и фрукты» + ИЗО"

Разделы: Логопедия


Цель: автоматизировать звука [Р] в слогах и в словах в позиции в середине слова.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  • коррегировать произношение;
  • коррегировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
  • коррегировать и развивать слуховое восприятие;
  • коррегировать речевое дыхание;
  • развивать подвижность артикуляционного аппарата;
  • коррегировать и развивать мелкую моторику кистей рук (формированиеручной умелости, развитие ритмичности);
  • развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
  • развивать внимание, память, логическое мышление;
  • коррегировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля и усидчивости).

Образовательные:

  • уточнить и расширить словарь по темам «Ягоды и фрукты»;
  • систематизировать и обобщить знания по теме: «Ягоды и фрукты-вкусные продукты»;
  • обучать навыкам образования относительных прилагательных;
  • уточнить артикуляцию звука Р.

Воспитательные:

  • формировать положительную мотивацию на занятии;
  • воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать нравственные качества (трудолюбие).

Здоровьесберегающие

  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
  • следить за правильной посадкой ребенка;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: Профиль артикуляции звука Р, предметные картинки из рабочая «Автоматизация звука Р» Л.А.Комаровой, пособие «Найди ягодку в траве», мяч, массажеры «Су-джок», картинки с изображением Пчёлки, лото ягоды и фрукты, пособие «Банки с вареньем», мозаика и банки, папиросная бумага,трафарет ягод и фруктов, альбомная бумага, цветные карандаши.

Ход занятия

Этапы занятия

Виды работы на этапе

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

I. Оргмомент


Традиционный.

Логопед приветствует ребенка.

Ребенок здоровается с логопедом.

Организовать ребенка. Настроить на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Основной этап

II.1. Проверка домашнего задания

Опрос

Педагог проверяет домашнее задание по теме: «Автоматизация звука Р в середине слова». Ребенок должен «вернуть» звук Р в середину слова. Игра с мячом.

Ребенок вставляет звук р в середину слова и называет слово целиком.

Выяснить, насколько скорригированно произношение звука Р в середине слова.

II.2. Актуализация знаний

Отгадывание загадки о пчелке.

Педагог загадывает загадку

Желто-черная в полоску
а на брюшке есть игла
меда нам, пыльцы и воску
в лапках принесет... (Пчела)

Ребенок отгадывает загадку.

Привлечь внимание и вызвать интерес ребенка к занятию.

II.3. Изучение нового материала

Сообщение темы занятия.

Педагог сообщает ребенку, что сегодня на занятии они отправятся в гости к Пчелке и помогут ей собрать фрукты и ягоды и будут продолжать учиться правильно произносить звук Р.

Ребенок вспоминает, как правильно произносится звук Р.

Определить уровень осведомленности ребенка о правильном произношении звука Р.

Педагог выясняет у ребенка какие он знает ягоды и фрукты, где они растут.

Что из них можно приготовить.

Ребенок вспоминает название ягод и фруктов. Обогащать словарь по теме занятия. Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.
Д/и «Банки с вареньем». Демонстрируется картинка с изображением Пчелки и банок с вареньем на этикетке нарисованы ягоды и фрукты. Ребенок определяет и называет ягоду или фрукт и называет варенье или сок – «грушевый, брусничный, черничный, смородиновый». Формировать навык образования относительных прилагательных.
Дыхательное упражнения «Найди ягодку в траве». Педагог предлагает ребенку подуть на «травку» (из папиросной бумаги) и угадать, какая ягодка спряталась в траве? Ребенок дует на «Травку и называет ягоды. Формировать правильный выдох.

II. 4. Закрепление изученного материала

Д/ «Ягоды и фрукты».


 

Логопед сообщает, что в саду у Пчёлки созрело много ягод и фруктов и она помочь собрать ему урожай. Ягоды в корзину, фрукты в лукошко (лото).

Ребенок раскладывает ягоды и фрукты.

Обогащение словаря по теме.

Пальчиковая гимнастика Самомассаж «Ежик» с массажером «Су-джок».

Логопед демонстрирует картинку с изображение Ёжика и предлагает ребенку выполнить вместе с ним пальчиковую гимнастику с самомассажем и повторить слоги

АРА, АРЫ, АРУ, АРЭ, АРО.

Ребенок повторяет упражнение

И на каждый пальчик повторяет слоги.

Развивать мелкую моторику.

Закрепить правильное произношение звука Р в слогах.

Динамическая пауза

Речедвигательная ритмика.

Упражнения на проговаривание слогов.

За-за-за (Разводим руками в стороны).

Уходи домой коза
(Грозим указательным пальчиком перед собой и разводим руки в стороны).

Шу-шу-шу
(Выпрямляем руки вперед
Я рукой машу)
Машем ладошками.

РО-ро-ро
(Наклон туловища вперёд делаем моторчик)

Потерял петух перо
(Поднимаем руки вверх).

Логопед предлагает ребенку повторить движения. Ребенок выполняет упражнение вместе с логопедом. Развивать общую моторику, координировать речь с движением.
 

Д/и «Помоги Пчёлке»

Автоматизация звука Р в позиции в середине слова.

Логопед демонстрирует картинку с Пчелой и предлагает ей помочь положить ягодки (мозаика) по банкам и произносить слова. Ребенок бросает ягодку (мозаику) в банку и повторяет слова за логопедом (гитара, парус, баран, барабан, пирамида, корона, ворона, муравей). Закрепить правильное произношение звука Р в позиции в середине слова. Развивать мелкую моторику.
  Работа с трафаретом. Логопед просит ребенка нарисовать трафаретом свои любимые ягоды и фрукты и раскрасить их. Ребенок выполняет задание.

Развивать мелкую моторику.

Развивать долговременную память.

II. 5. Контроль знаний и умений

Самостоятельная работа.

Д/и «Помоги Пчеле подобрать картинки».

Логопед демонстрирует картинку с изображением Пчелки и просит помочь ей отобрать только те ягоды и фрукты, в названии которых есть звук Р.

Ребенок отбирает нужные картинки.

Проверить навык сформированности правильного произношения звука Р в позиции в середине слова.

III.1. Итог занятия

Опрос.

Педагог предлагает ребенку вспомнить, у кого он был в гостях и какой звук он учился произносить, какие фрукты и ягоды он запомнил.

Ребенок называет звук, уточняет правильную артикуляцию звука.

Обобщить тему занятия.

Развивать память.

Оценка деятельности ребенка Оценивание. Оценивает работу ребенка и дарит наклейку с изображением Пчелки.    

III.2. Домашнее задание

Объяснение домашнего задания.

Педагог предлагает ребенку домашнее задание от Пчелки по пройденной теме.

Ребенок получает домашнее задание.

Закрепить пройденную тему во время домашних заданий.

Автоматизация звука [р] в середине слова.

Литература.

1. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия   с дошкольниками. Методическое пособие./ Е.А. Борисова — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с.

2. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! / О.И. Крупенчук. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2006. – 208 с.

3.Лылова Л.С. Индивидуальные и подгрупповые логопедических занятия с детьми дошкольного возраста. Практическое пособие для воспитателей, логопедов, методистов ДОУ, родителей и гувернеров. / Л.С. Лылова и др. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012 – 176 с.