Принципы дидактической эвристики в становлении среднего образования

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


Методологический аппарат педагогической инноватики является действенным средством анализа, обоснования и проектирования происходящей сегодня модернизации образования. Состояние и научное обеспечение этого глобального инновационного процесса в нашей стране сегодня оставляет желать лучшего. Многие новшества, такие, как стандарты, обновленное образование, вводимое в школах, профильный компонент общего среднего образования, единый государственный экзамен не являются в методологическом смысле проработанными, отсутствует целостность и системность в процессах освоения и применения заявленных новшеств.

Требуется специальная работа по научному обоснованию глобальных нововведений в общем среднем, профессиональном образовании, принципов и технологий проектирования широкомасштабного педагогического эксперимента.

Для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать, то есть необходимо продумать не только идеи новшеств, но и разработать психолого-педагогическое сопровождение для них, доказать общественности, учителям, преподавателям эффективность, результативность этих новшеств.

Нововведения, вводимые в системе среднего образования, принципиально не изменили положение ученика. Все, что противоречит характеру и особенностям детей не меняется годами: наши подвижные дети которые не могут усидеть на месте, должны спокойно сидеть в течение всего урока. Дети, которые любят общаться и разговаривать должны молчать на уроке и не выкрикивать с места. Дети должны выполнять программу обучения, спущенную министерством образования, они не могут выбирать предметы по своему желанию, полностью подчиняются воле учителей и их зачастую не объективной оценке.

Для пересмотра этого вопроса надо, чтобы ученик оказался включённым в культурно-исторические процессы модернизации системы образования в качестве их полноправного участника. Решение этого вопроса можно выполнить, используя принципы дидактической эвристики А.В.Хуторского:

Принцип личностного целеполагания ученика предусматривает, что образование каждого учащегося происходит на основе и с учётом его личных учебных целей.

Ребята-старшеклассники, стоящие на пороге выбора будущей профессии, начинают отдавать предпочтение профилирующим предметам своей будущей профессии, выполняя творчески и активно задания по тем предметам, которые они будут сдавать на вступительных экзаменах в институт или на первых курсах обучения. При этом они считают не важными другие предметы, игнорируя выполнение домашних заданий по ним, навлекая на себя гнев учителей-предметников, то есть создаваемое учеником личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных культурно-исторических достижений в изучаемой области.

В этом заключается принцип первичности образовательной продукции учащегося, который не всегда соблюдается в нашей системе образования. Необходимо пересмотреть существование общеобразовательных школ на уровне старших классов, и создать профильные школы с гуманитарным или техническим уклоном, тогда будет учтен принцип выбора индивидуальной образовательной траектории, который заключается в том, что ученик имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования: смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов.

Но обучаясь в гуманитарных классах, ученики изучают математику в меньшем объеме, чем в математических классах, а требования на экзамене к ребятам одинаковые. Необходимо учесть эти особенности при составлении тестовых заданий по ЕГЭ.

Главным ориентиром обучения должно стать  личное образовательное приращение ученика, складывающееся из его внутренних продуктов учебной деятельности: умений, способностей, способов деятельности и т.п. и внешних продуктов деятельности: разработок, проектов, рефератов, курсовых, текстов и т.п.

В этом  заключается принцип продуктивности обучения.

Для соблюдения принципа метапредметных основ содержания образования, при аттестации учащихся, необходимо изменить расстановку приоритетов: отдавать предпочтение не нормативно-ориентированной функции тестов или контрольных работ, которые позволяют сравнивать учебные достижения, такие как уровень знаний и умений отдельных учащихся друг с другом на основе распределения баллов. А критериально-ориентированной функции, которая позволяет оценивать, в какой степени ученик овладел необходимым для профессиональной деятельности учебным материалом.

Противоречие между ориентацией системы образования на индивидуально-личностное развитие учащихся и коллективной природой процесса обучения можно разрешить с помощью изучения личности учащегося в процессе реализации дидактической эвристики в преподавании точных дисциплин, которые особенно трудно даются учащимся. Эти исследования осуществляются по следующим показателям: уровень подготовки обучающихся, степень сформированности умений и навыков самостоятельной работы, характер интересов, увлечений, уровень развития способностей, соответствие их содержанию и требованиям будущей профессии.

