Маршрутная игра "Походная мозаика", посвященная Всемирному дню туризма

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цель: привлечение детей к систематическим занятиям физическими упражнениями, повышение на этой основе их уровня физической культуры и здоровья, популяризация туризма, формирование основ экологической культуры учащихся.

Задачи:

  • Укреплять здоровье школьников посредством совершенствования их двигательных способностей в усложненных условиях.
  • Воспитывать чувство товарищества, бережного отношения к природе.
  • Развивать ловкость, быстроту движений, скоростно-силовые способности, координацию в пространстве.

Формирование личностных универсальных учебных действий:

  • умение вести себя экологически грамотно в социальной и природной средах;
  • осознание личной ответственности за своё и чужое здоровье.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий:

  • осознание границ собственных знаний и умений о природе, человеке и обществе,
  • определение целей и задач усвоения новых знаний;
  • оценивание правильности выполнения своих действий;
  • умение вносить необходимые коррективы;
  • умение обобщать, систематизировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой;
  • умение подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности.

Формирование познавательных универсальных учебных действий:

  • умение извлекать информацию, представленную в разной форме в разных источниках;
  • умение овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий:

  • обогащение опыта культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми;
  • приобретение опыта учебного сотрудничества с учителем и учащимися;
  • осуществление совместной познавательной, трудовой, творческой деятельности в парах, в группе;
  • способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; умение понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; определение общей цели и путей её достижения; адекватно оценивать собственное поведение поведение окружающих и осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
  • освоение различных способов взаимной помощи партнёрам по общению, осознание необходимости доброго, уважительного отношения между партнёрами.

Участники: обучающиеся 2-х классов.

Жюри: учителя физкультуры, старшеклассники.

Инвентарь: 2 рюкзака, 1 палатка, 2 гимнастические скамейки, 5 обручей, 3 мата, 1 бутылка с водой, коробок спичек, соль, аптечка, консервная банка, 5 конусов, труба, бинт, карточки с лекарственными растениями, 6 секундомеров, дрова для кострища, 3 веревки.

Художественное оформление: эмблемы команд, плакаты с приветственными и подбадривающими текстами (готовятся учащимися), грамоты.

Музыкальное оформление: песни М. Львовского, В. Шаинского: «Пожалуйста, не жалуйся!»,  «Картошка»  из к/ф «Завтрак на траве», бардовские песни.

Место проведения: спортивная площадка.

Ход проведения

1. Организация. Под музыку участники выходят на спортплощадку и выстраиваются по классам.

Учитель физкультуры: Дорогие ребята, уважаемые взрослые, мы рады приветствовать вас на нашем празднике, посвященном Всемирному дню туризма, который отмечается 27 сентября.

Чтец 1.

Пустыня, лес или река?
Пришли, палатку развернули...
И нет на свете уголка,
Куда б они не заглянули.
И, может, скоро на Луне
Подошвы будет след ребристый!
В году один из лучших дней —
Какой? — Всемирный день туризма!
Они — особенный народ,
Подвижный и неугомонный,
Готовый ездить круглый год,
И в путешествия влюбленный!
(Автор неизвестен, стихи взяты с сайта pozdrawlandiya.ru)

2. Сценка. Звучит песня В.Шаинского «Картошка». Выходят два мальчика с рюкзаками, читают отрывок стихотворения Юлия  Кима «Про туриста».

Чтец 2

Вы спросите: А кто такой - турист?
И я отвечу, ничего не скрою:
- Турист в душе - ребенок и артист,
которому не хочется покою.
А хочется лишь лазать по горам,
да с рюкзаком таскаться за плечами,
И свой сухарь последний пополам
с пятью своими поделить друзьями.

Чтец 3

Вы спросите: А как туристом стать?
И я отвечу, правды не скрывая:
Природу надо, братцы, обожать,
а не квартиру, мохом зарастая,
А также быть ребенком и артистом,
большим специалистом-приколистом,
Любителем-солистом-гитаристом,
веселым человеком-оптимистом,
Любить друзей и солнце в небе чистом –
и настоящим станешь ты туристом!

Учитель физкультуры: Я думаю, вы уже поняли, что настоящие туристы очень любят природу, свою Родину,  они настоящие друзья, хорошо физически подготовленные люди! Вот сейчас мы с вами проверим, можно ли вас назвать настоящими туристами.

3. Представление команд. Итак, давайте познакомимся. Команды по очереди произносят  название и девиз.

Учитель физкультуры. Каждый класс получает маршрутный лист, по которому вы путешествуете, точно соблюдая привалы по номерам. Судейство будет осуществляться на каждом привале.

4. Представление членов жюри. Форма судейства сообщается перед каждым видом соревнований.

Привалы.

«Узловой».

Задание: на время 3 участников завязывают прямой узел, лучший результат - в зачет. Проверяется правильность завязывания и прочность (контрольные узлы). За неправильное выполнение задания - +5 секунд.

 

«Медицинский».

Задание 1: на время 1 участник перебинтовывает предплечье, лучший результат - в зачет. Проверяется правильность бинтовки: направление - от себя, следующий слой ложится на половину предыдущего, и прочность (повязка должна держаться, но не передавливать). За неправильное выполнение задания - +5 секунд.

Задание 2: ребята называют лекарственные растения, изображенные на картинках, и рассказывают об их применении для лечения в походе.
Подорожник, одуванчик, чистотел, ромашка, лопух, зверобой, василек, пастушья сумка, душица, мать-и-мачеха.
За каждое узнанное растение – 1 балл.

 «Костровой». Участники складывают любой из вариантов кострища на время. За неправильное выполнение задания - +5 секунд. В беседе повторить с ребятами основные правила разведения костров в походе и пожарной безопасности.

«Дружный».

Круговая эстафета. Участники: 3 мальчиков, 3 девочек. Учащиеся передают на время по этапам медицинскую сумку.

1. Бег по бревну (гимнастической скамейке)

2. Прыжки по кочкам (из обруча в обруч, разложенные в шахматном порядке)

3. Лазание по бревну (подтягивание лежа на гимнастической скамейке)

4. Прыжки через холмы (конусы, стоящие по прямой)

5. Преодоление склона лежа (перекаты в сторону на матах)

6. Узкий грот (пролезание в трубу)

Как только последний участник пересекает линию финиша, время останавливается. За неправильное выполнение задания - +5 секунд.

«Рюкзачный».

Участники:3 мальчиков, 3 девочек.

Встречная эстафета с рюкзаком. Каждый участник собирает и разбирает рюкзак, передает другому. Как только последний бросает на землю пустой рюкзак, время останавливается.

Важно: сложить 5 предметов (бутылка с водой, коробка спичек, соль, банка консервная, аптечка), защелкнуть застежки, надеть рюкзак на плечи при переноске. За неправильное выполнение задания - +5 секунд.

«Песенный».

Спеть хором туристическую песню (1 куплет, припев) Оценивается массовость, дружное исполнение, знание слов, артистизм. Максимум - 4 бала. Экспромт-инсценировка песни - +1 балл.

«Спокойной ночи».

Участники : 3 человека. На время распаковать спальный мешок и уложиться в него, застегнув молнию и липучку, зафиксировать капюшон вокруг головы. В зачет идет лучшее время. За неправильное выполнение задания - +5 секунд.

Маршрутные листы сдаются главному судье. Команды выстраиваются на линейку.

5. Эстрадные номера по тематике от каждого класса.

6. Подведение итогов. Награждение (грамоты вручаются за каждый этап соревнований).

Организованный уход с площадки под музыку.