Урок русского языка во 2-м классе по теме "Роль предлогов в речи"

Разделы: Начальная школа, Мастер-класс


Тип урока: первичного предъявления новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные:
- выявить роль предлогов в письменной и устной речи.
- уметь находить предлоги в предложении и выделять их в устной речи;
- знать наиболее употребительные предлоги.

Метапредметные:
Личностные:
-  правильно употреблять предлоги в речи;
- мотивировать учебно-познавательный  интерес к новому учебному материалу.

Познаватальные:
-  выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

Коммуникативные:
- работать в парах, в малых группах;
- составлять небольшие устные и письменные высказывания.

Используемые технологии: ИКТ, проблемное обучение, здоровьесберегающие, технология критического мышления.

Оформление доски: изображение древа знаний, заготовленные карточки с написанными задачами урока, стихотворения Б.Заходера и А.Плещеева.

Оборудование: электронная презентация, карточки для индивидуальной работы, учебник, тетрадь, индивидуальный набор листьев желтого, зеленого, коричневого цвета.

Обоснование: Учащиеся 2-го класса занимаются по Программе «Школа России» по авторам В.П.Канакиной и В.Г. Горецкому.

Класс общеобразовательный.

Ход урока

1. Организационный момент.

У нас на парте всё в порядке:
Ручки, книги и тетрадки.
Готовы мы начать урок,
Прозвенел для нас звонок!

2. Словарная работа.

- Ребята, отгадайте загадку:
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?

(ответ: апрель)

- Новое словарное слово, с которым мы сегодня познакомимся. Что вы знаете об этом слове? (Это второй месяц весны)

- Раньше апрель называли  цветень. (Учитель прописывает его на доске, показывает на слайде картину весны в апреле)

- Есть такая пословица про апрель:  апрель всех напоит.   

- Как вы понимаете эту пословицу? (В апреле много воды.)

- Скажите, пожалуйста, сколько в этом слове слогов и на какой звук падает ударение?

(В слове два слога. Ударение падает на гласную «е»)

- Какую гласную надо запомнить?

- Какие однокоренные слова можно образовать от этого слова? (апрельский)

- Запишите. (Апрель, апрельский.)

- Составьте предложение с новым словарным словом и запишите. (Одно из предложений о том, что в апреле прилетают птицы)

- Прочитайте ваши предложения.

3. Постановка и решение проблемной ситуации. 

Задача для учащихся – учащиеся обнаруживают и формулируют учебную проблему.

Тема записана не полностью на доске: «Роль       …         в речи.»

- Какие птицы прилетают в апреле? (Скворцы)

- В апреле возвращаются скворцы, трясогузки и жаворонки. В середине апреля, с первой зеленью, в сады прилетают горихвостки и варакушки.

(Учитель показывает на картинках птиц)

Горихвостка

Скворец

Жаворонок

Трясогузка

Варакушка


- Как заботятся люди весной о птицах? (Делают скворечники) Берегите птиц!

- В мае продолжают прилетать птицы. Например, ласточки.

На доске:

Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка …  весною
….  сени  ….  нам летит.
А.Плещеев

-  Прочитайте отрывок из стихотворения А.Плещеева. (Прочитали)

- Всё ли понятно вам в этом стихотворении? (Нет)

- А почему? (Так как не все слова записаны)

- Попробуем дополнить это стихотворение. (Учащиеся вставляют пропущенные слова.)

- А теперь вам всё понятно в этом отрывке? (Да)

- О чём сообщает нам поэт? (О том, что травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка весною летит к нам в сени)

- Вы знаете, что такое «сени»?

- Посмотрите в толковом словаре. (работа со словарём)

- По словарю Ожегова «сени» - это значит «В деревенских избах и в старину в городских домах: помещение между жилой частью дома и крыльцом».

Учитель показывает слайд.

- Какие слова были пропущены?  (с, в, к)

- Может быть кто-то знает, как называются эти слова?  (1-2 ученика: «предлоги»)

- Посмотрите на доску и сформулируйте тему урока.

