Урок литературы по теме «Легко ли быть молодым?» (по рассказу В.П.Астафьева «Людочка»). 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Обучающие цели:

  • создать условия для усвоения фундаментальных философских идей, в частности о нравственности;
  • обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.

Цели, ориентированные на развитие личности учащихся:

  • создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; находить в произведении непонятные для себя «тёмные» места, задумываться над их художественным значением;
  • создать условия для развития умения формулировать точку зрения, высказывать и аргументировать её.

Воспитательные цели:

  • содействовать развитию умения общаться между собой;
  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование:

  • портреты В.П.Астафьева, главной героини рассказа Людочки,
  • иллюстрации к рассказу,
  • песня «Мы желаем счастья вам» на слова И.Шаферана,
  • стихотворения А.Дольского «Прощай, двадцатый век»,
  • И.Северянина «Я чувствую близится судное время»

Оформление доски:

эпиграф

Худшее преступление, которое мы можем
совершить по отношению к людям, - это
не ненавидеть их, а относиться к ним
равнодушно; в этом – суть бесчеловечности.
Б.Шоу

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

 

Сегодня наш урок мне хотелось бы начать со стихотворения А.Дольского «Прощай, двадцатый век».

Наше время изумляет, разрывает нас на части,
Мы гордимся этим веком, наша жизнь полна чудес.
Но на долю населенья чести, мужества и счастья
Не убавил, не прибавил удивительный процесс.
Стала совесть откровеньем, стала музыка комфортом,
Только правда, как и прежде, - героизм и маета.
Самых дальних разделяет только путь к аэропорту,
Самых близких разлучают эгоизм и суета.
Прощай, двадцатый век, святоша и безбожник,
Обманщик и мудрец, философ и факир.
Прощай, двадцатый век, убийца и художник,
Оставишь ли в живых безумный этот мир?

- О чём это стихотворение? Можно ли понять мысль автора?

Ученик:

Двадцатый век стал великой былью.
То он дарил жизнь, то сеял семена смерти.
То возносил людей к высотам истины и добра, то бросал их на край бездны.

II. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока. Создание проблемной ситуации

Учитель: Вам посчастливилось жить в эпоху, когда один век сменил другой. Что ждёт вас, молодое поколение, в новом тысячелетии? Впереди у каждого из вас урок с короткой темой – жизнь. Жизнь, которая задаст множество вопросов, ответы на которые придётся искать всю жизнь. А сейчас мне хотелось бы узнать о том, легко ли быть молодым в новом тысячелетии? Я предлагаю этот вопрос вынести в тему нашего урока.

 (Запись числа и темы урока)

Учитель: Ответ на поставленный вопрос мы постараемся найти, обратившись к рассказу В.П.Астафьева «Людочка». Есть у В.П.Астафьева маленький рассказ из сборника «Затеси», который называется «Чтобы боль каждого…» На плите, под которой похоронен царь Давид, написан завет, знакомый каждому грузину: «Пусть каждый, входящий в этот храм, наступит на моё сердце, чтобы слышал я боль его…». Автора поразили эти слова. Как вы думаете, чем?

Ученик: Это мудрые слова, в которых заключена великая доброта по отношению к людям, готовность принять чужую боль и откликнуться на неё.

Учитель: В.П.Астафьев всю свою жизнь умел чувствовать человеческую боль. У него болела душа за происходящее в нашей стране: за поруганную природу, разрушающуюся культуру, душу человеческую. Не понаслышке, а своими пытливыми и умудрённым опытом глазами увидел писатель суровую, жестокую правду жизни и привнёс её на страницы своих произведений. Эта правда нашла своё воплощение в произведении «Людочка», написанном в 1989 году.

Небольшую вступительную часть я приведу полностью.

(чтение начала рассказа)

Учитель: Ребята, а ваше сердце не осталось равнодушным к истории, рассказанной Астафьевым, она жжёт сердце вам?

(ответы учащихся)

Я вижу, что это произведение никого не оставило равнодушным, каждому хочется поделиться своими впечатлениями.

А может быть у кого-то при прочтении рассказа возникли вопросы, ответы на которые вы не смогли найти самостоятельно?

Ученики: Неужели у главной героини не было другого выхода из сложившей ситуации?

Почему мать не поддержала дочь?

Куда смотрели органы правопорядка, когда случилась эта история с Людочкой?

Учитель: Таким образом, сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством В.П.Астафьева, проанализируем его произведение «Людочка», выясним причины гибели главной героини.

Работа будет проходить по группам. Каждая группа получила предварительное задание и сегодня готова выступить, проиллюстрировав сообщения текстами из рассказа «Людочка».

