Возрастные особенности формирования техники плавания кролем на груди у детей среднего школьного возраста

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Одним из основных путей совершенствования физического воспитания детей школьного возраста является учет особенностей формирования двигательной функции растущего организма при планировании педагогических воздействий. Методика подготовки юных пловцов должна соответствовать закономерностям развития и формирования растущего организма. Эмпирическое решение вопросов тренировки пловца, оторванное от медико-биологических и педагогических данных, приводит к слепому к экспериментированию на детях, что в условиях современного спорта с его огромными нагрузками недопустимо и опасно для здоровья.

Традиционно считается, что плавание - спорт юных. Многие в силу этого обстоятельства представляют себе, что решающую роль в спортивном плавании играют возраст и какие-то природные предпосылки, а век спортсмена недолог. Однако это не так. Сегодня средний возраст победителей крупнейших международных соревнований у мужчин составляет от 18 до 25 лет. У женщин аналогичный диапазон - от 16 до 27 лет. Все современные технологии спортивной подготовки в плавании предусматривают 10-12 лет систематической тренировки. Столь продолжительный период позволяет человеку пройти путь от новичка до мастера спорта международного класса, выйти на международный уровень состязаний.

Возрастные особенности формирования техники плавания кролем у мальчиков приходится на начало периода полового созревания, а у девочек-подростков — на наиболее выраженную его часть. В это время в организме происходят существенные морфологические и функциональные изменения, отражающиеся на всех сторонах жизни ребенка, и прежде всего на состоянии психики.

Для детей среднего школьного возраста (10-13 лет) характерны высокие двигательные возможности. Пловцы 11—15 лет часто демонстрируют отличное техническое мастерство. Движения их естественны и пластичны. Они легко осваивают высокий темп плавания и нередко добиваются хороших спортивных результатов.

В этом возрасте завершается развитие двигательного анализатора, совершенствуется деятельность центральной нервной системы. На 10—14 лет приходится наиболее интенсивный рост показателей функционального и морфологического развития двигательного анализатора. Поэтому именно в эти годы может успешно закладываться основа будущих достижений в большом спорте.

Улучшение показателей в спортивных упражнениях определяется также нарастанием мышечной массы и увеличением размеров конечностей. Гормональные сдвиги в организме вызывают ускорение роста скелетной мускулатуры. После 12 лет заметно увеличивается толщина мышечных волокон. По своему строению скелетная мышца приближается к уровню, который наблюдается у взрослых людей. Все эти изменения сопровождаются интенсивным нарастанием абсолютной силы мышц после 10—11 лет.

Возможности вегетативных функций увеличиваются вместе с развитием организма подростка. Наибольшее увеличение веса сердечной мышцы и резкие структурные изменения в миокарде наблюдаются в период полового созревания. К 15 годам развитие сосудисто-капиллярной сети, минутный объем крови, максимальное потребление кислорода на 1 кг веса тела во время мышечной работы приближаются к уровню взрослого человека. Относительное количество крови на 1 кг веса у  подростков обычно выше, чем у взрослых.

Подростки быстрее достигают максимума потребления кислорода во время работы, но не могут удержать его так долго, как это удается взрослым. Это затрудняет выполнение продолжительной работы высокой интенсивности.

При интенсивной мышечной деятельности у подростков нередко наблюдаются ярко выраженные вегетативные сдвиги. Реактивность систем дыхания и кровообращения повышена. Тренерам надо помнить, что продолжительное увлечение упражнениями, выполняемыми с предельной и околопредельной интенсивностью, может отрицательно сказаться на развитии юных спортсменов.

По мере появления вторичных половых признаков и изменений и деятельности желез внутренней секреции, увеличивается возбудимость нервной системы. Психика подростков становится менее устойчивой. Часто они болезненно переносят большие напряжения нервной системы: продолжительные соревнования, высокую напряженность тренировок, однообразные длительные упражнения и т.п. Имена средства подготовки, перемена мест занятий, использование игрового метода, воспитание у пловца собранности, сдержанности, волевых черт характера уменьшают влияние больших напряжений. Тренер должен быть особо внимателен к дозированию нагрузки в связи с высокой эмоциональностью подростков и переоценкой ими своих сил.

В спортивном отношении средний школьный возраст имеет большие возможности. Однако в работе с подростками необходимы постепенность, осторожность, индивидуальный подход в освоении больших тренировочных нагрузок, оптимальные периоды восстановления и внимательный врачебный контроль.

В этом возрасте надо учитывать особенности подготовки девочек и мальчиков.

У девочек качественные изменения наиболее выражены в 12— 14 лет. В эти годы происходит окончательное формирование половых особенностей. Одновременно наблюдается интенсивное нарастание физических возможностей юных спортсменок, рост спортивных достижений.

