Простое предложение и его грамматическая основа. Повторение

Разделы: Русский язык


Для русских нет достойней клятвы,
Чем память битвы у Непрядвы,
Там даже Дона берега
Нам помогли разбить врага.
В.Марахин (2015)

Тип учебного занятия: занятие общеметодологической направленности.

Образовательные подходы: системно-деятельностный подход, дифференцированный подход.

Образовательные технологии: технология диалога, здоровьесберегающие технологии.

Методы в рамках технологии диалога: метод диалоговой беседы, метод обратной связи.

Методы в рамках здоровьесберегающих технологий: метод чередования заданий, активные методы деятельности учащихся.

Методы в рамках технологии развивающего обучения: метод самостоятельного поиска знаний, метод обобщения, метод анализа.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран.

Наглядно-дидактический материал: презентация «Грамматическая основа простого предложения».

Цель учебного занятия: формирование концептуальных представлений учащихся о простом предложении, умение определять грамматические основы предложения, формирование таких личностных качеств, как чувство исторической памяти, патриотизм.

ХОД УРОКА

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.

  1. Скажите, какие знаменательные даты в истории нашей страны вам известны?
  2. Почему мы помнить эти даты?

Подготовка обучающихся к занятию: слушают учителя, участвуют в диалоге, демонстрируют готовность к уроку.

Задача: развитие мотивации детей к учебной деятельности.

УДД

личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности.

Познавательные: Осознание познавательных действий.

II. Самоопределение деятельности

1. Словарный диктант.

1. Тысячелетие, мощь, совершенный, патриотизм, Куликовская битва, Дмитрий Донской, сражение, монголо-татарское иго, дни воинской славы, победа.

2. Назовите слово из диктанта, лексическое значение которого «князь Московский, в правление которого были одержаны значительные военные победы над Золотой Ордой. Также был построен белокаменный Московский Кремль» (Дмитрий Донской).

3. Назовите слово из диктанта, лексическое значение которого «крупное боевое столкновение войск, армий» (сражение)

4. Назовите синоним к этому слову, записанный в словарном диктанте. (битва)

5. Назовите слово из диктанта, лексическое значение которого «особые дни в ознаменование побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России» (Дни Воинской Славы)

6. Назовите слово из диктанта, синоним к которому «сила, могущество» (мощь)

7. Назовите слово из диктанта, антоним к которому «поражение» (победа)

8. Определите способ подчинительной связи в словосочетании монголо-татарское иго. (согласование)

9. Замените это словосочетание синонимичным со связью управление. (иго монголо-татар)

2. Новое слово.

Патриот – человек, любящий свою Родину.

1. Какой праздник отмечает ежегодно наш народ 21 сентября? (Каждый год 21 сентября отмечается день воинской славы. Дата эта приурочена к годовщине победы русских полков во главе с князем Дмитрием Ивановичем Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год)

2. Как вы считаете, зачем нам необходимо вспомнить сегодня эту дату? (приближается день славы, все предложения и тексты будут связаны с этой датой).
Обучающиеся записывают словарный диктант, отвечают на вопросы.

Задача: актуализировать объективный опыт учащихся.

УУД

Личностные: имеют мотивацию к учению.

Познавательные: извлекать необходимую информацию.

Регулятивные:  умение принимать и сохранять учебную задачу.

III. Постановка учебной цели

1. Запишите предложения.

Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла. 

Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. - Молись!
(А.А. Блок)

1. Подчеркните грамматические основы предложений.

2. Какие предложения по наличию грамматических основ. (простые)

3. Дайте определение, какое предложение называется простым?

4. Вот вы и подсказали тему сегодняшнего урока. Какая она?

5. Какую цель мы можем поставить сегодня на уроке?

 

 

Обучающиеся записывают предложения, отмечают грамматические основы, отвечают на вопросы.

Ученики определяют тему урока

Тема урока – «Простое предложение и его грамматическая основа».

Цель – вспомнить основные особенности простого предложения.

Задача: грамотно сформулировать учебную цель.

УДД

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять поиск конкретной информации с помощью учителя.

Регулятивные: уметь обсуждать возникающие проблемы, уметь вносить необходимые дополнения.

