Урок-поиск "Идея рассказа М.Горького "Старуха Изергиль". 8-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Класс: 8.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Образовательная цель: Научить определять идею художественного произведения посредством анализа образов главных героев на примере рассказа М.Горького «Старуха Изергиль».

Задачи:

Обучающие:

  • формировать навыки сопоставительного анализалегенды о Ларре и Данко, используя разнообразные виды заданий, на основании анализа сформировать представление обучающихся о жизненной позиции героев и автора;
  • закрепить умения составлять сравнительную характеристику героев, систематизировать полученные знания с помощью таблицы позиций; пополнить словарь обучающихся нравственными понятиями, литературоведческими терминами, активизировать их в письменной и устной речи учеников.

Развивающие:

  • развивать навыки работы с художественным текстом при подборе цитатного материала в соответствии с критериями характеристики образа героя, с толковыми словарями;
  • развивать связную устную и письменную речь обучающихся, умение формулировать главный вопрос урока, вопросы рефлексивного характера;
  • развивать навыки логического и творческого образного мышления, творческие способности обучающихся;
  • формировать коммуникативные навыки: сотрудничать в группе, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать своё мнение.

Воспитательные:

  • вырабатывать собственный взгляд на жизненные ценности;
  • воспитывать в обучающихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, добру, служению людям;
  • формировать в сознании учащихся понимания истинной ценности человеческой жизни, его смысла и назначения.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • умение анализировать литературное произведение: формулировать идею, характеризовать героев, сопоставлять их жизненные позиции, выражать собственное отношение к поступкам героев и позиции автора;
  • умение пересказывать отрывки из текста, подбирать цитаты, выразительно читать отрывки из текста.

Регулятивные:

  • умение определять цель учебной деятельности и способы её достижения;
  • умение оценить себя, осознавать и выделять обучающимися те умения и знания, которые были приобретены ранее; умение оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные:

  • умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • умение ставить вопросы — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные:

  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • смысловое чтение (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели); извлечение необходимой информации из текста;
  • моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

Личностные:

  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • освоение роли во время занятия обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;
  • оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Основные понятия: идеал, антиидеал, антитеза, альтруизм, эгоизм, самопожертвование, гордость, гордыня, жизненная позиция, идея произведения.

Педагогические технологии: Педагогическая система Е.Н.Ильина - система преподавания литературы как предмета, формирующего человека (умножать, а не только уважать человека в человеке), элементы технологии критического мышления, ИКТ.

Технические средства обучения: презентация, экран, компьютер, проектор, приложение 1 (Таблица позиций), приложение 2 (Суд племени), приложение 3 (Эмблемы групп), приложение 4 (Домашнее задание).

Этапы урока

(1 слайд)

I. Организационный момент. Приветствие

Учитель: Добрый день, ребята. Добро пожаловать на урок литературы. Проверьте своё рабочее место. Как и на других наших занятиях, вы сегодня будете работать в группах, поэтому я желаю вам успешного сотрудничества, уважайте и слушайте друг друга, соблюдайте правило поднятой руки, будьте внимательны и активны. И тогда у вас всё получится.

(2 слайд)

II. Самоопределение к деятельности

В начале занятия предлагаю вам заполнить Лист ожидания.

  • Что хотите узнать на уроке? (Щелчок)
  • Как будете узнавать новое? (Щелчок) Обратить внимание на слово «анализировать»
  • Что вы должны понять в результате вашего анализа? (Щелчок) Обратите внимание на слово «идея».
  • И сделать вывод для кого? (Щелчок) Обратите внимание на слово «умозаключение»

(Щелчок) Итак, цели и способы их достижения поставлены. Можно начинать работать.

(3 слайд)

III. Целеполагание, формулировка проблемного вопроса

Каждое прочитанное вами произведение – это шаг на пути познания самих себя. Если читать вдумчиво, можно найти ответы на самые разные волнующие вас вопросы.

Писатель в этом случае – мудрец, друг для читателя.