У девочек-подростков можно отметить следующие примерные сроки появления признаков полового созревания: грудные железы — 10,5 лет; волосы в подмышечной впадине — 12 лет; менструация -13,5 лет.

В год, предшествующий появлению менструаций, прирост длины тела очень значителен и часто сопровождается значительной прибавкой веса. После появления менструаций рост тела замедляется. С 13 лет у девочек отмечается более быстрое увеличение грудной клетки по сравнению с увеличением длины тела, уплотнение мышечной ткани и увеличение поперечника мышц.

В возрасте 13–14 лет у девочек подчас отмечается увеличение подкожножировой ткани. Систематическая тренировка и рациональный режим питания позволяют предотвратить это нежелательное для пловца явление.

По своему физическому развитию девочки среднего школьного возраста иногда не уступают мальчикам. В 10—11 лет они в среднем догоняют мальчиков по росту, а в 10—12 лет и по весу. У девочек 10—13 лет отмечается значительный прирост силы, и по ее показателям они приближаются к мальчикам. И лишь в 13—14 лет мальчики перегоняют своих сверстниц по росту и силе.

К 14 годам естественное увеличение относительной силы девочек практически заканчивается. Дальнейшее нарастание силы зависит от применения специальных силовых упражнений. Если этого не делать, то в спортивных результатах появляется застой, а иногда и регресс.
У мальчиков ускорение роста начинается на год-два позднее, чем у девочек. Наибольший рост длины тела наблюдается в 14—15 лет, а веса — в 15—16 лет. С 14 лет окружность грудной клетки увеличивается быстрее по сравнению со скоростью роста тела в длину. Мальчики-подростки начинают расти «в ширину».

Формирование половых особенностей начинается у мальчиков также позднее и продолжается дольше, чем у девочек.

Приведем примерный средний возраст появления вторичных половых признаков у мальчиков: перелом голоса — 12,5; набухание сосков — 13,5 лет; появление волос в подмышечной впадине — 14 лет, появление усов — 15,5 лет, появление бороды — 16,5 лет.
Мальчики 12—15 лет по своим относительным функциональным возможностям уступают девочкам того же возраста.

Спортивная практика и научные исследования последних лет доказали, что  подростковый организм хорошо приспосабливается к систематическим, но постепенно повышающимся нагрузкам. Современная тренировка с разумным применением упражнений на выносливость стимулирует рост и развитие сердца, органов дыхания и других органов подростков. При этом наибольшее увеличение объема сердца, максимального потребления кислорода и других показателей производительности дыхательной и циркуляторной систем наблюдается у девочек в возрасте 11 —13 лет. В дальнейшие годы столь значительного повышения функциональных возможностей, связанных с развитием организма, не отмечается. У мальчиков существенный рост этих показателей происходит с 13 лет.

Но было бы неправильно рассматривать большой объем работы на выносливость у  подростков как самоцель.

Если юный спортсмен не осваивает нагрузку, то тренировка будет носить форсированный, пагубный характер. В этом деле успех зависит от одаренности и подготовленности пловца, уровня его биологической зрелости, стажа занятий спортивным плаванием, правильной организации быта, позволяющей сочетать объемные тренировки в бассейне с учебой в школе и полноценным отдыхом.

Следует учесть, что бурный рост спортивных результатов в подростковом возрасте является прежде всего следствием естественного роста и развития юного организма. Пример тому - скачок результатов у девочек в возрасте 13—15 лет (у мальчиков на 1—2 года позже), независимо от того, в каком возрасте они начали заниматься плаванием. Поэтому забота об укреплении здоровья, соблюдении гигиенических условий быта и тренировочных занятий спортсмена имеет большее значение для будущих спортивных достижений, чем форсированное освоение объемных нагрузок.

В возрастном периоде от 10 до 11 лет в процессе занятий с мальчиками нецелесообразны средства, интенсивно воздействующие на увеличение таких показателей, как скорость плавания, коэффициент эффективности техники, сила тяги в воде при плавании по элементам. Остальные средства возможны в поддерживающем режиме.

Для девочек с 10 до 11 лет желательно сделать акцент на увеличении силы гребковых движений при плавании по элементам. Максимальный объем средств, направленных на совершенствование тяговых усилий, позволит повысить эффективность формирования динамического компонента техники при плавании с помощью рук и ног. В отношении повышения других характеристик техники оправданным является комплексное использование средств в поддерживающем режиме, так как естественный ритм развития обнаруживает период относительной стабилизации.

В возрастной группе, от 11 до 12 лет, для мальчиков рекомендуется акцентированное использование средств, направленных на увеличение силы тяги при плавании в координации и на увеличение способности использовать силовые возможности в условиях плавания. Нецелесообразны средства акцентированного воздействия на развитие такого показателя, как коэффициент эффективности техники, отражающий чувство опоры о воду при выполнении гребка.