Личностные:
Иметь внутреннюю позицию, осваивать роль ученика.

Коммуникативные: активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

IV. Систематизация знаний

1. Выполните упражнение 30.

2. Назовите слова, грамматически не связанные с предложением.

3. Каким членом предложения являются слова, грамматически не связанные с предложением?

 

Обучающиеся выполняют упражнение 30. Подчёркивая главные члены предложений, указывая слова, грамматически не связанные с предложением: обращение «сыны», «братья»;
Вводное словосочетание – «быть может».

Обучающиеся отвечают на вопрос: обращение и вводные конструкции не являются членами предложения.

Задача: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы, обеспечить повышение уровня осмысления  материала.

УДД

Познавательные: извлекать нужную информацию.

Регулятивные: контролировать учебные действия

Личностные: желание  совершенствовать свои знания.

Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность.

V. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

1. Выполните синтаксический разбор предложения.

Куликовская битва стала первой большой победой русских войск над ордынцами, упрочив положение Москвы как центра объединения Руси.

1) Чем может быть осложнено простое предложение? (обращением, вводными конструкциями, обособленными членами, однородными членами предложения)

2) Выполните морфемный и словообразовательный разборы слова УПРОЧИВ.

3) Выпишите словосочетание со связью управление. Выполните его синтаксический разбор.

 

Обучающиеся выполняют синтаксический разбор предложения и сравнивают его с эталоном:

Предложение повествовательное, невосклицательное. Простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено обособленным обстоятельством. Выраженным деепричастным оборотом.

Упрочив –у – проч – и – в –
упрочить, упрочивший;
упрочив      
упрочить (суфф.)

Задача:
Выявить затруднения в деятельности групп.

УДД

личностные: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.

VI. Этап включения изученного в систему знаний и актуализация

Запишите под диктовку текст.

Куликово Поле… — кто же о нем не слышал! Великий Князь Московский Димитрий Иванович разбил Мамая, смертельно шатнул Орду, потряс давившее иго тьмы. А многие ли знают, где это Куликово Поле? Где-то в верховьях Дона?.. Немногие уточнят: в Тульской губернии, кажется?..

Да: на стыке ее с Рязанской, от Москвы триста с небольшим верст, неподалеку от станции Астапово, где трагически умирал Толстой, в тургеневских местах, знаемых по "Запискам охотника". (И.С.Шмелёв)

1) Подчеркните предикативную часть простых предложений текста.

2) Письменно ответьте на вопрос: «Как вы понимаете слова И. Шмелёва: «Великий князь Московский Димитрий Иванович… потряс давившее иго тьмы»?

Обучающиеся записывают диктант, выполняют задания.

Задача: выявить качество и уровень  полученных знаний и способов действий, развить способность к оценочным действиям.

УУД

Регулятивные: осваивать способы  действия, способность внутренний план действия.

Познавательные:
Осуществлять поиск и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные:
Уметь слушать, принимать свою и чужую точку зрения.

Личностные: иметь внутреннюю позицию, уметь оценивать жизненные ситуации.

VII. Этап рефлексии учебной деятельности

Напишите синквейн на основе повторённого материала.
Не забудьте!

1-я строка одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна
2 строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие
3 строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы
4 строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы и отношение к ней
5 строка – синоним ключевого слова

Повторение
Нужное, необходимое
Систематизирует. Дополняет. Закрепляет
Простое предложение содержит одну грамматическую основу.
Простое предложение

Синквейн в честь особого дня, знаменующего победу российских войск.

Куликовская битва
Важная, эпохальная
Помогла, решила, доказала
Куликовская битва – потрясла давившее на русь иго тьмы.
День воинской славы

Обучающиеся внимательно слушают учителя, составляют синквейн.

Повторение
Нужное, необходимое
Систематизирует.
Дополняет.
Закрепляет

Простое предложение содержит одну грамматическую основу.
Простое предложение

 

Задача:
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов, обобщить, сделать вывод, произвести самооценку.

УУД

Познавательные: приобретают умение использовать приобретённые знания на практике.

Личностные: понимают значение знаний для человека

Коммуникативные: формулируют собственные мысли.

Домашнее задание

Решите тестовые задания.