- Правильно. Учитель дописывает на доске пропущенное слово.

(«Роль предлогов в речи»)

4. Сообщение темы и постановка цели.

Задача для учащихся – учащиеся ставят задачи.

- Сегодня мы будем говорить о роли предлогов в речи. Как вы думаете, чему мы должны с вами сегодня научиться?

- Поместим наши задачи на древо знаний.

(- будем находить предлоги в предложении;

- определять предлоги на слух;

- познакомимся с наиболее употребительными предлогами;

- учиться правильно употреблять предлоги;

- подумаем, для чего нужны предлоги в речи)

 

5. Мотивация

Задача для учащихся – учащиеся формулируют мотивацию собственной учебной деятельности.

- Для чего мы изучаем эту тему? (Чтобы стать более грамотными).

- Где нам пригодятся полученные знания?

6. Открытие новых знаний.

1) Задача для учащихся – находят предлоги в предложении.

На доске:

На полянке у тропинки
Пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит,
А под ёлкой снег лежит.
Б.Заходер

- Определим части речи у данных слов.

- У каких слов мы не смогли определить часть речи? (на, у, с, под, а)

- Почему? (Не смогли задать вопрос.)

- Такие слова называются предлогами. Они могут состоять из 1, 2, 3-х букв, а иногда и более букв.

- «А» - это союз, мы познакомимся с ними попозже.

- Давайте прочитаем стихотворение без предлогов  (Прочитали)

- Красиво ли звучит стихотворение? (Нет)

- Значит, предлоги  нужны.

- С какой частью речи они связаны? (С именем существительным)

- Как они написаны с существительным слитно или раздельно? (Раздельно)

- Спишите стихотворение, подчеркните предлоги.

- Как будете списывать? (Каждая строка с Красной строки)

(Выполняют задание)

- Как вы определяли, что это предлоги? (1, 2, 3 буквы и к ним нельзя задать вопрос, связаны с именем существительным)

2) Задача для учащихся – работают по предложенному плану с целью определения роли предлогов в предложении.

Работа с учебником. С. 108.

- Прочитайте текст упр. 184, попробуйте самостоятельно найти предлоги.

- С какой частью речи они употреблены? (С именем существительным)

- Выпишите предлоги вместе с именем существительным, к которым они относятся. (Со слабым учеником работает индивидуально учитель)

- Какую роль выполняют предлоги в предложении? (Предлоги связывают слова в предложениях)

3) Задача для учащихся – анализируют  новое правило.

 - Мы с вами должны знать точные правила, что называется предлогом. Читаем правило на с. 109. (Ученик читает вслух)

- Что такое предлог? (Часть речи)

- Для чего служат предлоги? (Для связи слов в предложении)

- С какой частью речи употребляются предлоги? (С существительным)

- У какой части речи предлогов не бывает? (У глаголов)

- Это правило надо запомнить.

4) Задача для учащихся – работают в парах с таблицами наиболее употребляемых предлогов.

- Рассмотрим предлоги в таблицах на слайде. Прочитайте их.

у

с

к

о

из

без

на

над

в

при

по

до

через

перед

за

под

для

между

про

около

- Поработаем в паре. Попробуйте составить предложение о весне с любым предлогом и скажите это предложение своему соседу по парте.
(Учащиеся составляют предложения)

- Чьё предложение вам понравилось? Произнесите его, пожалуйста.

- Запишите любое предложение, какое вам понравилось. Предлоги подчеркните.

- Эти предлоги, ребята,  часто употребляются в речи, и в письменной, и в устной.

7. Физкультминутка

- Сейчас мы немного отдохнём под стихотворение-считалочку:

Скачет зайчик по стене                    (прыгают)
И подмигивает мне.                          (подмигивают)
Перепрыгнул на картинку,              (прыгнули)
Задержался на ботинке,                  (стоят на одной ноге)
Поплясал на потолке,                       ( поплясали)
Притаился в уголке.                          (замерли)
Вот он спрятался в кроватке,           (присели)
С нами он играет в прятки.              (закрыли ладошками лицо)
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы пойдём его искать.                     (шагают)

5) Задача для учащихся – выбирают нужный предлог из нескольких предложенных.

