Дополнительная образовательная программа кружка «Инфознайка» для детей 4–5 лет на 2016–2017 год

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Сегодня изменились требования к образованному человеку – ему нужно не только знать много, но и уметь быстро применить свои знания. Опираясь на педагогическую истину  «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь», можно сформулировать задачу, стоящую перед педагогическим сообществом: воспитать ученика, обладающего информационной компетентностью, т.е. способного решать разнообразные проблемы, связанные с поиском, преобразованием, использованием информации.

Информационно-коммуникационные технологии – современный способ обучения. Целью введения компьютера в жизнь дошкольника является,  прежде всего, формирование у него психологической готовности к обучению в школе, навыков свободного использования информационными технологиями.

Основанием для создания кружка «Инфознайка» стали результаты мониторинга среди родителей и воспитанников группы. В его ходе было выявлено, что спрос родителей на дополнительные образовательные услуги по формированию навыков работы с компьютером составил 30 %, а диагностика интересов детей показала, что 25% детей проявляют устойчивый интерес к информационно-коммуникационным технологиям сверх основной образовательной программы.

В данную программу включено содержание, способствующее развитию навыков работы с компьютером на примере разных компьютерных программ и детских компьютерных игр. Для этого ребенку потребуется активизировать свое мышление, сообразительность, находчивость, умение рассуждать. В процессе выполнения компьютерных заданий детям необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Важным моментом является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Ребенок овладевает более эффективным способом получения и обработки информации.

Цель: удовлетворение интереса дошкольников к информационно-коммуникационным технологиям сверх основной образовательной программы.

Задачи:

  • Расширять  представления о возможностях компьютерных технологий как источнике разнообразной информации.
  • Формировать простейшие практические навыки работы на компьютере сверх основной образовательной программы.
  • Развивать  внимательность, усидчивость, наблюдательность, логическое мышление  в процессе работы на компьютере.
  • Воспитывать осознанное отношение к гигиене труда при работе с компьютером.

Ожидаемые результаты:

Воспитанники будут знать:

  • Технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе;
  • Назначение основных устройств, входящих в состав компьютера: системный блок, монитор, клавиатура, манипулятор «мышь»;

Воспитанники смогут:

  • Использовать в своей работе клавиатуру, мышь, принтер;
  • Использовать кнопки «Esc» «Shift» на клавиатуре;
  • Находить ярлык программы «Paint», видеть и различать панель инструментов;
  • Создавать компьютерные рисунки используя программу «Paint»;

График работы: 62 занятия в год, 2 раз в неделю длительностью 20 минут.

Занятия проходят по следующей схеме:

  • Введение (беседа по технике безопасности,  введение в игровую проблемную ситуацию,  обсуждение возможных способов ее решения - до 3 мин).
  • Гимнастика для глаз.
  • Объяснение воспитателя
  • Работа детей в программе под руководством воспитателя  (до 8 мин). 
  • Физминутки (до 2 мин)
  • Игры для разминки - по теме занятия (до 5 мин.). Для разминки используются упражнения - игры, для участия в которых требуется переключение внимания на другой вид деятельности (движение, рисование и т.д.).
  • Игра в релаксационной зоне (до 3 мин)

Учебно-тематический план

месяц

Тема

кол-во часов

Задачи

Ссылки на ЦОР

Октябрь

1

Приглашают «Почемучки»
Немного из истории

1

Познакомить детей с компьютерным классом и с происхождением компьютера.

CD-диск
Видео «Почемучки»

2

Правила работы в компьютерном классе. Презентация гимнастики для глаз «Веселая бабочка-коробочка»

1

 Познакомить с правилами  безопасности работы с компьютером, с гимнастикой для глаз. Просмотр презентаций.

CD-диск
Презентация «Правила поведения в компьютерном классе» Презентация гимнастики для глаз

3-4

Фиксики предлагают познакомиться
«Первое знакомство»

2

 Дать общие сведения о компьютере, его свойствах, назначении.

CD-диск
Презентация о компьютере

5

Фиксик Симка в гостях у «Процессора»

1

Продолжать знакомить с составляющими компьютера – системный блок

CD-диск
Презентация о
«Процессоре»

6

Фиксик Нолик знакомит с «Монитором»

1

Продолжать знакомить с составляющими компьютера – монитор

CD-диск
Презентация «Монитор»

7

Фиксик Файер и его послушная «Мышка»

1

Продолжать знакомить с составляющими компьютера – мышка

CD-диск
Презентация «Мышка»

8

Поиграем вместе со всеми:
игра «Наступила осень»

1

Продолжать формировать умение  нажимать на левую кнопочку мыши один раз, перетаскивать с помощью мыши значки

(http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/najdi-otlichija-osen-nastupila)

ноябрь

9

Игра «Каникулы в деревне»

