Комплект диагностических карт по педагогической диагностике (мониторингу)

Разделы: Работа с дошкольниками


Инструментарий к диагностической карте освоения детьми ООП ДОУ
Раздел «Познавательно-исследовательская деятельность»
II младшая группа

Составила: Грузская Т.В.
Январь 2017 год

Дидактические игры

Показатели

Содержание заданий

Критерии оценки

1.Сформировано умение подбирать предметы по цвету и величине(большие, средние и маленькие; 2–3 цветов),

Дидактическое упражнение «Найди домик».

Материал: Изготовленные из картона домики разной величины и цвета, изготовленные из картона зайчики разной величины и цвета.

Содержание диагностического задания.

Воспитатель рассказывает ребятам, что зайчики потерялись и не могут найти свой домик. Педагог предлагает ребятам помочь зайчикам, найти каждому домик.

3 балла – ребенок самостоятельно выполняет задание, соотносит зайчиков с домиками.

2 балла - ребенок выполняет задание с небольшой помощью взрослого.

1 балл – ребенок выполняет задание с помощью взрослого.

0 баллов – ребенок не понимает словесные указания.

2.Сформировано умение собирать пирамидку из
уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2–4 цвета;

Дидактическое упражнение «Собери пирамидку».

Материал: пирамидки из 4 колечек разной величины.

Содержание диагностического задания.

Показать ребенку пирамидку. Разобрать ее проговаривая:  «Много колечек, собери пирамидку». Самостоятельная деятельность ребенка по показу.

3 балла – Ребенок выполнил задание самостоятельно, сопровождая свои действия словами.

2 балла – Ребенок ошибается, но с небольшой помощью педагога исправляет ошибки, и с заданием справился.

1 балл – ребенок выполняет задание с помощью взрослого.

0 баллов – ребенок не понимает словесные указания.

3. Сформировано умение собирать картинку из 4–6 частей

Дидактическое упражнение: «Собери картинку».

Материал: картинки с изображением знакомых детям предметов, разрезанные на две, три и четыре равные части по вертикали и горизонтали.

Содержание диагностического задания.

Можно спросить: Кто должен получиться? Что должно получиться? Так же предъявляются картинки их трёх, а затем из четырёх, пяти частей.
Можно попросить ребёнка наложить части картинки на образец и запомнить результат, предупредив, что затем он будет собирать картинку самостоятельно. После этого части картинки вновь раскладываются стандартным способом, образец убирается и предлагается собрать картинку вновь.

3 балла – Ребенок выполнил задание самостоятельно, сопровождая свои действия словами.

2 балла – Ребенок ошибается, но с небольшой помощью педагога исправляет ошибки, и с заданием справился.

1 балл – ребенок выполняет задание с помощью взрослого.

0 баллов – ребенок не понимает словесные указания.

4. Сформировано умение выполнять постепенно усложняющиеся правила (ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам,
но и по смыслу).

Сенсорное развитие

1.Сформировано умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким
сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

Дидактическое упражнение: «Группировка игрушек».

Материал:  три коробки (без верхних крышек, размер каждой стенки 20 х 20 см) одного цвета с изображёнными на них эталонами-образцами (размер 4x4 см). На первой (на передней стенке) изображён квадрат, на второй — треугольник, на третьей — круг. Набор из 24 предметов в мешочке: 8 — похожие на квадрат (кубик, коробок, квадратная пуговица и др.), 8 — похожие на треугольник (конус, ёлочка, формочка и др.), 8 — похожие на круг (монета, медаль, полусфера и др.)

Содержание диагностического задания: на столе перед ребёнком расставляются коробки. Педагог обращает внимание ребёнка на эталон-образец: «Смотри, здесь изображена вот такая фигура (квадрат), а здесь вот такая (круг)». Затем вынимает из мешочка предмет (любой) и говорит: «На какую фигуру похоже: на эту (показ треугольника), на эту (показ круга) или на эту (показ квадрата)?» После того как ребёнок указывает на один из эталонов, взрослый говорит: «А теперь бросай в эту коробку». Затем вынимает следующий предмет (другой формы), и вся процедура повторяется. В дальнейшем взрослый даёт возможность разложить игрушки самому ребёнку, просит его: «А теперь разложи все игрушки в свои коробки, смотри внимательно».

Обучение: если ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый последовательно даёт игрушки и просит ребёнка опустить в нужную коробку. Если ребёнок опускает её, но не ориентируется на образец, то взрослый обращает снова его внимание на образец-эталон, соотнося с ним игрушку.

3 балла — ребёнок опускает игрушки с учётом образца; заинтересован в конечном результате.

