Конспект интегрированного занятия на тему «Красная рябина» (старшая группа)

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  1. Расширить и уточнить знания детей о рябине в разное время года.
  2. Развивать любознательность, интерес к природе.
  3. Упражнять в рисовании гуашью, тычками
  4. Воспитывать умение видеть красоту природы, усидчивость.
  5. Развивать речь, воображение.

Образовательная область: Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, ХЭР.

Материал: проектор, презентация, магнитофон, специальные тычки, гуашь.

Ход занятия

Воспитатель:

По извилистой тропинке мы пришли в осенний лес.
Посмотрите, посмотрите, сколько же вокруг чудес!
Здравствуй осень! Здравствуй лес!
Мы попали в край чудес!

Послушайте как тихо в лесу, только листочки чуть шелестят на деревьях.

Фонограмма шелест листьев леса

Дети повторяют за воспитателем, как листочки шелестят: «Ш-ш-ш».

Воспитатель дает установку на дыхание.

Воспитатель: «А как вы думаете, какое время года в нашем лесу?

Дети: осень

Воспитатель: да, сейчас в лесу хозяйка волшебница Осень. А вот и она сама.

(воспитатель быстро переодевается в Осень)

Осень:

Здравствуйте, ребята!
Поля засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь елочек и сосен, я – Осень!

Осень: Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Посмотрите, как красиво я украсила деревья.

Дети: очень красиво.

Осень: А теперь дети в круг ко мне вы становитесь, но за руки не беритесь. Послушайте загадку и скажите мне отгадку.

Загадка:

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели.
Если небо хмурится, если дождик льется.
Как это время года зовется?

Дети: Осень.

Осень: да, ребята время года сейчас осень. И в природе произошли изменения.

Осень: Какие изменения произошли в природе?

Дети: дождь, холодно, пасмурно

Осень: Люди как одеты?

Дети: тепло.

Осень: Какая сегодня погода?

Дети: Облачная.

Осень: - Что случилось с деревьями?

Дети: листьев больше нет, деревья стали голыми.

Осень: куда делись листья?

Дети: листья опали.

Осень: куда улетели птицы?

Дети: в теплые края, на юг.

Осень: почему?

Дети: потому что у нас наступают холода, и птицам нечего будет есть.

Осень: Назовите мне осенние месяцы?

Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Осень: Какие вы молодцы!

А сейчас давайте поиграем в игру: «С какого дерева лист?»

На столе разложены осенние листья с деревьев.

Осень: посмотрите, листья какие?

Дети: разноцветные, красные, желтые, коричневые, осенние.

Осень: посмотрите у меня здесь стоят деревья, какие?

Дети: дуб, береза, клен.

Осень: вы сейчас должны найти листья, и положить его около своего дерева. Будьте внимательны!

Осень: С какого дерева какой лист?

Дети:

  • с дуба – дубовый
  • с клена – кленовый
  • с березы – березовый

Осень: Молодцы, дети. Вы справились заданием.

Осень: Дети, а в лесу только деревья растут?

Дети: нет, кусты растут, грибы, ягоды и животные живут.

Осень: правильно, в лесу живут дикие животные и птицы.

Осень: Каких диких животных ты знаешь, Арина?

Арина: Лиса, заяц.

Осень: правильно, Варя еще?

Варя: Волк.

Осень: правильно, Дима?

Дима: Медведь.

Осень: Молодцы. Что-то стало прохладно…

Предлагаю нам согреться.

Слушайте и выполняйте:

Мы зашли в осенний лес. (Ходьба на месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (Повороты)
Береза в золоте стоит, (Посмотреть на березку)
Ель зеленая глядит. (Посмотреть на елку)
Вот и зайка проскакал. (Прыжки)
От лисы он убежал. (Бег на месте)
А волчище рыщет, (дети изображают крадущего волка)
Он добычу ищет. Все мы спрячемся сейчас, (приседание)
Не найдет тогда он нас. В лесу такая красота! (Потягивание)

Осень: Дети что-то тихо в лесу. Почему? Как вы думаете?

Дети: все птицы улетели в теплые края.

Осень: правильно уже поздно и все перелетные птицы улетели.

Осень: А какие птицы остались у нас?

Дети: Зимующие.

Осень: верно, зимующие птицы.

Осень: Назовите их?

Дети: Дятел, клест, снегирь, воробьи, голуби ….

Осень: да, правильно.

А как вы думаете, чем птицы питаются зимой?

Дети: ягодками, не знаем.

Осень: Дети, оказывается наша рябина спасает птиц от голода. У рябины, у калины есть плоды, и птицы клюют эти плоды.
А синицу и воробья мы с вами уже знаем, потому что они прилетают к нам на участок, и мы кормим их. Зимой мы делаем с вами кормушки и туда кладем для птиц что?

Дети: крошки хлеба, зернышки, семечки.

Осень: значит дети, осенью у животных и птиц много забот.

Послушайте внимательно сказку

Сказка

Жила-была рябина. Весной она оделась новыми листочками, зацвела красивыми белыми цветами. Когда отцвели цветы, появились ягодки. Все лето-рябина пила водичку, грелась на солнышке, и ягодки созревали, становились все больше и краснее. Наконец ягодки созрели. Позвала рябина птичек: «Птички, летите есть мои ягодки, они уже созрели», но птички сказали: «Ещё не время. Рано». Наступила осень. Листья у рябины пожелтели, покраснели и наконец опали. Опечалилась рябина - никто её ягодки не ест. Снова рябина птичек к себе позвала, а они опять говорят, что рано. Наступила зима. Спрятались все насекомые, мухи, муравьи, жучки. Всю землю покрыл снежок, засыпало снегом все семена. Тут и прилетели птички клевать рябиновые ягодки. «Настало время! Больше нам нечего кушать. Спасибо тебе рябинка, что сохранила для нас свои ягодки. Поблагодарили птички рябину за ягодки.

