Разработка урока по теме "Изменение формы тел". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цели:

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  • определить понятие - деформация;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  • формирование умения определять понятия, создавать обобщения;
  • формирование умения проводить эксперимент, планировать и выполнять эксперимент, обрабатывать и анализировать его результаты;

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
  • развитие интереса к физике на основе проведения эксперимента;

Оборудование:

Действия учителя

Действия учеников

Доброе утро, ребята. Перед тем, как начать наш урок представлюсь – Иванов Алексей Иванович, сегодня я буду вашим учителем физики.

 

Мотивационный этап

Наш урок я хочу начать с небольшого видеофрагмента, после просмотра которого вы должны ответить на вопросы, записанные в рабочих листах. Они у вас лежат на столах. Итак, внимание на экран.

Вопросы в листе:

1. Узнали ли вы спортсменку? Если да, то как её зовут.
2. Какой вид спорта представлен в видеофрагменте?
3. Какой снаряд использует спортсменка в данном виде спорта?
4. Что происходит с этим снарядом.

Итак, спортсменка на видео - Елена Исинбаева – российская прыгунья с шестом. Двукратная Олимпийская чемпионка, трёхкратная чемпионка мира на открытом воздухе и 4-х кратная в помещении. Обладательница 28 мировых рекордов в прыжках с шестом среди женщин. Без преувеличения можно сказать, великая наша с вами современница.

 

Исходя из ваших ответов на вопрос 4 в рабочих листах, сможете ли вы сформулировать тему нашего урока?

Изменение формы тел.
Записывают тему

Молодцы. А сейчас давайте поставим цели на данный урок. Для этого мы опять поработаем с рабочими листами.
Если же вы считаете, что в списке нет какой-то цели, то ниже можете написать свою. На эту работу я дам вам минуту. Задание вам понятно? Тогда приступаем.

Выбирают цели:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Давайте теперь посмотрим, какие цели вы выбрали.

Называют. Учитель вешает названную цель, если с ней согласен.

Актуализация знаний и действий

Переходим к следующему этапу нашего урока. Прежде чем, перейти к новой теме, давайте вспомним с вами то, что нам может понадобиться сегодня на уроке.

 

У вас в рабочих листах записаны этапы цепочки изучения любого природного явления. Напротив каждого этапа поставьте, пожалуйста, порядковый номер, под которым этот этап должен идти. На это вам даётся ровно одна минута. Задание вам понятно? Приступаем.

Выполняют:
на рабочих листах записаны этапы:
закон, эксперимент, наблюдение, гипотеза, применение

Итак, время вышло. Проверим, что у вас получилось? Попрошу вас, прежде чем отвечать,  поднимать руку.

Отвечают,  восстанавливая цепочку:
наблюдение – гипотеза – эксперимент – закон – применение.

Изменение формы тел.

Изменение формы тел.

Итак, сейчас вы изучаете тему «Взаимодействие тел», и сегодня мы продолжим её изучать. Готовы? Тогда переходим к следующему этапу урока.

 

Организация деятельности учащихся по созданию понятия о явлении изменения формы тел при действии на них других тел

В видеофрагменте мы с вами увидели новое для вас явление.

 

К сожалению, у меня с собой нет шеста для прыжков. Поэтому увиденное явление я воспроизведу на своем столе. В качестве шеста у меня будет выступать деревянная линейка. Посмотрите, линейка меняет свою форму при моём на неё действии.

 

Мы с вами обнаружили новое явление в конкретной ситуации. И теперь нам с вами надо узнать, что это за явление.

 

Для этого вы сегодня будете работать в группах. Правила работы в группах вам должны быть известны, но если кто-то забыл, они также записаны у вас в рабочих листах, соответственно, можете посмотреть еще раз.

 

В рабочих листах записаны структурные элементы явления. Я даю вам минуту на то, чтобы вы назвали структурные элементы данного явления. Задание вам понятно? Тогда приступаем

Выполняют.
Учащимся необходимо выделить:

  1. Тело, с которым происходит явление.
  2. Воздействующее тело.
  3. При каких условиях происходит явление.