1

Продолжать формировать умение  перетаскивать элементы с помощью мыши

http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/kanikuly-v-derevne

10-11

Фиксик Мася и правильная «Клавиатура»

2

Продолжать знакомить с составляющими компьютера – клавиатура. Формировать основные умения пользоваться кнопками «Esc», «Shift»

CD-диск
Презентация «Клавиатура»
Видео «Мир информатики»

12-13

Игра «Проделки Баба-Яги»

2

Продолжать формировать основные умения использования кнопок на клавиатуре «Esc» «Shift»

CD-диск «Компьютерные игры для малышей»

14-15

Фиксик Папус знакомится с графическим редактором «Paint»

2

Дать понятие «Программа Paint», умение находить и  различать ярлык программы.  

Программа «Paint»

16

«Каляки-маляки»

1

Общее знакомство с панелью инструментов графического редактора «Paint», умение подбирать нужный значок

Программа «Paint»

декабрь

17-18

«Каляки-маляки»

2

Знакомство с панелью инструментов -  кисть, карандаш графического редактора «Paint»

Программа «Paint»

19

«Я сам» (рисунок)

1

Использовать в рисунке значки панели инструментов – кисть, карандаш, ластик

Графический редактор «Paint»

20

Фиксик Дедус разъясняет команды программы «Paint»

1

Дать первоначальные азы сохранения рисунка, применять их под руководством взрослого

Программа «Paint»

21

Друг фиксиков ДимДимыч предлагает …  

1

Знакомство с панелью инструментов -  палитрой. Использовать значок «заливка», «набрызг» в создании рисунка

Графический редактор «Paint»

22

Фокусники: игра «Деревья»

1

Использовать значок «заливка», «набрызг»  в создании  рисунка

CD-диск «Компьютерные игры для малышей»

23

В гостях у компьюшки – игра «Раскраски»

1

Методом заливки применять разные цвета в рисунках

http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/risovalki

24

Подарки к Новому году от фиксиков

1

Продолжать закреплять навыки пользования значком панели инструментов – «заливка», «набрызг» графического редактора «Paint». Заливка рисунков-шаблонов на новогоднюю тему

CD-диск. Шаблоны «Елка», «Дед Мороз», «Снегурочка», «Снеговик»

январь

25

Фиксики предлагают эксперимент

1

Познакомить детей с элементами панели инструментов прямые и кривые линии

Программа «Paint»

26

Вертлявая мышка и «Елочка»

1

Не отрывая руки от нажатия мышки с помощью линий панели инструментов создавать рисунок

Программа «Paint»

27

Соберем игру «Детская мозаика Елочка»

1

Продолжать тренировать навыки пользования мышкой

http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-logiku-i-myshlenie/mozaika-elochka

28

Паучок «Жучка» предлагает игру-головоломку Судоку «Елочные игрушки»

1

Применять технику компьютерной графики в игре

http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-logiku-i-myshlenie/sudoku-novogodnie-igrushki

29

Профессор Евгений Евгеньевич Чудаков проводит урок «Значки панели инструментов -  квадрат и прямоугольник»

1

Познакомить детей с элементами панели инструментов квадрат и прямоугольник для создания рисунков

Программа «Paint»

Февраль

30

Васька друг ДимДимыча собирает «Грузовик» (рисунок)

1

Использовать значок «фигуры»  - прямоугольники и квадраты в создании рисунка

Графический редактор «Paint»

31

Фиксик Верта рисует «Дом»

1

Использовать значок «фигуры»  - прямоугольники и квадраты в создании рисунка

Графический редактор «Paint»

32-33

 «Конструктор» волшебник

2

Используя элементы (кирпич, лепесток, плитку) создавать композицию, орнамент

Графический редактор «Paint»

34-35

«Игра в мозаику»

2

Использовать значок «фигуры»  (кирпичики) в создании  рисунка

Графический редактор «Paint»

36-37

Фиксики предлагают пофантазировать.

1

Используя навыки рисования графического редактора «Paint» выполнить работу ко Дню защитников Отечества

Графический редактор «Paint»

38

Мышка прощается с зимой («Зимний вечер» игра-пазл)

1

С помощью мышки перетягивать кусочки пазл и собирать готовую картинку

Собери пазлы (http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/pazly). http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/pazly/pazl-zimnij-vecher

март

39

В гостях у художников

1

Продолжать знакомить с новыми инструментами «художника» из компьютера. Значок панели инструментов -  круг

Программа «Paint»

40

«Каляки –маляки»

1

Передвигая мышь в разных направлениях создавать круги разной формы

Графический редактор «Paint»

41-42

Подарок для мамы и бабушки

2

Используя навыки рисования графического редактора «Paint» выполнить работу ко Дню 8 Марта

Графический редактор «Paint»

43

«Укрась тортик» для мамы и бабушки (игра)

 

1

Продолжать закреплять в игре новую тему - значок панели «Круг»

http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-dlja-devochek/igra-ukras-tortik

44-45

Фиксик Игрек умничает

2

Значок панели инструментов -  круг, овал. Уметь преобразовывать значок панели инструментов круг в овал

Графический редактор «Paint»

46

«Собери бусы» для фиксика Шпули (игра)

1

Продолжать закреплять в игре тему - значок панели «Круг- овал»

http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-logiku-i-myshlenie/soberi-busy

Апрель

47-48

Аркадий Паровозов спешит на помощь!