К сожалению, подготовка учащихся поступающих в десятый класс оставляет желать лучшего. Вместо того, чтобы уйти после девятого класса в колледж и получить профессию, обучаясь параллельно, ребята еле-еле перебиваются с тройки на двойки, оттягивая принятие решения.

То есть в школах необходимо с учениками девятого класса вести профориентационную работу более тщательно, отрабатывать с ними профильные предметы более качественно, а не натягивать тройку с целью «лишь бы выпустить из школы».

Школьная система часто в обучении упор делает на память, на педагогику авторитета, травмирующую учеников. Это приводит к тому, что часть детей теряют интерес к учебе, поскольку у них пропадает мотив к обучению, желание учиться, и они не испытывают счастливый опыт переживания успеха. По большому счету остаются неразвитыми в нашей школе познавательные навыки высокого порядка: изобретательность, критическое и системное мышление, умение принимать решения и решать проблемы, задавать вопросы, а также способность научного познания мира и умение письменно и устно выражать мысли. По мнению А.В. Хуторского: «Только около 3% выпускников средних школ способны создавать творческую образовательную продукцию достаточно высокого уровня, тогда как в начальной школе этот процент на порядок больше». В связи с этим надо применить принцип ситуативности обучения, который предусматривает построение образовательного процесса на организуемых ситуациях, предполагающих самоопределение учеников и эвристический поиск их решений. Необходимо учащимся давать задания комбинированного, творческого характера, которые вызывают необходимость новой деятельности, требуют от ученика конструирования собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации. Именно творческо-продуктивное направление концепции свободного образования лежит в основе эвристического обучения. Но для реализации такого обучения нужны творческие учителя, которые смогут создать образовательную среду для креативных учеников. К нововведениям, предлагаемым министерством образования, преподаватели относятся по разному: новаторы, обычно это 2,5% коллектива, всегда открыты новому, поглощены новшествами; ранние реализаторы - 13,5%, следуют за новаторами, однако более интегрированы в свое местное объединение, а большинство преподавателей не спешат внедрять какие-либо инновации без помощи опытных методистов, педагогического сопровождения и предварительно проведенной апробации данных новшеств, игнорируя новые методы и технологии.

Для того, чтобы укрепить связь преподавателя с учеником, оценить результативность урока, осознать учеником и учителем собственную деятельность, проводить непрерывный анализ и усвоение способов деятельности, нужно придерживаться принципа образовательной рефлексии, который на основе получаемых результатов, позволяет конструировать последующие действия и планы обучения. Тогда по результатам проведенной рефлексии станет возможным конструирование на данной основе последующих действий и планов обучения.

В связи с глобализацией образования, быстро развивающимися технологиями современное образование переориентировано на развитие личности, умение ее самостоятельно добывать знания, обучаться в течение всей жизни. Этому способствует методика открытых заданий, которые позволяют ученикам получать результаты различные по степени самовыражения, на которые нет готовых ответов.

Немаловажный фактор, на который стоит обратить  внимание - это состояние здоровья современного поколения. Дети стали чаще болеть, много пропускать занятий, они не хотят думать, работать на уроках. Особенно это заметно по их отношению к точным наукам. Ребята стали гораздо хуже усваивать теоретический материал. Если раньше на уроках геометрии учителя в обязательном порядке требовали доказательство теорем, то сейчас они рады тому, что ученик знает только формулировки теорем. Поэтому обучение с применением эвристической образовательной ситуации, способствующей созданию учениками собственных творческих продуктов, позволит внести «свежую струю» в систему нашего образования.

Закончить свою статью хочу словами: «инновации в образовании должны осуществляться не как самоцель, они должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей».

Список используемой литературы.

1. «Педагогическая инноватика - рычаг образования», Хуторской Андрей Викторович.

2. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: Методическое пособие. - М.: Высшая школа, 1981. – 240 с.

3. Армстронг Г. Эвристический метод обучения или Искусство представлять детям самим доходить до познания предметов / Извлеч. и пер. А.П.Павлова. - М., 1900. – 23 с.

4. Ведём эксперимент в школе: интернет, компетенции, эвристика: сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: ЦДО «Эйдос», 2009. – 314 с.

5. Воронин В.Н. Интеграция эвристического и технологического подходов в проектировании дидактических комплексов в вузе: Авторефер. … дис. докт. пед. наук. – Казань, 1999. – 38 с.