2 балла — ребёнок опускает игрушки, не всегда ориентируясь на образец; после обучения соотносит форму игрушек с образцом.

1 балл — ребёнок действует, не ориентируясь на образец-эталон; после обучения продолжает опускать игрушки без учёта основного принципа.

0 баллов — ребёнок не понимает и не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.

2. Сформировано умение устанавливать тождества (сходства) и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Сравнивая их приемом наложения.

3.Сформировано умение понимать  форму (круглая, треугольная, прямоугольная и  квадратная).

Инструментарий к диагностической карте освоения образовательной программы ДОУ
Раздел «Ознакомление с предметным окружением и социальным миром»
I младшая группа

Разработала Петрова Е.В.
Январь 2017 г.

Показатели Содержание заданий

Критерии оценки

№1: сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т.д.)

Д/и «Одень кукол на прогулку»

Воспитатель предлагает детям одеть кукол на прогулку, задавая вопросы:

Что мы одеваем на ножки, на голову….?

А шапочки и у кукол одинаковые…?

0 баллов - не понимает словесных указаний

1 балл - ребенок затрудняется сравнивать предметы, не справляется с заданиями даже при активной помощи воспитателя.

2 балла - ребенок выполнил задания с незначительной помощью воспитателя. Пытался сравнивать знакомые предметы

3 балла - ребенок легко справился с заданиям, правильно обосновывает свои действия. Умеет объяснить, чем отличаются знакомые предметы. Делает простейшие обобщения.

№2: в словаре имеются понятия: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель

№3: называть материал из которого сделаны  предметы (бумага, дерево, ткань и т.д.)

№ 2; №3 (объединить)

Д/и: «Поможем Мишке разложить картинки».

Материал: картинки с посудой, одеждой, обувью, мебелью
Найди картинки, где нарисована одежда, (посуда, обувь) и т.д.
- А теперь скажи, из чего сшито платье?
- Из бумаги, дерева или ткани?
- А посуда стеклянная или деревянная? и т. п.

0 баллов - не понимает словесных указаний

1 балл - ребенок затрудняется группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы, не справляется с заданиями даже при активной помощи воспитателя.

2 балла - ребенок выполнил задания с незначительной помощью воспитателя. Группирует и классифицирует хорошо знакомые предметы.

3 балла - ребенок легко справляется с заданиями, правильно обосновывает свои действия. Знает материалы, из которых сделаны предметы (дерево, ткань, бумага). Делает простейшие обобщения.

№4: подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару и т.д.)

№5 группировать предметы по их функциональному назначению (посуда для чаепития кукол и т.д.)

№4;5 (объединить)

Игра « Подбери предмет».

Игровой материал: Блюдце, шапка, лист бумаги, чашка, шарф, карандаш.
На столе перед детьми лежат 6 предметов. Воспитатель просит детей подумать и для каждого предмета найти пару. Например, просит найти пару к блюдцу. Ребенок берет чашку и говорит: «В блюдце наливают чай из чашки». Если ребенок затрудняется с ответом, ему помогают другие дети или сам воспитатель.

0 баллов - не понимает словесных указаний

1 балл - ребенок затрудняется группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы, не справляется с заданиями даже при активной помощи воспитателя.

2 балла - ребенок выполнил задания с незначительной помощью воспитателя. Группирует и классифицирует хорошо знакомые предметы.

3 балла - ребенок легко справляется с заданиями, правильно обосновывает свои действия. Знает предметы по их функциональному назначению. Делает простейшие обобщения.

№6: называть свое имя

№7 называть имена членов своей семьи

№8 жалеть, сочувствовать

№ 6;7;8 (объединить)

Беседа по сюжетной картинке «Моя семья».

Материал: сюжетная картинка с изображением семьи (бабушка, дедушка, папа, мама, дочь, сын).
Посмотри внимательно на эту картинку.
- Как ты думаешь, кто здесь нарисован?
- Что делает бабушка?
- Дедушка?
- Остальные?
- Как заботится о тебе бабушка? Мама? Папа?
- С кем ты живешь?
- Ты часто гуляешь по городу с мамой (папой)?
- Ты благодаришь родителей за интересные прогулки?
И т.п.

0 баллов - не понимает словесных указаний

1 балл - перечисляет членов семьи, не давая пояснения их действиям. Затрудняется назвать, как заботятся друг о друге.

2 балла - ребенок называет членов семьи, но с трудом отвечает на поставленные вопросы, пользуется ситуативной речью.