  • Творчество какого мудреца вы изучаете сейчас? (М.Горького)
  • Какое произведение вы прочитали к уроку? (Рассказ «Старуха Изергиль»)
  • Откройте тетради, запишите число, тему урока (тема на доске записана)

У М.Горького была мечта. Внимание на экран. Прочитайте цитату: Хочу, чтобы каждый из людей был Человеком.

  • На какой же вопрос вы сегодня будете искать ответ? Обратите внимание на слова-помощники (Щелчок) (Что значит быть Человеком по мнению М.Горького?)
  • Запишите в тетрадь главный вопрос урока.

(4 слайд)

IV. Актуализация опорных знаний

Пока вы не знаете мнения писателя. Но своё у вас есть. На занятиях с психологом вы составили коллективный синквейн о Человеке в вашем понимании. Озвучьте его.

(5 слайд)

V. Мотивация к учебной деятельности

Ответ на вопрос урока будем искать в прочитанном вами рассказе «Старуха Изергиль».

  • Назовите главных героев произведения.
  • Кто рассказывает нам их истории?
  • В каком порядке они следуют? (Щелчок)

(6 слайд) Чтобы понять идею произведения надо проанализировать… что?(взгляд героев на жизнь или жизненные позиции героев)

  • Ознакомьтесь с таблицей позиций. По ходу урока мы будем заполнять её сведениями о героях (См. приложение 1)
  •  
  • На предыдущем уроке вы разделились на группы по героям и подготовили эмблемы-символы. Объясните значение эмблем. (См. приложение 3)

VI. Изучение нового материала

Сравнительная характеристика героев

  • Приступаем к сравнительной характеристике главных персонажей.
  • По каким критериям мы будем сравнивать героев? (сначала найдём общее, потом разное)

(7 слайд) Начнём с общего. Ответы подтвердите цитатами из текста.

(8 слайд) Но различий между героями значительно больше. Сравните слова Изергиль о них. Внимание на экран.

(9 слайд) (Слова ТЕНЬ – ИСКРЫ заносятся в графу «Словарь» в таблицу).

Инсценировка «Суд племени» (См. приложение 2)

Сейчас мы предоставим слово самим героям, вызовем их на суд племени и зададим важные вопросы, которые помогут их охарактеризовать и понять их жизненную позицию.

Прочитайте вопросы, продумайте ответы, распределите роли.

Работа с вопросниками:

  • 1 группа отвечает на вопросы от имени людей племени Ларре,
  • 2 группа – отвечает на вопросы от имени Данко людям племени.

(10 слайд) Суд – Ларра. Ученик выразительно читает цитату: Многие тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это. Далеко за морем жило могучее племя людей. Однажды появился в племени человек. Он был не похож на людей этого племени. И сказали они: «Ему нет места среди нас!» И вызвали его на суд. (один представитель от 1 группы (Ларра) отвечает на вопросы своей группы)

(11 слайд) Суд – Данко. Ученик выразительно читает цитату: Жили в старину одни люди. Попали они в большую беду, но пришёл Данко и спас всех один.. (один представитель от 2 группы (Данко) задаёт вопросы своей группе)

Цитатная характеристика отличий

(12 слайд) Приведите примеры из текста характеристики героев по признакам на экране.

Сообщения учеников о словах-качествах их толковых словарей

(13 слайд) Более полно понять героев помогут слова-качества. Пополняем словарный запас. Слушаем сообщения из словарей.

  • 1 группа зачитывает значения слов: гордыня, эгоизм, презрение
  • 2 группа - подвиг, альтруизм, гордость, идеал

(14 слайд) Заполните в таблицах графу «Словарь», выбрав необходимые слова из списка.

  • Зачитайте, что вы записали в словарь.
  • Почему слово идеал записано вами к образу Данко?

VII. Физкультминутка

Ребята, я предлагаю вам прочувствовать образы героев и на эмоциональном уровне. Встаньте, выпрямитесь, вытяните шею, наклоните голову назад и поднимите руки вверх и расправьте в стороны, как крылья, закройте глаза. Опустите, приложите руки к груди и послушайте своё сердце, сделайте глубокий вдох и выдох, откройте глаза.

