Внедрение продуктивных технологий XXI века на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Разделы: Иностранные языки


Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача — помочь им раскрыться,

развить собственные идеи».
И.Г. Песталоцци

Введение

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом надо сохранить индивидуальность ребенка, развить его интерес к окружающему его миру и готовность сотрудничать с людьми. Значит, современный урок на сегодняшний день представляется не простым классическим преподаванием, стоя у доски с единым центром внимания в виде преподавателя, а постоянным взаимодействием, которое позволяет ученикам чувствовать себя не пассивными приобретателями знаний, а активными участниками образовательного процесса, соавторами. Для того чтобы наши ученики действительно стали успешными и внесли вклад в развитие общества, педагогу необходимо обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. Учащимся также необходимо овладеть навыками критического и креативного мышления для генерации новых идей и нахождения решения тех задач, с которыми им придется столкнуться в новом, измененном мире.

Новый Федеральный Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения ставит главной целью образовательного процесса формирование у учащихся универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Согласно этому в основу построения содержания, способов и форм образовательного процесса должен лечь системно-деятельный подход. Таким образом, наш двадцать первый век информационных технологий диктует преобразование нынешних методик обучения в более прогрессивные. Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • формировали бы не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Несомненно, одна из перспективных технологий – обучение в сотрудничестве, где главная идея – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! На технологии сотрудничества основаны и продуктивные технологии XXI века.

Значимость предмета иностранный язык, на мой взгляд, трудно переоценить. Наш мир сегодня подвержен постоянным изменениям, в числе которых глобализация, ускорение темпов развития общества, переход к информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, возникновение и рост глобальных проблем, решить которые можно только в процессе межкультурного диалога.

Проводя свои уроки или присутствуя на уроках коллег, иногда приходится ловить себя на мысли: «Скучно. Неинтересно…» Работают пять человек, остальные пассивны, отсиживают 40 минут. Плотность урока высокая. Содержание развивающее. Но кого оно развивает? Этих пятерых человек, которые, как роботы, выдают правильные ответы? Форма работы чаще фронтальная. Учитель торопится изложить материал, чтобы успеть все.

Чему учить? Знаем. Зачем учить? Знаем. А как же учить результативно? Как вовлечь всех учащихся в работу? Как развить личность каждого ребенка?

Поэтому выбор темы «Внедрение продуктивных технологий XXI века на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС» был обусловлен поиском новых форм работы на уроках английского языка.

При этом надо сохранить индивидуальность ребенка, развить его интерес к окружающему его миру и готовность сотрудничать с людьми. Значит, современный урок на сегодняшний день представляется не простым классическим преподаванием, стоя у доски с единым центром внимания в виде преподавателя, а постоянным взаимодействием, которое позволяет ученикам чувствовать себя не пассивными приобретателями знаний, а активными участниками образовательного процесса, соавторами.

Специфика предмета "английский язык" заключается в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Следовательно, из всех существующих универсальных учебных действий коммуникативные УУД наиболее востребованы при выполнении требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

При этом возникают следующие противоречия:

а) между высоким уровнем значимости коммуникативной деятельности для успешного овладения английским языком и недостаточным уровнем сформированности коммуникативных навыков школьников;

б) между потребностью школьной практики в новых формах, методах, средствах, приемах формирования коммуникативных навыков и недостаточной их разработанностью;

в) между возрастающими требованиями школы к коммуникативной компетентности учителей и затруднениями в организации процесса общения в системе «ученик-ученик», «ученик-учитель».

Проблема успешности коммуникативной деятельности достаточно разработана педагогической психологией. В педагогических публикациях часто обсуждается учебный процесс с точки зрения раскрытия и реализации его потенциальных возможностей. Однако методический инструментарий педагога до сих пор не имеет четких критериев и практической системы формирования коммуникативной успешности детей (за исключением, вероятно, системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова).

Решение проблемы формирования практической системы коммуникативной успешности детей я нашла в продуктивных технологиях XXI века.
Исходя из названных противоречий и проблемы, я поставила перед собой цель: внедрение продуктивных технологий XXI века на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС.

Для достижения цели следует решить следующие задачи:

  1. Изучение педагогической и методической литературы по продуктивным технологиям XXI века;
  2. Ознакомление с содержанием, формами, методами, приемами и средствами продуктивных технологий XXI века;
  3. Вовлечение обучающихся в деятельность для накопления ими опыта умения вести конструктивный диалог, а также для становления и совершенствования навыков общения и сотрудничества.
  4. Разнообразие форм деятельности обучающихся в рамках предмета «Английский язык», способствование развитию интереса к предмету.

Объект исследования – продуктивные технологии XXI века на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС.

Предмет исследования – содержание, формы, методы, приемы и средства продуктивных технологий XXI века на уроках иностранного языка.

Методы исследования:

  1. Библиографический метод (теоретический анализ научной и учебно-методической, психологической, педагогической, философской, социологической литературы).
  2. Социально-педагогический метод – наблюдение за учебным процессом, изучение и обобщение опыта работы.
  3. Статистический метод обработки.

Теоретическая значимость: изучение научных трудов по теме «Преобразование обучения в XXI веке».

Практическая значимость: материалы данной исследовательской работы могут быть использованы учителями в общеобразовательной средней школе, а также студентами педагогических колледжей и университетов.

Продолжение статьи.

Презентация