Взаимосвязь объёмов в архитектурном макете. Композиционная организация пространства. 7-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 7


Цель урока: создать объёмно-пространственный макет микрорайона N-ского города.

Задачи урока:

Учебные:

  • Формировать представление учащихся о конструировании простых, объёмных геометрических тел, применении их в пространственно-макетных композициях.
  • Формировать умение анализировать композицию объёмов.

Воспитательные:

  • Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.
  • Воспитывать уважение и восхищение работами архитекторов.
  • Воспитывать у учащихся терпимого отношения к окружающим, независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности.
  • Воспитывать аккуратность и трудолюбие.

Развивающие:

  • Развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь).
  • Развивать навыки поисковой работы, творческую и познавательную активность, а также навыки публичного выступления.
  • Развивать способность образного видения окружающей среды.
  • Развивать эмоциональную и чувственную сферу ребёнка.

Технологии: организация исследовательской деятельности, проблемное обучение, ИКТ-технология, коллективное творчество.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ-технологий.

Методы:

  • по источнику получения знаний: наглядный, словесный,
  • по виду деятельности учащихся: проблемный, поисковый, метод самостоятельной работы в группе.

Материалы и оборудование:

  • Карандаши, бумага, картон, клей, ножницы, подмакетники.
  • Презентация к уроку «Взаимосвязь объектов в архитектурном макете».
  • Мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон.

Межпредметные связи: МХК, информатика и ИКТ.

План урока:

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

2. Вхождение в тему урока

3. Формулирование темы урока.

4. Постановка проблемы, пути её решения.

5. Коллективная творческая работа, решение творческой проблемы, поисковый метод.

6. Выставка. Защита проектов.

7. Рефлексия.

8. Подведение итогов. Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Техника безопасности

Учитель:

Здравствуйте …!

Сегодня мы продолжим разговор об архитектуре – одном из видов конструктивных искусств.

Приложение 1

(Слайд № 1 только для учителя)

2. Вхождение в тему урока

Учитель: А кто мне напомнит, что такое архитектура?

Ответы учащихся: Это искусство, которое способно организовывать пространство, создавать для человека такую форму пространства, в которой он может жить, работать, учиться и отдыхать.

Учитель: Когда человек стал архитектором?

Ответы учащихся: Ещё в первобытные времена, чтобы укрыться от непогоды…

СЛАЙД № 2

Учитель: Какой материал использовал первобытный человек для постройки своих домов?

Ответы учащихся: В зависимости от образа жизни (кочевой или осёдлый) человек стал использовать: ветки, хворост, стволы деревьев, песок, глину, известняк, шкуры животных, лёд.

 СЛАЙД № 3

Учитель: Кроме домов для жилья, первобытный человек строил сооружения из огромных каменных глыб – МЕГАЛИТЫ - которые получили различные наименования:

Менгиры (от бретонского «мен» - камень и «хир» - длинный) – одиноко стоящие вертикальные столбы-глыбы высотой более 20 с лишним меторов.

Дольмены (от бретонского «тол» - стол, «мен» - камень) представляли собой объём из 3-х или 4-х камней в виде стола или погребальной камеры.

Кромлехи (от бретонского «кром» - круг, «лех» - камень) – сооружение, состоящее из вертикально поставленных по кругу камней, перекрытых горизонтальными плитами. Диаметр каменного круга мог достигать 30 метров. Например, известный во всём мире СТОУНХЕНДЖ.

СЛАЙД № 4

Учитель: Жилища могли разрастаться до крупных скоплений - городов, например, древние шумерские города, кавказские аулы, американские пуэблос.
И уже в то время человек задумывался об организации пространства, т.е. планировке города.

СЛАЙД № 5

Например, чёткой планировке было подчинено строительство Вавилона, расположенного вдоль реки Евфрат (территория современного Ирака).

