Вулканы. Гейзеры. Горячие источники. 6-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цели и задачи:

Образовательные.

  • Дать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения.
  • Сформировать у учащихся представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений.
  • Помочь учащимся понять, почему вулканы – это грозное явление природы.
  • Сформировать новые понятия: очаг магмы, жерло, кратер, лава.

Развивающие.

  • Применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности детей.
  • Развивать географическое мышление школьников.

Воспитательные: воспитание толерантности, коммуникативной и социальной компетентности.

Ход урока

1. Организационный момент

Начинается урок точно вовремя и в срок.
Все готовы отвечать и пятерки получать?
Сели правильно, красиво.
Чтоб на урок хватило силы
Работаем старательно, слушаем внимательно.

2. Проверка домашнего задания

Сегодня я хочу пригласить вас совершить путешествие в глубины литосферы. Но перед тем как отправимся в путешествие, мы соберем багаж знаний, который может понадобиться нам в дороге.

Давайте настроимся на поиск и творчество и начнем урок с географической минутки: отвечаем все вместе дружно «Да» «Нет»: (если нет надо объяснить, как правильно)

- На земном шаре 7 материков – нет.

- Неровности земной поверхности называются рельеф - да.

- На земле 4 океана - да.

- Экватор разделяет Землю пополам - да.

- Меридианы, это линии проходящие с запада на восток - нет.

- Земля имеет форму шара – да.

- Глобус – это модель Мирового океана - нет.

А теперь повторим географические термины, а для этого мы проведем словарную работу. У вас на партах лежат этикетки с терминами. Я буду называть определения, а вы, у кого на парте данная этикетка-ответ, должны показать всему классу. Все эти понятия мы изучали на предыдущих уроках.

1. Как называется твердая оболочка Земли? (Литосфера)

2. Внутренняя оболочка земли, которая в переводе означает «покрывало, плащ». (Мантия)

3. Природные однородные вещества из которых состоят горные породы. (Минералы)

4. Эти горные породы образовались из остатков живых организмов. (Органические)

5. Волны, возникающие в результате землетрясений. (Цунами)

6. Эта земная кора имеет толщину до 80 км. (Материковая)

7. Неровности земной поверхности. (Рельеф)

8. Колебания земной коры, вызванные подземными толчками. (Землетрясение)

9. Место на земной поверхности, расположенное над очагом во время землетрясения. (Эпицентр)

10. Прибор, с помощью которого изучают землетрясения. (Cейсмограф)

11. Внутри земли находится. (Ядро)

Учитель: Итак, багаж собран. Можно отправляться в путь!

3. Новая тема

Послушайте отрывок из романа Ж.Верна: “Огнедышащая гора извергала фонтаном камни и раскалённые добела обломки скал; Казалось, что она ритмически сотрясалась, и это напоминало дыхание гиганта... Огненные змеи извергались среди дымящихся скал... Сотни огненных ручьёв сливались в полыхающую реку, которая с шипением извивалась в кипучую пучину”.

О чём образно говорил писатель? (о вулкане).

Сегодня тема нашего урока  – “Вулканы, горячие источники – гейзеры” (Презентация 1, Слайд 1).

Давайте сформулируем цели урока.

Для формулировки цели вы можете использовать глаголы: изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать... (на доске)

Или воспользоваться списком  сформулированных целей

  • Изучить материал учебника.
  • Усвоить основные понятия и темы.
  • Подготовить доклад по одной из предложенных проблем.
  • Качественно подготовиться к контрольной работе, зачету.
  • Выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме.
  • Научиться объяснять изучаемые в теме явления.
  • Углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы.
  • Научиться выполнять опыты, работать с приборами и техническими средствами.
  • Проявить и развить свои способности (назвать их).
  • Научиться аргументированно спорить в ходе изучения темы.
  • Научиться решать биологические (географические) задачи и проблемы по теме (на доске).

Что вы будите делать для достижения своей цели?

  • Изучать параграф учебника
  • Слушать рассказ учителя
  • Слушать сообщения товарищей
  • Смотреть видеофрагменты
  • Работать с контурной картой

Послушайте легенду, объясняющую происхождение слова «вулкан».

"Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. "Вулкан работает", - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами." (Презентация 1, Слайд 2).

! Задание: просмотрев видеофрагмент «Строение вулкана» (Приложение 1), вы должны заполнить опорный конспект (Приложение 2).

Проверка заполнения конспекта (Презентация 1, Слайд  3-5).