- Сейчас вы выполните самостоятельно работу по карточкам. Два ученика будут работать за шторкой. (Слабый ученик выполняет с учителем)

1 вариант.

Задание: обведите  в кружок  нужный предлог по содержанию.

Приехал (с, из, без) Москвы.

Пришёл (с, из, от) школы.

Забрался (на, в, под) гору.

2 вариант.

Задание: обведите  в кружок  нужный предлог по содержанию.

Зацепился (за, о, на) скатерть.

Вернуться (с, из, до) работы.

Дойти (до, в, у) остановки.

- Проверяем работу сначала у 1 варианта, затем у 2-го.

- (учащимся у доски) Ребята, проверьте друг у друга.

- Какой вывод мы можем сделать? (Нужно в речи употреблять правильные предлоги)

- Зачем? (Потому что мы должны быть грамотными людьми)

6) Задача для учащихся – применяют новые знания о предлогах на практике.

1. Выполняют  работу с текстом  в группе (прием «Взаимообучение») по подбору определённых предлогов.

- Сейчас вы будете работать в группах. Один из вас будет учителем (по очереди ученики играют роль учителя). В группу входят четыре человека (две соседние парты).  «Учитель» читает текст, рассказывает, что надо сделать, а после выполнения спрашивает и решает, чей ответ принять.

- Задание в учебнике, упр. 186. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу предлоги.

Упражнение 186

Дети гуляли …. лесу. Весной птицы летят …. юга ….  север, а осенью - …. севера ….  юг.  Лебеди летели ….   морем. Хлеб пекут  ….  муки.  Мы читали книгу ….  животных.  Апрель ….   водой, май …. травой.

(Учащиеся работают)

- Проверяем вашу работу. Слушаем работу первой группы.

- У других групп есть другие варианты ответов? (Нет)

- Молодцы!

2. Самостоятельно изменяют деформированные  предложения с  использованием предлогов. 

- Составьте самостоятельно предложения с предлогами и запишите их. Предлоги подчеркните.

Задание на карточках по вариантам.

1.

По, от, б…жит, полю, волка, з..яц.

П…ляне, прыгали, в, на, л…су, белоч…ки.

2.

По, от, б…жит, полю, волка, з..яц.

Землянику, ребята, на, напали, на, спелую, опушке.

Приём «Опрос пятерых»

- Консультанты, зачитайте ваши получившиеся предложения.

- Ребята, прочитайте ваши предложения консультантам. (прочитали)

- Консультанты, сколько человек у вас справились с заданием?

8. Итог урока

7) Задача для учащихся - применяют новые знания, отвечая на вопросы учителя.

- С какой частью речи мы познакомились?

- Какие предлоги мы используем в своей речи?

- Для чего служат предлоги?

- Почему надо правильно употреблять предлоги в речи?

- Скажите, пожалуйста, выполнили все поставленные задачи?

9. Домашнее задание.  Прием «Идеальное домашнее задание».

Выучить предлоги в таблице.

  • 1 уровень. Составить 6 словосочетаний с данными предлогами.
  • 2 уровень. Составить предложения с предлогами.
  • 3 уровень. Написать  мини-сочинение на тему «Письмо другу», используя разные предлоги.

Все предлоги выделить.

10. Рефлексия

8) Задача для учащихся – оценивают результаты своей работы.

- Оцените свои знания по этому уроку. Выберите соответствующего цвета лист дерева и прикрепите к древу знаний.

Если вам всё было понятно – зелёный лист, если было понятно, но не очень – жёлтый лист, ничего не понятно – коричневый лист. (Учащиеся выходят и прикрепляют лист к дереву)

- Благодарю вас за работу.

- Вам понравился урок?

- Поблагодарим друг друга. (хлопаем)