3 балла - ребенок знает каждого члена семьи. Знает название своего города, села, деревни, с доверием относится к взрослым, которые заботятся о нем.

№9 узнавать свой детский сад

№10 находить  в детском саду свою группу. Уметь ориентироваться в  ней, на  участке. Называть лестница, веранда, песочница, горка и т.д.

№11 с любовью и доверием относится к воспитателям, младшим воспитателям, сотрудникам детского сада.
Называть некоторые трудовые действия (моет посуду, убирает игрушки, стирает, меняет полотенца и т.д.)     

№12 с чувством симпатии относится к сверстникам,  что нельзя драться...

№9;10;11;12 (объединить)

Игра «Таня в гостях у детей в группе».

Материал: сюжетные  картинки «Детский  сад»
Дети, а давайте познакомим куклу Таню с нашей группой. Пойдём Таня, дети тебе покажут и расскажут о своей группе, где ты теперь будешь жить.

Таня, посмотри – это спальня. Здесь мы спим. А это группа. Здесь мы играем, кушаем, занимаемся. Это спальня. Здесь мы спим. Это раздевалка. Здесь мы одеваемся. Это умывальная комната. Здесь мы умываемся.
Кукла Таня посмотри, сколько у ребят в детском саду разных игрушек..

0 баллов - не понимает словесных указаний

1 балл – не знает свой детский сад, не может найти свою группу, не умеет ориентироваться по группе, на участке,  не сформированы умения заботы, трудолюбия…

2 балла - ребенок рассказывает о своем детском саде, может найти свою группу, ориентируется по группе, называет сотрудников некоторые трудовые действия только с помощью воспитателя,  с трудом отвечает на поставленные вопросы, пользуется ситуативной речью.

3 балла - ребенок знает свой детский сад,  умет  ориентироваться в  ней, на  участке. Называет лестница, веранда, песочница, горка и т.д, с любовью и доверием относится к воспитателям, младшим воспитателям, сотрудникам детского сада.
Может назвать  некоторые трудовые действия (моет посуду, убирает игрушки, стирает, меняет полотенца и т.д.),  с чувством симпатии относится к сверстникам,  что нельзя драться...

Инструментарий к диагностической карте освоения основной образовательной программы ДОУ
Раздел «Ознакомление с миром природы».
II младшая группа

Разработала Селиванова В.М.
Январь  2017 г.

Параметры

Содержание заданий

Критерии оценки

Сформированы умения

определять состояние погоды (холодно, тепло, жарко, идет дождь, дует ветер…)

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Материал:  Карточки с изображением разных времен года.
Предметные карточки с изображением предметов, которые могут пригодиться в то или иное время года (летнее платье, валенки, лыжи, санки, сачок, зонтик и т.д.).

0 баллов - навыки не сформированы, ребенок не отвечает на вопросы.

1 балл - ребенок имеет очень слабые представления о характерных особенностях в изменении погоды.

2 балла - ребенок имеет представление,  но отвечает на вопросы с помощью педагога или со второй попытки,  не на все вопросы может ответить.

3 балла – навык сформирован, ребенок с интересом выполняет задание, правильно отвечает на все вопросы воспитателя

рассказывать о  некоторых особенностях времен года (опадают листья, выпал снег,  побежали ручьи, распустились цветы…)

Игровое упражнение «Когда это бывает?»

Игровой материал:  картинки с изображением  разных времён года  и их особенностях
Инструкция:  внимательно послушай потешку (стихотворение),  определи время года,  найди соответствующую картинку

0 баллов - навыки не сформированы, ребенок не отвечает на вопросы.

1 балл - ребенок имеет очень слабые представления о характерных особенностях времён года.

2 балла - ребенок имеет представление,  но отвечает на вопросы с помощью педагога или со второй попытки,  не на все вопросы может ответить.

3 балла – навык сформирован, ребенок с интересом выполняет задание, правильно отвечает на все вопросы воспитателя.

называть растения  родного края

Дидактическое упражнение «Назови растение».

Инструментарий:  иллюстрации  различных растений,  произрастающих в нашей местности

0 баллов - навыки не сформированы, ребенок не отвечает на вопросы.

1 балл - называет правильно 1 - 2 растение, но не находит их по названию.

2 балла - называет несколько  растений, но не находит их на картинках.

3 балла - ребенок самостоятельно  находит и называет растения

находить комнатные растения с ярко выраженными признаками (форма листьев, окраска цветов…)

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Инструментарий:  иллюстрации  различных  комнатных растений

0 баллов – не называет комнатные растения,  не находит их по названию.

1 балл - называет правильно 1комнатное растение, о других не имеет не представления.