4. Практическая работа

! Задание

Нанести на контурную карту вулканы (каждый ученик получает карточку с 1 вулканом, наносит его на контурную карту, затем наносит  на карту, которая висит на доске)

  1. Ключевская Сопка 66 сш 160 вд
  2. Фудзияма 35 сш 138 вд
  3. Гекла 63 сш 19 зд
  4. Этна 37 сш 14 вд
  5. Камерун 6 сш 12 вд
  6. Эребус 77 юш 167 вд
  7. Орисаба 18 сш  97 зд
  8. Котопахи 0 78 зд
  9. Мауна Лоа 20 сш 155 зд
  10.  Тейде  28 сш 16 зд  (Атлантический океан)
  11.  Кракатау 6 юш 105 вд (Тихий океан. На границе с индийским океаном)

Дети наносят вулканы на настенную карту, а учитель коротко рассказывает о них (Презентация 1, Слайд 6-16).

? Сравните нашу карту с картой литосферных плит. Какую закономерность можно выделить? (Презентация 1, Слайд 18).

Вулканы расположены по границам литосферных плит и в океане.

? Назовите материк, на котором нет вулканов (Австралия). Почему?

Как вы думаете, где больше вулканов, на материках или дне океана? Почему? (Презентация 1, Слайд 19).

На дне океана вулканов гораздо больше. Если конус вулкана поднимается над поверхностью океана, то образуется вулканический остров.

Так 27 сентября 1957 года в Атлантическом океане началось извержение подводного вулкана, названного Капилиньюш. Через 81 день конус вулкана возвышался над водой на 115 метров.

Извержение вулкана – очень грозное явление природы. Приведу некоторые факты:

  • В 1636 г. до н.э. о. Санторин (Греция) начал извергаться вулкан Таупо. Почти весь остров буквально взорвался, так что черная туча пепла, обломков и пыли закрыла небо на десятки километров вокруг. Считают, что эта катастрофа могла породить миф о гибели Атлантиды.
  • В 79 г. н.э. в результате извержения вулкана Везувий погиб город Геркуланум, город Стабии был залит лавой, город Помпеи был целиком засыпан вулканическим пеплом, образовавшим над зданиями покров толщиной около 8 метров.
  • Извержение вулкана Этна 11 марта 1669 г. стало причиной гибели 50 городов.
  • 26 августа 1883 года после извержения вулкана Кракатау в море поднялись гигантские 20-метровые волны, вследствие чего погибли 36 000 чел, жители прибрежных островов. (Презентация 1, Слайд 20–23).

Но если мы сравним нашу карту и карту плотности населения, то можем увидеть, что в сейсмоопасных зонах довольно высокая плотность населения. Почему же, не смотря на большую опасность, люди любят селиться вблизи вулканов? (Презентация 1, Слайд 24).

Сообщение ученика

Из опасного соседства с вулканами человечество научилось извлекать для себя пользу.

Сельское хозяйство

На склонах вулканов образовались плодородные вулканические почвы, обогащенные высокоминеральным вулканическим пеплом, которые прекрасно подходят для выращивания многих сельскохозяйственных культур.
В теплом климате плодородность почв позволяет собирать обильный урожай несколько раз в год.

Геотермальная энергетика

Источником энергии является внутреннее тепло вулкана, обычно извлекаемое в виде воды или пара. Такое теплоснабжение используется в качестве отопления домов и теплиц в Исландии, Новой Зеландии и других странах.

Добыча полезных ископаемых

У подножий вулканов идет добыча золота, серебра, алмазов и других ценных руд. Такое полезное ископаемое как вулканический туф - очень ценный строительный материал (заполнитель в лёгких бетонах, стеновой материал), обладающий высокими декоративными качествами. Пемза, которая появляется вследствие извержения, используется в промышленных целях, а также при производстве канцелярских резинок и зубной пасты. Ещё производится добыча серы.

Туризм

Величественная красота вулкана привлекает туристов. «Вулканический туризм» приносит некоторым районам значительный доход и поток желающих поближе познакомиться с вулканами неиссякаемый, не смотря на связанный с этим риск. (Презентация 1, Слайд 25-28).

Видеопрезентация «Красивые вулканы» (Приложение 4)

? сколько в России вулканов? (186)

  • Камчатка 119
  • Сахалинская область – 51
  • Хабаровский и Приморский край – 2
  • Сибирь – 5
  • Красноярский край, республики Хакассия и Якутия - 5
  • Краснодарский край и Северный Кавказ - 4

С деятельность вулканов связано другое явление – гейзеры и горячие источники.

!? Смотрят в/ф «Гейзеры» (Приложение 3) (https://youtu.be/PiV6otrql2k), заполняют оставшуюся часть конспекта

Видеофрагмент о гейзерах Камчатки.

Домашнее задание. Текст стр. 51–55, на к/к нанести оставшиеся вулканы.

5. Рефлексия

УРОК

Я НА УРОКЕ

ИТОГ

  • интересно
  • скучно
  • безразлично
  • работал
  • отдыхал
  • помогал другим
  • понял материал
  • узнал больше
  • не понял

(Презентация 1, Слайд 29).

6. Интернет-ресурсы

  1. https://youtu.be/EJDgaaYkHiU
  2. https://youtu.be/PiV6otrql2k
  3. http://yandex.ru