У девочек с 11 до 12 лет создаются благоприятные предпосылки для целенаправленного формирования динамических характеристик техники плавания, поэтому разумно использовать средства, направленные на увеличение силы тяги при плавании в полной координации и по элементам. Кроме того, важнейшей особенностью школьниц данной возрастной группы является повышение способности к реализации силового потенциала, и здесь необходимо акцентированное применение средств, направленных на увеличение способности использовать силовые возможности в условиях плавания.

От 12 до 13 лет у мальчиков наблюдается благоприятный период для улучшения целого ряда показателей техники плавания. В соответствии с этим рекомендуются средства, направленные на увеличение длины шага, скорости плавания, совершенствование чувства воды при гребке, развитие силы тяги при плавании в координации и по элементам. Мальчики данного возраста способны наиболее эффективно управлять пространственными параметрами движений и осваивать сложные элементы техники, поэтому лучше уделять внимание исправлению всех видав ошибок и добиваться техники плавания, близкой к "идеальной".

Относительно равномерные темпы прироста показателей техники у девочек от 12 до 13 лет диктуют необходимость умеренного использования средств совершенствования техники плавания спортивными способами. Некоторое снижение координационных способностей сказывается на качестве выполнения плавательных движений, которые характеризуются увеличением количества ошибок по сравнению с периодом 9-10 лет. Однако у школьниц 12-13 лет сохраняется способность осваивать на высоком уровне элементы, требующие хорошей подвижности в суставах. Поэтому в процессе занятий необходимо уделять внимание совершенствованию подобных элементов и устранению ошибок в их выполнении.

Для целенаправленного совершенствования техники движений рекомендуется использовать  упражнения, воздействующие на отдельные характеристики техники плавания.

1. Совершенствование длины шаг:        
- плавание с минимальным количеством гребков (в координации и при помощи рук);
- плавание с заданным количеством гребков на дальность проплывания (в координации и при помощи рук);
- плавание, выполняя гребки одной рукой;
- плавание "на сцепление";
- плавание с акцентом на различных фазах гребка;
- плавание по "масштабам";
- плавание в ластах с минимальным количеством гребков;
- плавание с обгоном;
- командное плавание на дальность с минимальным количеством гребков.

2. Увеличение скорости плавания количеством гребков и увеличением скорости плавания:
- плавание с заданным количеством гребков и увеличением скорости плавания;
- проплывание отрезков различной длины с максимальной интенсивностью;
- плавание с обтекателями;
- буксировка с повышенной скоростью;
- эстафеты и игры с ускорениями.

3. Повышение темпа движений:
- плавание с увеличением частоты гребковых движений при постоянной длине шага;
- выполнение нескольких циклов гребковых движений с максимальной частотой (чередуя с равномерным плаванием);
- плавание с поднятой головой;
- плавание под метроном;
- плавание с нарастающей частотой гребков.

4. Совершенствование чувства воды при гребке, повышение коэффициента эффективности техники:
- имитация движений по зигзагообразной траектории на суше и в воде;
- плавание с началом гребка кулаком;
- плавание в лопаточках различной формы;
- плавание с подменой ;
- плавание с выполнением укороченных гребков по траектории "восьмерки" (на груди и на спине);
- плавание с необычной траекторией гребка;
- плавание с подтягиванием по канату.

5. Совершенствование реализации силовых возможностей за счет обтекаемости, горизонтального положения тела в воде, оптимизации углов атаки:
- скольжение с различным положением рук, головы, туловища (на груди, на спине, на боку);
- плавание при помощи вот с различным положением рук (на груди, на спине, на боку);
- плавание в ластах с различным положением рук;
- плавание с трубой подводника;
- плавание с различными дополнительными сопротивлениями (поперечная пластина, стабилизаторы, тормоза);
- плавание с разнообразными поддерживающими средствами (пояса, круги, манжеты, доски);
- выполнение гребков в вертикальном положении.

6. Развитие силы тяги в воде и реализации силовых возможностей в условиях водной среды:
- плавание с дополнительными сопротивлениями (поперечная пластина, тормоза, буксировка партнера);
- плавание с дополнительными отягощениями;
- плавание с растягиванием резинового амортизатора;
- плавание в лопатках;
- плавание коротких отрезков с максимальной интенсивностью (все упражнения выполняются при плавании в полной координации и по элементам).

7. Увеличение коэффициента координации:
- плавание кролем на груди и кролем на спине с различной координацией (двух-, четырех-, шестиударные варианты);
- плавание брассом с чередованием двух гребков руками и одного толчка ногами (и наоборот);
- плавание дельфинам с выполнением гребков одной рукой в акцентированными ударами ногами;
- плавание в ластах и лопатках.