1. Прочитайте текст. Выполните задания.

(1)Широки и чисты заокские дали! (2) С высокого берега растворяется такой простор, что каждому, кто хоть раз видывал эти луга за Окой, эти леса, уходящие по край окоема, хочется летать над ними, птице подобно. (3) Но еще дальше видно из окошка Князева терема. (4) Любил Олег Иванович глядеть на землю свою многострадальную и прекрасную, когда она по весне охвачена зеленью, светом, ожиданием лета. (5) А ожиданием чего жила три десятилетия душа его? (6) Ждал ли он великого всерусского княжения? (7) Ждал, но не верил в это. (8) Ждал ли покою земле своей, пропахшей углем и кровью? (9) И сейчас ждет, но такая благодать - покой - не на ее роду писана... (10) Сколько раз брал он меч в руки! (11) Сколько раз ходил на татар и на своих, домогаясь большого княжеского стола, дабы стать над всеми княжествами и тем возвеличить свое, Рязанское, может тогда станет считаться Орда и все безмерное Дикое поле с этой землей? (12) Но нет... (13) Нет великого княжения, нет покою, нет счастья сей прекрасной земле. (14) Не помогли ни дани великие осенние, ни посулы во весь рот разным ханам. (15) Не помогло и родство с Ордою, только попусту опоганил свой древний род... (16) Так неужели, подобно князю Тверскому Михаилу, идти к Москве с повинною головою? (17) Может, прав Сергий Радонежский, наставлявший его четыре года назад: спасение во единстве земель русских! (18) Доколе, мол, ты, князь Рязанский, будешь зайцем бегать в мещерские леса, оставляя подданных своих на поругание и смерть поганым? (19) Может, и прав он, токмо под чьей рукою то единение свершится? (20) Неужели он, великий князь Рязанский, наследник древнего престола, станет у Дмитрия князенком подколенным?
(В. Лебедев)

  1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «О чём самое важное размышление князя Олега Ивановича?»
    1. О любви к заокским просторам.
    2. Об объединении русских земель.
    3. О родстве с Ордою.
    4. О желании завладеть всеми русскими землями.
  2. Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет.
    1. Сколько раз брал он меч в руки!
    2. Не помогло и родство с Ордою, только попусту опоганил свой древний род...
    3. Любил Олег Иванович глядеть на землю свою многострадальную и прекрасную, когда она по весне охвачена зеленью, светом, ожиданием лета.
    4. Может, и прав он, токмо под чьей рукою то единение свершится?
  3. Укажите синтаксическое средство, которое использует автор в предложениях 5,6,8.
  4. Из предложений 1 – 2 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от следующего за приставкой глухого согласного.
  5. Из предложений 16 – 18 выпишите слово, правописание суффикса в котором зависит от правила: «В суффиксах причастий пишется НН, если есть приставка».
  6. Устаревшее слово ДАБЫ (предложение 11) замените нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.
  7. Замените словосочетание ЗАОКСКИЕ ДАЛИ (предложение 1), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным со связью управление. Запишите полученное словосочетание.
  8. Выпишите грамматическую основу из предложения 15.
  9. Среди предложений 1 – 5 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Укажите номер этого предложения.
  10. Среди предложений 16 – 18 найдите предложение с обращением. Укажите номер этого предложения.
  11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
    Доколе,(1) мол,(2) ты,(3) князь Рязанский,(4) будешь зайцем бегать в мещерские леса,(5) оставляя подданных своих на поругание и смерть поганым? Может,(6) и прав он,(7) токмо под чьей рукою то единение свершится? Неужели он,(8) великий князь Рязанский,(9) наследник древнего престола,(10) станет у Дмитрия князенком подколенным?
  12. Среди предложений 16–20 найдите предложение с обособленным приложением. Укажите номер этого предложения.

Обучающиеся записывают домашнее задание.

 

 

Ответы.

1 – 2
2 – 3
3 – вопросительные предложения
4 – растворяется
5
6 – чтобы
7 – дали за Окой
8 – родство не помогло; опоганил
9 – 2
10 – 18
11 – 126
12 – 20

УУД

личностные: выражают положительное отношение к процессу познания

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют своё действие.