СЛАЙД № 6

Применённый впервые в Вавилоне прямоугольный план застройки определил на многие века ту систему, которая будет повторяться в разных вариантах и в последующие периоды градостроительства.

3. Формулирование темы урока

Учитель: Мы с вами уже выяснили, что человек стал архитектором ещё в каменном веке.

 Что необходимо знать архитектору, что бы создать красивый и удобный для человека город?

Ответы учащихся: Знать правила и законы композиции. Организации пространства

СЛАЙД № 7, 8

Учитель: Перед вами две композиции. Определите, к какому типу относится каждая.

Ответы учащихся: Динамичная-статичная, симметричная-асимметричная, открытая-закрытая, глубинная-фронтальная.

Учитель: С чего начинается работа архитектора?

Ответы учащихся: Эскиз – чертёж – макет – постройка объектов.

СЛАЙД № 9

Учитель: Найдите на слайде чертёж, макет и готовый объект.

Учитель: Вспомните, что называется чертежом?

Ответы учащихся: Это вид графического изображения. Изобразительно-шифрованная запись здания или вещи, содержащая всю информацию, необходимую для их создания.

СЛАЙД № 10-14

Учитель: Вы совершенно правы.

Чертеж – плоскостная композиция содержит не только прямоугольники, но и прямые и произвольные линии, которые могут обозначать…

Рельеф – перепады уровней природных поверхностей (холмы, горы), вертикальные плоскости (стены, ограды)…

Перепады уровней архитектурных объектов (ступени лестниц), дороги, реки, озера, мосты…

СЛАЙД № 15

Учитель: Что называется макетом?

Ответы учащихся: Это объёмно-пространственное изображение проектируемого или существующего сооружения, а также целого архитектурного ансамбля.

Макеты могут создаваться в различных масштабах из различных материалов: гипса, дерева, картона, пенокартона, папье-маше, пластмасс и других материалов.

Учитель: С какой целью создаются макеты?

Ответы учащихся: Макеты создаются для того, что бы проверить архитектурную композицию, согласованность частей сооружений. Наглядно познакомиться, как это будет выглядеть с учётом рельефа местности и других сооружений.

И всё это надо учесть, то есть организовать пространство.

Учитель: Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?

Ответы учащихся: «Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Композиционная организация пространства».

СЛАЙД № 16

4. Постановка проблемы, пути её решения

Постановка проблемы:

Учитель: Вам предстоит сегодня создать объёмно-пространственный макет микрорайона N-ского города.

Пути её решения:

Ответы учащихся:

1. Расположить на плоскости определенным образом объекты.

2. Усилить взаимосвязь объектов путем введения в макет стен, ступеней, оград, бордюров, углублений или возвышений ландшафта (клумб, газонов и др.), мостов, деревьев, кустарников.

3. Добиться гармонии и разнообразия в ритмической организации пространства, используя только разновысокие горизонтальные и вертикальные плоскости.

5. Коллективная творческая работа, решение творческой проблемы, поисковый

метод (учащиеся, используя ранее созданные объекты, устанавливают их на подмакетник, добавляют в композицию связующие их элементы, используя полоски бумаги, ножницы, клей.)

6. Выставка. Защита проектов

(Любование работой)

Учитель: Великий немецкий поэт Гёте сказал: «Можно делать ошибки, но нельзя строить ошибки». Что имел в виду поэт?

Ответы учащихся: Плохо спроектированное здание может разрушиться… Плохая работа будет о себе постоянно напоминать… (Плохой рассказ можно не читать, плохую картину можно спрятать, плохую песню можно не петь, но что делать с плохо сделанным проектом?)

7. Рефлексия

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного списка на листочке:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

8. Подведение итогов. Домашнее задание

  • О чём мы сегодня узнали?
  • Что понравилось?
  • Какая часть работы вам понравилась больше?
  • Где вам было трудно?
  • Что дал урок для жизни?

Стр. учебника 54-57. Клей, ножницы, бумага, линейка, карандаш.