VIII. Промежуточный контроль

(15 слайд)

Синквейн о герое

  • Сейчас вы составите синквейн на своих героев. План на экране. (Ребята составляют синквейны и озвучивают их)

(16 слайд)

Таблица позиций

  • Сформулируйте жизненные позиции героев легенд, заполните таблицу – графа «Жизненная позиция» (Учащиеся заполняют таблицу, зачитывают свои записи)

(17 слайд)

Исповедь Изергиль (беседа)

  • Данко и Ларра – герои исключительные, герои легенд. А М.Горький, я, вы – реальные люди. Кто из героев произведения является также реальным человеком? (Изергиль)
  • История Изергиль не случайно расположена автором между двумя легендами. Как вы думаете, почему? (она чем-то похожа на Ларру и на Данко)
  • Назовите поступки героини, которые делают её похожей на Ларру. (живёт для себя, не ценит чувств других людей, из-за неё умер молодой турок)
  • Назовите поступок Изергиль, подобный поступку Данко (рискует своей жизнью, спасает своего любимого из плена).

(18 слайд) Заполним таблицу позиций об Изергиль.

  • Её жизненный вывод таков: «Каждый сам себе судьба». (ребята записывают цитату в тетрадь) Как вы понимаете эти слова?

Позиция автора = идея рассказа

  • Она кто: идеал или антиидеал?

Поэтому именно её устами говорит автор - отвечает на наш вопрос.

(19 слайд)

Прочитайте слова Изергиль:

  • Смотрели бы в старину зорко, слушали бы старших – там все отгадки найдутся…
  • Каждый сам себе судьба!
  • В жизни всегда есть место подвигам.
  • Если бы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свой след, а не тень…

Опираясь на ключевые слова и словосочетания, сформулируйте ответ на вопрос урока: что значит быть Человеком по М. Горькому? (Щелчок)

Заполните в таблицу графу «Автор»

IX. Закрепление нового материала

(20 слайд)

Сравнение позиций

  • Сравните ваш синквейн о Человеке, синквейны о героях и позицию автора. К какой была ближе ваша точка зрения?

Обращение к жизненному опыту

  • Ребята, приведите примеры людей с большой буквы в истории нашей страны, которые в жизни могут служить примером для вас.

(21 слайд)

X. Итог урока

Пришло время подвести итоги урока. Посмотрите на Лист результатов занятия.

  • Вы узнали запланированное?
  • Для этого проделали всю необходимые действия?
  • Поняли идею рассказа?

(Щелчок)

XI. Рефлексия

 Осталось сделать вывод каждому из вас для себя. Попробуйте задать себе вопрос по теме урока. Пользуйтесь фразами-помощниками, которые представлены на экране.

(Щелчок)

XII. Информация о домашнем задании (См. приложение 4)

Сегодня, ребята, у вас также, как и у героев М.Горького, есть выбор при выполнении домашнего задания. Домашнее задание – это письменное размышление-ответ на вопрос. Вопрос вы выбираете сами. Или это будет ответ на вопрос урока: «Что значит «быть человеком» по мнению М.Горького?», или на свой вопрос: «О чём заставил меня задуматься рассказ М.Горького «Старуха Изергиль»?» В помощь вам записи в тетрадях, сделанные на занятии.

А сейчас я предлагаю вам отдать второй экземпляр своей эмблемы любому однокласснику из противоположной группы. (Ребята обмениваются эмблемами)

Посмотрите, теперь у каждого из вас есть символы Человечности – живое сердце и свободолюбивые крылья!

Наше занятие я хотела бы закончить высказыванием М.Горького: «Превосходная должность – быть на земле человеком!» Я уверена, что вы обязательно станете настоящими людьми, надеюсь, что наш урок – это небольшая ступенька каждого из вас к Человеку внутри себя! Спасибо вам за занятие!

Материалы к уроку

  1. М.Горький «Старуха Изергиль».
  2. https://yandex.ru/images/ (портрет М.Горького).
  3. https://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2013/10/blog-post_19.html (иллюстрации к рассказу в презентации).
  4. https://900igr.net/kartinka/literatura/nachalo-tvorcheskogo-puti-maksima-gorkogo-230353/illjustratsija-v.-makeeva-k-rasskazu-starukha-izergil (иллюстрации к рассказу в презентации).