Семейный настольно-магнитный театр. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение

Потенциальные возможности семьи, ее жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают в последние годы серьезные изменения. Педагоги и психологи отмечают снижение воспитательного потенциала семьи в современном социуме и, соответственно, изменение ее роли в процессе первичной социализации детей.

 Важным условием изменения сложившейся ситуации является развитие взаимодействия образовательного учреждения (детского сада, а в последующем – школы) и семьи адекватными поставленной цели средствами. В соответствии с требованиями программы по Семьеведению и реализации регионального компонента в образовательном процессе ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.Одним из таких средств выступает совместная театрализованная деятельность педагогов, родителей и детей.

Театр – один из самых доступных видов деятельности. Многие великие люди говорили о театре как о средстве воспитания.

В пособии рассказывается об одной из форм совместной культурно-досуговой деятельности, объединяющей семьи с детьми дошкольного возраста, успешно апробированной в дошкольном образовательном учреждении.

Цель: использование семейного настольно-магнитного театра в нравственном и художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста; развитии у них воображения, самостоятельности, инициативности.

Театрализованная деятельность позволяет решить многие воcпитательно-образовательные задачи федерального, регионального и локального компонентов. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи. Этому во многом способствует работа над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний. Легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая куль тура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят дошкольника перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Соответственно улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Она также позволяет формировать опыт социального поведения ребенка благодаря тому, что каждое литературное произведение или фольклорная сказка имеют нравственную направленность, т.к. участвуя в постановке, ребенок не только усваивает духовные ценности, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность давно признана особым терапевтическим средством, поскольку позволяет дошкольнику решать многие проблемы опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, семейные театрализованные представления помогают не только решать многие образовательные задачи, но и сохранять эмоциональный комфорт в условиях социального окружения.

В пособии собран богатый практический материал: сценарии театральных постановок на русском и татарском языках, настольно – магнитный театр Сундучок «Бабушкины сказки» - Сандык «Әбием әкиятләре» по русским и татарским народным сказкам позволяющий увидеть механизм развития взаимодействия детского сада и семьи.

В брошюре представлены методика ознакомления дошкольников с семейным настольно-магнитным театром, позволяющая реализовывать интерактивный подход в развитии связной речи, творческих способностей дошкольников в условиях двуязычия с учётом взаимосвязи освоения содержания образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Представлены современные интерактивные технологии – дидактический синквейн на магнитной доске, а также в электронном варианте на СД-диске, где так же размещены произведения для музыкального оформления театрализованных представлений.

Пособие адресовано родителям, музыкальным руководителям, воспитателям ДОО, руководителям театральных студий.

«Чем более интенсивно семья накладывает свой отпечаток на
ребенка, тем более этот ребенок будет склонен видеть отражение
 своего детского миниатюрного мира в большом мире взрослой жизни…»

К.Г. Юнг

Новой формой совместной детско-взрослой художественной деятельности, способствующей развитию социокультурных связей между детским садом и семьей, является семейный театр в детском саду.

Семейный театр является:

  • творчески воссозданным средством развития воспитательного потенциала семьи, приобщения к миру театра и художественным ценностям, характеризующимся интегративными особенностями, объединяющим традиции домашнего и общественного театров в целях взаимообогащения и дальнейшего развития театрального искусства;
  • специфической формой передачи опыта предшествующих поколений и особым педагогическим методом, охватывающим накопленную веками народную мудрость, создающим определенный жизненный уклад окружающей ребенка семейной микросреды.

Домашние театральные постановки долгое время (конец XVII – начало XX вв.) были в России одним из наиболее распространенных видов семейного досуга.

Со значением театра в воспитании детей следует знакомить родителей. Совместная творческая работа взрослых и детей всегда более эффективна. Родители могут выступать не только в роли зрителей, но и изготовителей декораций, кукол, костюмеров, исполнителей ролей. Совместная деятельность поможет еще ближе сблизить родителей и ребенка, они смогут узнать особенности его характера, темперамента.

Одной из важных задач театральной деятельности является позитивное отношение к себе, как к личности, к своим сверстникам и другим людям. Дети учатся смотреть на себя со стороны, согласовывать свои действия с партнерами, строить взаимодействие и общение друг с другом с учетом индивидуальных особенностей. Выступление перед зрителями формируют уверенность в себе. Педагогу необходимо научить детей понимать состояние другого человека, уметь выражать свои эмоции, воспитывать дружелюбие, умение действовать сообща.

Вторая задача формировать речевую культуру речи. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Театральная деятельность совершенствует артикуляционный аппарат, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя интонации и выразительные средства, соответствующие поступкам героев, их характеру, ребенок старается говорить четко, чтобы его все поняли, таким образом, улучшается звуковая культура речи. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Третьей, не менее значимой задачей является – заложить основы театральной культуры. Ходе театральных постановок дети знакомятся с терминологией и элементарными понятиями театрального искусства, воспитывают культуру поведения в театре, расширяют знания детей о театре.

Постановка спектакля – дело сложное. Возникают сложности в выборе спектакля, важно помнить при этом, что ни один член семьи не должен остаться без роли. Дети сами могут выбирать себе роли. Не надо ребенка заставлять брать какую-либо роль, можно предложить быть «режиссером», «оформителем», «зрителем», как известно маленьких ролей не бывает.

Домашний театр издавна считался популярной формой семейного досуга. Опыт организации домашних театров показывает, что совместные постановки сплачивают, объединяют всех членов семьи общностью интересов, являются хорошей школой совместных переживаний. Неоценима роль домашних театров в предоставлении возможности всем членам семьи заняться совместным творчеством, интересно и с пользой проводить свободное время.

