Тема: "Звук [о]. Буква О" (вторая младшая группа)

Разделы: Логопедия


Цели:

  • Уточнить артикуляцию звука «О».
  • Учить правильно произносить звук «О».
  • Учить интонировать звук «О».
  • Развивать артикуляторную, мелкую и общую моторику, слуховое внимание.
  • Воспитывать умение слушать речь логопеда, навыки культуры поведения.

Оборудование: кукла Оля, кольцо, обруч, картинка с изображением девочки - произносящей звук «О», магнитофон с записью мелодии для пения звука «О».

Ход занятия

В группу заходят дети и садятся полукругом.

1. Игра «Кукла Оля в гости к нам пришла».

- К нам пришла кукла Оля. Посмотрите, что с ней случилось? (У куклы Оли завязана щека.) У неё болит зуб и она охает так: О-о-о.

- Держим щеки рукой и охаем вместе: О-о-о.

- А сейчас отправим куклу Олю к врачу, пусть он ей поможет.

2. Артикуляционная гимнастика.

- Чтобы красиво произносить и петь звук «О», надо сделать  гимнастику (5 раз каждое упражнение):

  • широко открыть рот – закрыть;
  • показать длинный язык – убрать;
  • язык бегает вправо- влево;
  • показать зубы;
  • трубочка – с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты);
  • улыбка (растянуть губы в улыбке);
  • надуть и сдуть щёки.

3. Пение звука «О» хором (под мелодию №1)

- Будем петь вместе. – Держим щеки (чтобы получился овал из губ).

- Поём все вместе. Положили руку на горлышко.

- Поём все вместе. Положили руку на грудь.

4. Упражнение «Колечко».

Показать детям кольцо. Обратить внимание на его форму. Затем сделать губы колечком.

5. Подвижная игра «Баба сеяла горох».

Ох-ох-ох-ох!
Баба сеяла горох!

Дети держат руки у щёк, качают головой в стороны, пальчиками изображают, как сеют горох.

Ох-ох-ох-ох!
Большим вырос наш горох!

Руки у щёк, качают головой в стороны, поднимаются на носки, тянут руки вверх.

Ох-ох-ох-ох!
Тяжело нести горох!
О-о-о-ох!

Руки у щёк, качают головой в стороны.
Опускают руки вниз.
Руки у щёк, качают головой в стороны.

Ох-ох-ох-ох!
Покатился наш горох!
О-о-о-ох!

Руки у щёк, качают головой в стороны.
Бегают.
Руки у щёк, качают головой в стороны.

6. Пальчиковая гимнастика.

- Сделай колечко левой рукой. (Соединить большой и указательный пальчики правой руки и сделать колечко. Произнести при этом звук «О» коротко.)

- Теперь левой рукой.

- Обеими руками.

7.  Итог занятия.

- Посмотрите кукла Оля вернулась от врача и у нее уже не завязана щека, значит она выздоровела! И принесла вам сувениры!

Литература.

  1. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии; Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец.0308 “Дошк.воспитание”. - М.:Просвещение, 1989,
  2. Работа с неговорящими детьми по методике Новиковой–Иванцовой Т.Н. /мелодия №1

Задачи:

  • Обучающие. Познакомить учащихся с гласным звуком [о] и с буквой О.Закрепить характеристику данного звука (артикуляционные и акустические свойства).
  • Развивающие.
    • Развивать фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, представления на основе фонематического восприятия.
    • Развивать речеслуховую память, внимание, логическое мышление.
  • Коррекционные. Уметь находить звук [о] в любой части слова.
  • Воспитательные. Воспитывать трудолюбие, самоконтроль, аккуратность, умение четко следовать инструкции.

Ход занятия

I. Организационный момент. 

Встали, подравнялись. На свои места сядут дети, которые мне назовут слово-предмет, в названии которого есть гласный звук [а].

II. Сообщение темы и цели занятия.

Назовите одинаковый звук в словах: кот, дом, сон. Звук [о]. Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком [о] и с буквой О. К нам прилетела открытка, но по дороге она разлетелась на 5 частей. Нам предстоит собрать её. За каждую часть нужно выполнить задание. Сначала выполним артикуляционную гимнастику.

III. Артикуляционная гимнастика. (Можно использовать различные артикуляционные упражнения)

  • «Маляр». Открыть рот. Кончиком языка проводить по твёрдому нёбу двигаясь от передних верхних резцов к мягкому нёбу.
  • «Лошадка». Присосать язык к твёрдому нёбу, цокать языком. Стараться тянуть подъязычную связку.
  • «Грибок». Открыть рот. Присосать язык к твёрдому нёбу и, не отрывая языка оттягивать нижнюю челюсть вниз.

IV. Основная часть.

Задание 1 

Характеристика звука [о]. Это гласный звук, потому что его можно пропеть, произнести протяжно. Во рту нет преграды. Давайте посмотрим на модули и выберем модуль звука [о].

Первое задание выполнили, можете получить первую часть открытки.

Задание 2

Чтение стихотворения. Найти и запомнить слова со звуком [о].

Вышли волки на охоту,
Между прочим, говорят.
Волки ягоды едят.

Дети по очереди называют слова, в которых есть звук [о].

Второе задание выполнили, можете получить вторую часть открытки.

Задание 3

Найти картинки, в названии которых есть звук [о].

Кот, крот, слон, дом, торт, заяц, жук, сыр, улитка, кукла. Возьмите каждый по одной картинке.

Начертить схему к своей картинке и отметить звук [о].

Это задание вы выполнили, можете получить следующую часть открытки.

Задание 4. Ребус

Выделите в названиях каждой картинки первый звук. Соединив все первые звуки, вы узнаете что любят дети.

СОК

Четвёртое задание вы выполнили, можете получить следующую часть открытки.

V. Физминутка. Разомнём наши пальчики.

В гости к пальчику большом (показать большой палец)
приходили прямо к дому, (сделать домик из ладошек)
Указательный и средний, (показать указательный палец)
Безымянный и последний. (показать безымянный и мизинец)
Сам мизинчик малышок постучался о порог.
Вместе пальчики друзья, друг без друга им нельзя.

VI. Самостоятельная работа детей (в тетрадке).

Прописать букву О о.

Пятое задание вы выполнили, можете получить последнюю часть открытки.

VII. Итог.

  • Что мы изучали?
  • Какие слова приходили в гости?
  • Что нового узнали?