Тема урока: "Законы смешного в литературе" (В.Драгунский "Сверху вниз, наискосок!"). 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: Создание условий для развития ума, воли эмоциональной сферы и нравственных основ ребенка через включение его в учебную деятельность, не вредя здоровью.

Задачи:

  • Продолжить формирование навыков полноценного чтения (техники чтения).
  • Прививать интерес к литературе, как к искусству художественного слова.
  • Расширять литературоведческие понятия и словарный запас учащихся.
  • Продолжать развивать коммуникативные отношения.

Оборудование:

  • Таблички с фамилиями писателей: Н.Носова, Л.Толстого, В.Драгунского.
  • Таблички с названиями произведений: “Сверху вниз, наискосок!”, “Мишкина каша”, “Заплатка”, “Как незнайка сочинял стихи”, “Акула”, “Прыжок”.
  • Портрет В.Драгунского.
  • Словари.
  • Таблицы определениями понятий: диалог, реплика, прямая речь, эпиграф.

План.

1. Организационный момент (проверка готовности к уроку)

2. Мотивизация.

(На доске развешаны таблички с названиями произведений: “Заплатка”, “Акула”, “Прыжок”, “Мишкина каша”, “Сверху вниз, наискосок!”, “Как незнайка сочинял стихи”)

У.: - Прочитайте названия произведений, помещенных на табличках.

Распределите названия произведений по группам. Сформулируйте признак классификации.

Д.: - Сгруппируем по авторству. Произведения Л.Толстого и Н.Носова.

(Распределяем таблички на доске по авторству, доказывая.)

У.: - А произведение “Сверху вниз, наискосок!” кому принадлежит?

Д.: - Не знаем. (Если знают, то выделить новую группу)

У.: - Как ещё можно распределить на группы?

Д.: - Сгруппируем по содержанию. Веселые и смешные, и серьезные.

У.: - В какую из них поместим произведение “Сверху вниз, наискосок!”?

Д.: - Это произведение не читали, не знаем. (Опять проблема)

У.: - К какому жанру относятся уже известные вам произведения? Почему?

Д.: - “Акула”, “Прыжок”, “Мишкина каша”, “Заплатка” - это рассказы, т.к.

  • Есть повествование
  • Небольшой объем
  • Небольшое число героев
  • Описывается один эпизод

Д.: - “Как незнайка сочинял стихи” - это сказка, т.к.

  • Есть наличие вымысла
  • Необычность
  • Наличие постоянных героев
  • Наличие законченного сюжета

У.: - Можем ли мы утверждать, что произведение “Сверху вниз, наискосок!” Можно отнести к жанру рассказа? Сказки?

Д.: - Нет. Чтобы ответить на возникшие вопросы надо прочитать это произведение. (На доске передвигаются таблички так, чтобы акцентировать внимание на проблему урока)

3. “Сверху вниз, наискосок!”

  1. Автор?
  2. Содержание?
  3. Жанр
  4. Знакомство с произведением. (произведение читает учитель)

4. Эмоциональная пауза.

У.: - Понравилось произведение? Чем?

5. Физкультминутка.

6. Ответы на поставленные вопросы.

(Завершение группировки)

У.: - На какие поставленные вопросы в начале урока вы можете дать ответ?

Сможем ли завершить классификацию произведений?

Д.: - Получится три группы, если группировать по авторству:

  1. Л.Толстой.
  2. Н.Носов.
  3. В.Драгунский.

Д.: - Получится две группы, если распределить по содержанию:

  1. Веселые и смешные произведения.
  2. Серьезные произведения.

Д.: - По жанру распределим на две группы:

  1. Рассказы.
  2. Сказки.

7. Расследование, предлагаемое литературными героями.

У.: - Как всегда знаменитые сыщики Шерлок Холмс и доктор Ватсон предлагают нам задания для расследования. Прочитайте их после текста на с. 75.

(Дети обращаются к словарю терминов в учебнике на с. 155. Читают. Ведется работа по знакомству ранее неизвестными понятиями и вывешиваются таблицы на доске.)

СЛОВАРЬ.

  • Диалог – форма речи, которая характеризуется сменой высказываний двух или нескольких человек.
  • Реплика – это высказывание говорящего в диалоге.
  • Прямая речь – чужая речь, переданная без изменения от лица говорящего. (Автором)
  • Эпиграф – пословица, изречение, который помещается автором после заглавия.
  • Эпиграф поясняет замысел произведения.

8. Составление плана расследования.

(Учитель может предложить расставить пункты плана в правильном порядке.)

План.

  1. Вывести свой первый закон смешного. Нам смешно когда…
  2. Подумать, чем они похожи между собой.
  3. Найти два – три самых смешных места в рассказе.
    (дети меняют местами 1 и 3 пункты плана)

9. Работа в группах.

(На столах учеников имеются рабочие листы. В них записан план работы, даны отрывки для исследования.)

1 группа. Работает с отрывком текста со слов:

с.72 – Интересно, а если я покачаю этот насос, краска пойдет?

2 группа.

с.74. – Мишка кричит:

- Здорово получается! Подставлю вторую, скорей!

3 группа.

с.74. – Я говорю:

- Эх, это ещё бы покрасить?

У.: - Прочитайте отрывок, выведите закон смешного.

10. Отчет по заданию.

Чтение отрывков.

11. Предлагаемые законы.

Общий вывод. Чтение в учебнике на с.76.

На доске: Смех всегда связан с тем, чего не ждёшь, что не возможно представить в нормальной обычной жизни – жизни по всем правилам.

12. Домашнее задание.

Выразительное чтение произведений.

Итог: - Что узнали на уроке литературы?

13. Рефлексия.

  • Что было для вас сложным на уроке.
  • Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
  • Достигли мы целей, которые ставили в начале урок.