2

Познакомить детей с значком панели инструментов «Выделение- «прозрачный фон», «непрозрачный фон»

Программа «Paint»

49-50

Спасаем «Снеговика»!

2

Используя значок «прозрачный фон» переносить круги и составлять рисунок

Графический редактор «Paint»

51-52

Строим «Пирамидку»!

2

Используя значок «прозрачный фон» переносить овалы и составлять рисунок

Графический редактор «Paint»

53-54

Ситуация «Грузовик»!

2

Используя значок «прозрачный фон» переносить овалы и составлять рисунок

Графический редактор «Paint»

Май

55-58

В гостях у мастеров «Чудесные превращения»

4

Самостоятельно используя графический редактор «Paint» создавать работы и уметь сохранять их

Программа «Paint»

59-60

Создаем красоту «Цветочная клумба» (игра)

2

В игре использовать приобретённые навыки работы с компьютером

http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-logiku-i-myshlenie/igra-na-myshlenie-cvetochnaja-klumba

61-62

Фиксики прощаются и предлагают поиграть (игры-пазлы)

2

(http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/pazly).

Приложение 1

Зрительная гимнастика во время работы на компьютере

(Разработана специалистами Института возрастной физиологии РАО)

Упражнение со зрительными метками № 1

В компьютерно-игровом комплексе заранее подвешиваются высоко на стенах, углах, в центре стены яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4-6 меток). Игрушки (картинки) целесообразно подбирать так, чтобы они составляли единый игровой сюжет. И время от времени менять их. Например, в центре стены помещается машина (или бабочка). В углах под потолком - цветные гаражи. Детям предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную площадку. Бабочка может перелетать с цветка на цветок.

Методика проведения упражнения:

1. Поднять детей с рабочих мест. Упражнение проводится у рабочего места.

2. Объяснить детям, что они должны делать: по команде воспитателя, не поворачивая головы, одним взглядом глаз проследить движение машины в синий гараж, затем в зеленый и т.д. Очень важно сделать акцент на то, чтобы дети не поворачивали головы.

3. Воспитатель предлагает переводить взор с одной метки на другую под счет 1-4.

4. Целесообразно показывать детям, на каком предмете необходимо каждый раз останавливать взгляд. Можно направлять взор ребенка последовательно на каждую метку, а можно - в случайном порядке.

5. Скорость перевода взора не должна быть большой. Переводить взор надо так медленно, чтобы за все упражнение было не больше двенадцати фиксаций глаз.

6. Продолжительность упражнения - 1 минута.

7. Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети во время выполнения упражнения не поворачивали головы.

Упражнение со зрительными метками и поворотами головы № 2

Выполняется так же, как предыдущее, но с поворотами головы.

Игровым объектом может служить елочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этой цели игрушки и зверушки дети должны отыскивать по всему компьютерному залу.

Методика выполнения упражнения:

1. Воспитатель просит детей подняться с рабочих мест и стоять около стула, лицом к нему.

2. Объясняется задача: "Вот елочка (она стоит на столе или ее большое изображение висит на стене), ее нужно нарядить".

3. Воспитатель просит соблюдать следующие условия: "Стойте прямо, не сдвигая с места ног, поворачивая одну лишь голову, отыщите в компьютерном зале игрушки, которыми можно было бы нарядить елочку, и назовите их".

4. Темп выполнения упражнения - произвольный.

5. Продолжительность - 1 минута. 

Список используемой литературы

  1. Кривич Е.Я. Компьютер для дошколят – М.: Изд-во Эксмо, 2006.
  2. Феличев С.В. Мой друг компьютер  - М.: ООО «Росмэн-Издат», 2001.
  3. Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. - М.: Просвещение, 2003.
  4. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития от 4 до 6). - М.: Вента-Графт, 2004.
  5. Макарова Н. В. Информатика. - М.: Наука, 2001.
  6. Саватеева С.С. Как помочь ребенку сохранить хорошее зрение. (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития от 6 до 10). - М.: Вента-Графт, 2004.
  7. Тур С.Н., Бокучава Т.П. Первые шаги в мире информатики. - М.: Айрис Пресс, 2004.
  8. Тур С.Н. Программирование в среде Ьо§о. - М.: Айрис Пресс, 2004.