Оценивать работу будут эксперты в лице учителей: Щепелиной С.Л., Тимофеевой В.Н. по следующим критериям: умение правильно подбирать и группировать материал по теме, умение оформлять и представлять подготовленный материал, умение правильно, логично изложить своё мнение, умение согласованно работать в коллективе.

III. Практическая работа с новым материалом

1. Работа учащихся по группам

Учитель: Анализ литературного произведения начинается с чего?

Ученик: С определения жанра.

Учитель: Слово предоставляется учащимся 1 группы.

Сообщение первой группы «Жанровые особенности рассказа В.П.Астафьева»

По своей жанровой природе это рассказ романного типа: в его текст укладывается вся жизнь заглавной героини. Однако некоторые исследователи, обращая внимание на стремительное развития действия и неожиданную развязку, относят «Людочку» к жанру новеллы. С этим трудно согласиться, так как новелле не свойственно такое внимание к пространным описаниям (городской парк, деревушка Вычуган), к детализированному изображению второстепенных героев (Артёмка по кличке мыло: Артёмкины кудри, издали напоминающие мыльную пену, изблизя оказались что мелкие рожки из вокзальной столовой - сварили их, бросили скользким комком в пустую тарелку, так они, слипшиеся, неразъёмно и лежали). Уже в потрете этого героя подчёркивается внешняя непривлекательность. В рассказе есть побочные сюжетные линии, разветвлённые диалоги – всё это свидетельствует лишь об отдельных чертах новеллы.

В этой небольшой прозаической миниатюре, скорее этюде, эскизе к большому роману, чувствуется и откровение исповеди, и едва уловимые черты жития, и отголоски притчи, и беспощадная правда были.

Учитель: О какой беспощадной правде идёт речь? Определите фабулу рассказа.

Слово предоставляется учащимся 2 группы.

Сообщение второй группы «Фабула рассказа «Людочка»

В этом произведении автор рассказывает о судьбе деревенской девушки. Окончив школу, Людочка вынуждена была покинуть родной дом и уехать в ближайший городок. Она нашла работу, жильё. Однажды, возвращаясь домой через парк, девушка столкнулась с группой парней, которые надругались над ней. После этого она покончила жизнь самоубийством.

Учитель: Как вы думаете, в чём главная трагедия героини?

Ученик: Душевное одиночество, равнодушие окружающих.

Учитель: Людочка столкнулась с холодной стеной людского равнодушия, непонимания, отсутствием человеческого сострадания.
Но где искать истоки этого равнодушия?

Когда мы начинаем терять интерес к человеку, к его судьбе?

Писатель пытается ответить на эти вопросы, а чтобы понять авторскую позицию, давайте обратимся к нескольким сюжетным пластам рассказа.

Первый «пласт» – мир природы.

Сообщение третьей группы «Мир природы»

Картины природы в произведении не просто фон, на котором происходят действия, они имеют важное значение в структуре рассказа. В них заключается глубокий смысл, так как в отношении к природе, земле раскрывается духовный облик человека.

а) описание небольшой угасающей деревеньки Вычуган (с иллюстрациями);

б) описание городского парка (с иллюстрациями);

Всё художественное пространство «Людочки» разделено на две половины: деревня и город. Сопоставляя городской и деревенский пейзаж, существенных отличий между ними нет.

Учитель: Что можно сказать о людях, которые так надругались над природой?

Ученик: Опустошение в природе, равнодушие к ней ведут к опустошению в душах людей, к цинизму и бездуховности.

Учитель: Вот мы и подошли ко второму «пласту» рассказа – миру людей.

Сообщение первой группы «Мир людей»

Весьма сложная система образов сформирована вокруг героини, чьё имя вынесено в заголовок рассказа.

а) Рассказ о жизни Людочки (с примерами из текста).

б) Образ Стрекача (с примерами из текста).

Учитель: Как отнеслись близкие к беде героини?

Ученик: Гавриловна считает, что с Людочкой ничего страшного не случилось…
В трудную минуту Людочка не находит отклика и в душе матери…

2. Работа с эпиграфом урока

Учитель: Какая история в рассказе созвучна со словами Б.Шоу?

Ученик: История умирающего парня – лесоруба.

Учитель: С какой целью автор вводит в рассказ эту историю?

Ученик: Две истории, две судьбы оказались в рассказе связанными: судьба Людочки и судьба парня – лесоруба, умершего в больнице. Оба героя в конечном счёте погибают из-за равнодушия окружающих.