(иллюстрируем слайдами, рябина в разное время года, под спокойную музыку)

Осень: прочитали мы сказку, а рябина все равно стоит грустная, как вы думаете почему?

Дети: потому что она одна, потому что ягод может не хватить.

Рябинка: (голос из-за кулис) Моих ягод не хватит для всех птиц, что же делать? Как спасти птиц от голода?

Осень: дети, а как мы поможем рябинке?

Дети: ответы детей.

Осень: а я предлагаю вам нарисовать рябину, чтобы всем птицам хватило ягод на всю зиму.

Дети садятся за столы

Осень: Я для вас принесла ветку рябины. Посмотрите внимательно, какие у нее ягодки дружные, одна возле другой растет. Ягод много.
Посмотрите, грозди направлены вниз, как наши пальчики. (Давайте покажем)

Осень: Скажите, какого цвета ягоды?

Дети: красного.

Осень: А формы?

Дети: круглой.

Осень: мы будем рисовать ягоды не кисточкой, а специальной печаткой. Вы, когда-нибудь рисовали печатками?

Дети: нет.

Осень: смотрите, я беру печатку сверху тремя пальцами, обмакиваю ее в красную краску, не всю, а только кончик, чтобы ягодки получились красивые и аккуратные, прикладываю к веточке и убираю, затем ещё, ещё, много ягод рисую, получилась кисть или как ещё можно сказать гроздь.

Давайте потренируемся с вами. Возьмите печатку сверху тремя пальцами, краску пока не набираем и приложите к веточке на ваших рисунках и убираем, ещё приложим и убираем.

А теперь начнем работу.

Ягодок рисуйте побольше, чтобы всем птицам хватало, одна ягодка возле другой. Не забудьте, что ягоды рябины собраны в грозди.
Посмотрите на мой рисунок внимательно: мы что – то пропустили?

У рябинок есть внизу черное пятнышко. Давайте и мы с вами нарисуем черное маленькое пятнышко внизу на каждой ягоде. А теперь рисовать мы будем ватными палочками. Брать нужно ватные палочки так же, как карандаши тремя пальцами, посмотрите, как это делать, набираем краску какого цвета?

Дети: черного.

Осень: Я набираю краску, тоже немного и прикладываю кончик ватной палочки с краской к ягодке внизу. Такие черные пятнышки (точки) нужно нарисовать у каждой ягодки. Какие красивые ягодки на рябине у вас и сколько их много. Посмотрите, как много ягод получилось, всем птичкам хватит.

Осень раскладывает на дереве работы детей. Общий просмотр.

Осень: дети, а вы знаете стихи о рябине?

Дети: да.

Осень: Давайте послушаем!

Стихи о рябине

Я - красавица рябина!
Летом ягоды ращу!
А когда зима настанет,
Я всех птичек накормлю!

«Рябина»
Красненькую ягоду
Мне дала рябина.
Думал я, что сладкую,
А она - как хина.
То ли эта ягодка
Просто недозрела,
То ль рябина хитрая
Подшутить хотела? 
(Ирина Токмакова)

Стройную рябину вижу во дворе,
Изумруд на ветках утром на заре.
Много ягод красных,
Спелых и прекрасных Гроздьями висят,
Их красив наряд. Собери на нитку ягод для души,
Из рябины бусы очень хороши.

Осень: но ягоды рябины любят не только птицы, но и люди.

Дети, знаете ли вы, что делают из ягод рябины? 

Дети: из ягод рябины варят варенье, готовят очень вкусную пастилу, начинку для пирогов и конфет. 

Осень: как называется варенье?

Дети: рябиновое.

Осень: Ягоды рябины сушат и замораживают, из них делают компоты и витаминный чай. Из свежих ягод рябины отжимаю сок, очень полезный при простуде.

Осень: как вы думаете, как называется сок?

Дети: рябиновый.

Осень: Рябину в народной медицине используют для полоскания рта, когда болят зубы и десна. Делают сироп, в котором, очень много витаминов, необходимых человеку для улучшения зрения, работы желудка.

Осень: Дети, вам понравилось наше занятие? 

Дети: да.

Осень: а что мы сегодня делали?

Дети: слушали сказку, смотрели какая рябина бывает разная и рисовали.

Осень: Какие ягоды рисовали?

Дети: ягоды рябины красные и круглые.

Осень: чем рисовали?

Дети: специальной печаткой и ватной палочкой.

Осень: как этот способ называется? 

Дети: тычками.

Осень: посмотрите, как рады снегири ягодкам. Молодцы, дети, потрудились, спасли снегирей от голодной зимы, много сочных ягод нарисовали.

Ну а теперь пора в детский сад возвращаться.

Список литературы

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Ч. П. Лакоценин С.С., 2006.
  2. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы д/с: пособие для воспитателя ДОУ/ Николаева С.Н. - М.: Просвещение, 2002.
  3. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2005.
  4. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика - Синтез, 2005.