2 балла - называет несколько комнатных растений, но не находит их на картинках и среди имеющихся в группе цветов.

3 балла - ребенок самостоятельно подбирает к картинкам названия. Называет правильно комнатные растения.

различать части растений (стебель, листья, цветок…)

Дидактическая игра «Вершки и корешки».

Инструментарий:  большие люстрации  различных растений. Карточки с этими растениями,  но разделённые на части (стебель,  листья,  цветок).
Инструкция:  составь  и назови растение и его части

0  баллов – данная характеристика не сформирована, а ее
появление носит случайный характер.

1 балл - ребенок имеет очень слабые представления о частях растения.

2 балла - называет некоторые части растения, но не находит их на картинке.

3 балла - ребенок самостоятельно подбирает к картинкам части растений. Правильно называет.

понимать простейшие взаимосвязи в природе

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Инструментарий: Карточки с изображением разных времен года.
Предметные карточки с изображением предметов, которые могут пригодиться в то или иное время года (летнее платье, валенки, лыжи, санки, сачок, зонтик и т.д.).

1 балл - не умеет наблюдать и устанавливать причинно
следственные связи между природными явлениями,
отвечает на вопросы с помощью педагога или со второй попытки.

2 балла – с помощью наводящих вопросов справляется с заданием.

3 балла – понимает  сезонные изменения в природе и устанавливает простейшие  взаимосвязи.

называть   отличительные  признаки диких  животных (у зайца длинные уши, лиса рыжая и у нее длинный, пушистый хвост, медведь косолапый и т.д.)

Дидактическая игра «Уши, лапы и хвосты».

Инструментарий: разрозненные картинки и изображением лап (ушей, хвостов) диких животных. Картинки с туловищами животных.
Инструкция: найди и прикрепи животному лапы (уши, хвосты). Объясни свой выбор.

0 баллов - навыки не сформированы.

1 балл - ребенок имеет очень слабые представления об  отличительных признаках диких животных.

2 балла - ребенок имеет некоторые представления,  нос подбором картинок не справляется.

3 балла - ребенок с интересом выполняет задание, правильно отвечает на вопросы воспитателя и подбирает картинки

замечать красоту природы в разное время года

Дидактическое упражнение «Времена года».

Инструментарий: Карточки с изображением разных времен года.

0 баллов - навыки не сформированы, ребенок не отвечает на вопросы.

1 балл - ребенок имеет очень слабые представления о времёнах года,  не высказывается о своих впечатлениях.

2 балла – самостоятельно не может высказать. отвечает на вопросы воспитателя.

3 балла – навык сформирован, ребёнок замечает красивое в природе,  находит названное на картинках.

различать и называть домашних животных и их детенышей

Дидактическая игра «Кто в домике живет?»

Материал: домик с окошечками и ставенками. В окна вставлены иллюстрации с изображением домашних животных.

Содержание диагностического задания: Воспитатель показывает ребенку домик с закрытыми ставен­ками и предлагает, открывая каждое окошко, называть животных. Например:
- Посмотри, какой чудесный домик. Хочешь узнать, кто в нем живет? Открывай окошечки и называй животных, которых ты увидишь.

Дидактическая игра «Чьи детки?».

Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей (корова - теленок, лошадь - жеребенок, свинья - поросенок, коза - козленок, кошка - котенок, собака - щенок).
Содержание диагностического задания:
Воспитатель, выставляя картинки детены­шей животных, просит найти взрослое животное - маму. Например:

  1. На лужок будут приходить детеныши разных животных, которые потеряли своих мам. Постарайся помочь им.
  2. Нужно найти и поставить то животное, чей детеныш поте­рялся.
  3. Как зовет детеныш коровы свою маму?
  4. А лошади? И т. п.

0 баллов - навыки не сформированы, ребенок не справляется с заданием.

1 балл – называет 1–2 животное, с помощью воспитателя выполняет задание.

2 балла - ребенок называет животных, знает, как они кричат. Самостоятельно находит картинку с детенышем, но называет не всех.

3 балла - ребенок правильно называет всех домашних животных. Знает, как они кричат, самостоятельно находит картинку с детенышем и называет его.

о насекомых (бабочка, жук).

Дидактическая игра «Найди (назови)  насекомое».

Материал:  картинки и иллюстрации насекомых 

0 баллов - навыки не сформированы.

1 балл – представление о насекомых незначительные.

2 балла – находит насекомое при помощи наводящих вопросов, с подсказкой взрослого.

3 балла – сформировано представление о насекомых, ребёнок находит его на картинке.

 

Смотреть все разработанные диагностические карты