Учитель: Был ли у Людочки иной выход из сложившейся ситуации?

Легко ли ей было выжить в таких условиях?

Ученик: Возможно, уходом из жизни она надеялась разбудить холодные сердца окружающих, что-то изменить в их жизни.

Учитель: Кто же был виновником гибели Людочки?

Ученики: Пьяный отец, жестокость Стрекача, равнодушие матери, угроза местной шпаны, негде жить и для чего жить, безысходность.

Учитель: Кто же породил Стрекачей и им подобных?

Ученик: Равнодушие людей, местная власть.

Учитель: Что же это за сила – власть?

Сообщение второй группы

Власть – это возможность оказывать решающее воздействие на поведение, чувства, позиции людей. Власть позволяет одному человеку господствовать над другим, диктовать, заставлять делать то, к чему люди могут относиться без энтузиазма.

В основе власти находится авторитет. Он помогает людям смеряться с необходимостью подчинения такому же, в сущности, как они сами, человеку.

Власть Стрекача стала страшным наркотиком, навсегда порабощающим человека, склонного к этому виду наркомании.

Учитель: Скоро мы с вами будем изучать роман Ф.М. Достоевского «Преступление и Наказание», где главный герой Родион Раскольников, взбунтовавшийся против правил общества, был согласен с тем, что за кровь неизбежна расплата. Что нет преступления без наказания, греха без искупления. Есть справедливость юридическая и есть высшая Божеская. В соответствии с первой каждое преступление должно быть раскрыто, а преступник наказан по закону. Так и бывает очень часто. Но даже если кто-то ухитрился избежать суда земного, рано или поздно его настигнет суд Божий.

Кому, хоть на время, удалось прекратить, остановить зло?

Ученик: Отчиму Людочки.

(История жизни отчима Людочки)

Учитель: Как вы понимаете смысл названия рассказа В.П. Астафьева «Людочка».

Сообщение третьей группы

В.П. Астафьев с особой тщательностью показал нам необычный, трогательный внутренний мир ничем не приметной, скромной в желаниях и стеснительной в общении с людьми девушке. Однако её смерть неожиданно приводит к необратимым последствиям – все, знавшие её люди, ощущают сильнейшую утрату, как будто из мира ушла какая-то значительная часть «рассеянного» в нём добра. Если принять во внимание, что само имя Людмила содержит корень – люд -, то судьба героини вполне может быть воспринята как трагедия многих русских людей конца 20-го столетия, кто верил в святое, но был побеждён злом и лишь своей смертью пытался утвердить эту веру.

Учитель: Автор не даёт нам надежды на какое-либо улучшение той атмосферы, в которой действует героиня. Слабым утешением служит нам то, что Стрекач наказан, справедливость восстановлена, хотя и не органами правопорядка. В городе ведётся работа по оздоровлению общества посредством спортивной деятельности.

Чувствуется ли в этих строках печальная ирония автора?

Ученик: Оздоровление общества начинается с внимания к человеку, с сочувствия, а не с открытия бассейна на базе локомотивного депо.

IV. Итоги урока. Рефлексия

Учитель: Вот и подошёл к концу урок – с короткой темой – жизнь.

Легко ли было вам сегодня перевернуть немало грустных и трагических страниц современной литературы?

Легко ли быть молодым, когда зачастую необычно трудно противостоять жизненным обстоятельствам?

На рубеже тысячелетий вы, молодое поколение, должны размышлять о вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем, о наших проблемах, радостях, надеждах, чтобы жизнь в 21 веке была светлой, радостной, счастливой.

Учитель: Я предлагаю вам продолжить фразы, записанные на доске

  • Я понял(а) сегодня, что …
  • Больше всего мне запомнилось сегодня …

Учитель: На все ли вопросы были найдены ответы на уроке?

Какую проблему поднял автор в своём произведении?

Ученик: Мы получили ответы на все интересующие нас вопросы.

Главная проблема, поднятая автором в рассказе ,,Людочка”, нравственная.

Учитель: Слово предоставляется учителям-экспертам для подведения итогов работы.

И в заключение от всей души хочу пожелать вам, дорогие ребята, огромного человеческого счастья.

(Звучит песня на слова И.Шаферана «Мы желаем счастья вам»)

V. Домашнее задание

Домашнее задание (по выбору учащихся)

1) Герои Астафьева наследуют стиль и дух своего времени и их речь не просто говор, а «выразитель всех сил умственных и нравственных».
Раскройте специфику художественной речи в рассказе «Людочка».

2) Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Какие общечеловеческие проблемы поднимаются В.П.Астафьевым в рассказе «Людочка»?