Знакомство с театром необходимо начинать с наиболее простого, доступного для эмоционального отклика дошкольника вида – настольного театра: пластилинового или бумажного, так как он является одним из эффективных средств воспитательного воздействия на детей. Кукольные представления обогащают жизнь малышей новыми впечатлениями, вызывают радостные эмоции, развивают речь, художественный вкус, творческую инициативу.

Позже можно перейти к «настоящим постановкам». Можно показать кукольный спектакль, используя любые имеющиеся в доме игрушки. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театр может быть плоскостным, магнитным или стендовым, если вырезать персонажей из картона и разрисовать их яркими красками. А если сделать для них подставки и разыграть действие на столе, то театр будет настольным. Очень нравится детям сказочные герои пальчикового театра, который можно изготовить из обрезанных перчаток, дополненных глазками-бусинками, усиками из проволоки или косичками из ниток.

Существует множество видов кукол для театра: марионетки, тростевые, планшетные, куклы-перчатки, пальчиковые, теневые и др. В домашних условиях можно совместно с детьми изготовить кукол из любого подручного материала: из коробочек, бумажных конусов, баночек, одноразовых или деревянных ложек и т.д.

Для постановки спектакля сцена и декорации тоже играют немаловажную роль. Для самого простого театра, где нет сложных декораций, достаточно натянуть поперек комнаты веревку и повесить на нее яркую ткань, или накинуть покрывало на спинки рядом стоящих стульев – вот и вся ширма. Декорации желательно делать многофункциональными, чтобы они использовались в нескольких постановках.

Например, домик разрисовать и снаружи и внутри, тогда, повернув его другой стороной, можно будет показать комнату. А лес может быть с одной стороны летний, а с другой стороны зимний или осенний.

Организовывая кукольный театр дома, следует помнить, что он является не только средством развлечения, но и имеет большое воспитательное значение. Привлекая внимание родителей к этим играм, подчеркивая успехи ребенка, можно способствовать возрождению семейной традиции устройства домашнего театра. Репетиции, изготовление костюмов, декораций, билетов-приглашений для родственников сплачивают членов семьи, наполняют жизнь содержательной деятельностью, радостными ожиданиями. Все это повышает уровень самоуважения ребенка, и он чувствует свою значимость в семье.

Рекомендации для родителей:

  • Организовывая кукольный театр дома, следует помнить, что он является не только средством развлечения. Но имеет и большое воспитательное значение. Поэтому нужно серьезно относиться к подбору репертуара, учитывать интерес ребенка, его возраст и развитие. Малыши любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным концом. Пьесы должны быть увлекательными и в то же время развивать фантазию ребенка, способствовать формированию положительных черт характера. Хорошо, если в спектаклях показываются образцы дружбы, товарищества, взаимопомощи.
  • Для организации домашнего настольно-магнитного театра можно использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью, но наибольшую ценность имеют игрушки, изготовленные родителями совместно с детьми.

Виды кукольного театра: настольный, магнитный, стендовый, теневой, пальчиковый, перчаточный, би-ба-бо и др.

Театрализованная деятельность – это яркая вспышка эмоций, удовольствие от игры, радость. Это деятельность, в которой осуществляется желания, мечты и многое другое. Театрализованной игре следует уделять должное внимание, так как именно она предоставляет уникальные возможности для гармоничного развития личности ребенка.

Успешность развития детей в большей степени зависит от того, какая атмосфера создана родителями в семье, имеет ли оно продолжение дома, насколько родители осознают необходимость совместного с дошкольным учреждением осуществления задач при формировании у детей базового объема знаний и навыков в театрализованной деятельности.

Список литературы

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
2. Евдокимова Е. С. Семейный театр в детском саду. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3-7 лет, «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016.
3. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2013.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2015.
5. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. – М.: “Скрипторий 2003”, 2016.
6. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2014.
7. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей – М.: ВЛАДОС, 2014.
8. Рахно М.О. Домашний кукольный театр. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015.
9. Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. - М.: Мнемозина, 2015.
10. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
11. Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
12. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2016.

Сундучок «Бабушкины сказки»
Сандык “Әбием әкиятләре”

Алгоритм игры

Название. Дидактическая игра - Сундучок «Бабушкины сказки», Сандык “Әбием әкиятләре”.

Цель: использование семейного настольно-магнитного театра в нравственном и художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста; развитии у них воображения, самостоятельности, инициативности дошкольников в условиях двуязычия с учётом взаимосвязи освоения содержания образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ДОО, требованиями программы по Семьеведении. Представлены современные интерактивные технологии – дидактический синквейн на магнитной доске; а так же в электронном варианте на СД-диске, где так же размещены произведения для музыкального оформления театрализованных представлений.

Описание:

  • дети и родители открывают сундучок;
  • выбирают какую-либо коробочку;
  • рассматривают плоскостные куклы;
  • составляют синквейн на магнитной доске или компьютере, используя СД-диск, с целью определения название сказки;
  • решают каким будет театр: магнитным или настольным;
  • согласовывают на каком языке будет театрализованная постановка: русском или татарском;
  • распределяют роли;
  • проводят репетицию;
  • подготавливают и раздают приглашения и билеты, рисуют афишу;
  • подготавливают плоскостных кукол, расставляют декорации;
  • разыгрывают театрализованное представление с музыкальным оформлением.