У вас на столах имеется набор оборудования. Я даю вам две минуты на то, чтобы вы изучили его, и на основании этого сформулировали гипотезы эксперимента  в своей группе, которые каждая группа будет проверять. Примеры гипотез также записаны в ваших рабочих листах. При этом помните, что спросить я могу любого человека из группы. Задание понятно? Тогда приступаем.

Смотрят оборудование, выдвигают гипотезы.

Итак, сейчас каждая группа назовёт свою гипотезу эксперимента Учащиеся остальных групп эту гипотезу записывают в рабочие листы.

Гипотеза 1: Все тела меняют форму при действии на него человека.
Гипотеза 2: Деревянная линейка меняет форму при действии на неё любых тел.
Гипотеза 3: Изменение формы могут происходить и в отсутствии непосредственного контакта.

Чтобы проверить наши гипотезы, в каждой группе будут проведены эксперименты. Напоминаю, в группах у вас есть тьюторы, которые оказывают всем остальным помощь. Если у вас возникли трудности, а я подойти не могу, обращайтесь к ним.
Так же в группе выделите одного человека, который будет фиксировать результаты опытов и представлять классу ваши выводы на основе экспериментов. На эту работу я вам даю 15 минут.

На каждую группу выдается набор из 3 установок. Учащиеся делятся по парам, Каждая пара проводит свой эксперимент.
Группа 1: металлическая линейка, пластиковая линейка, резинка, 5 штативов с муфтами и лапками.
Группа 2: 5 штативов с муфтами и лапками, деревянная линейка, гирька, кусок пластилина, деревянный брусок
Группа 3: кусок пластилина, 4 штатива с муфтами и лапками, полосовая резина, пружина

Итак, давайте обобщим, что мы с вами получили, попрошу представителей каждой группы сообщить нам результаты экспериментов, все остальные в это время записывают к себе в рабочие листы результаты других групп

Представители каждой группы выступают, формулируя частные результаты экспериментов и обобщая полученные результаты.

Что мы можем сказать про наши гипотезы?

Они подтвердились

На самом деле у нас ещё недостаточно данных для общего вывода: мы исследовали только девять конкретных ситуаций. Этого мало. Но физики не раз проверяли этот вывод. А нам наше учебное время просто не позволяет сделать необходимое для этого вывода количество экспериментов. Поэтому запишем общий вывод, полученный нами, как он будет звучать?

Все тела меняют форму при действии на него других тел.
Записывают

Любое явление, как мы знаем, должно иметь свое название. Чтобы дать название давайте с вами попытаемся найти подходящий синоним слову «изменение»

Выдвигают версии.

Мне нравится слово «искажение»
Так вот слово искажение на латинском языке выглядит следующим образом «deformation». Как назовём изученное явление?

Деформация.
Записывают.

Завершающий этап

Замечательно! Переходим к следующему этапу нашего урока. Давайте с вами вернемся к нашим целям, поставленным в начале урока. Все ли они были выполнены?

Отвечают

Итак, а теперь я предлагаю вам оценить работу ваших групп по трем критериям, которые записаны в ваших рабочих листах. Каждый критерий вы оцениваете по 10-тибалльной шкале. Для этого можете посовещаться в группах.

Совещаются, выставляют оценки.

Критерии:
1. Работа ума и получение новых знаний.
2. Гармония отношений с коллегами.
3. У нас все получилось.

Как себя оценивает первая группа по первому критерию?

Отвечают, аргументируют.

Как себя оценивает первая группа по первому критерию?

Отвечают, аргументируют.

Как себя оценивает первая группа по первому критерию?

Отвечают, аргументируют.

Ребята, сегодня мы с вами начали изучать такое явление как деформация. Вы продолжить его изучать на следующих уроках. Что бы вы хотели ещё узнать на уроках об этом явлении? Обдумайте и запишите три познавательных задачи на следующий урок. Это будет ваша домашняя работа
Для желающих расширить свой кругозор, кого заинтересовала эта тема, предлагаю творческое задание: подготовить СООБЩЕНИЕ!!! на одну из тем «Я за здоровый образ жизни: деформации в спорте» и «Деформации в биологии»

 

Спасибо за урок.