Конспект занятия "Путешествие по пустыне с комнатными растениями"

Разделы: Экология, Дополнительное образование


Цели:

  • ознакомить учащихся с комнатными растениями  пустынь (названия, отличительные признаки некоторых растений, особенности жизни и размещения);
  • воспитывать интерес и любовь к комнатным растениям.

Материалы и оборудование:

  • живые объекты - комнатные растения (алоэ, хлорофитум, циперус, толстянка, кактус);
  • изображения кактусов в пустыне;
  • карта мира;
  • флажки для укрепления на карте названия растения;
  • финики, лист алоэ;
  • стакан с водой;
  • мультимедийное оборудование, презентация РР.

Ход занятия

I. Организационный момент

Дети сидят за партами. На доске изображения пустыни. На столе комнатные растения.

Занятие сопровождается компьютерной презентацией.

Педагог. Отгадайте:

Дышит, растёт,
А ходить не может. (Растения)

Сегодняшнее занятие мы посвятим необычайно красивому, сказочному творению природы – растениям. Но растениям не простым, а тем, которые вы можете увидеть на ваших подоконниках.

Ребята, а кто-нибудь из вас знает, как называются комнатные растения в вашем классе? (Ответы детей).

Поздней осенью или зимой, когда за окном снег, а деревья лишены и цветов и листьев, в это время эти растения радуют нас своим зеленым великолепием! Почему так происходит? Зачем мы держим их у себя дома, ухаживаем за этими растениями?

II. Вводная беседа

Чтобы ответить на все эти вопросы, поближе познакомиться с растениями, нам нужно отправиться в путешествие вокруг света. Ведь эти растения самые настоящие путешественники, прибывшие к нам из далеких стран!

«Путешествие!» Вот оно слово!
Так и тянет от радости петь.
«Путешествие!» Хочется снова
Над Жюль Верном всю ночь просидеть.

Путь наш будет лежать через раскаленные солнцем пустыни, где некрасивые, но выносливые растения ведут удивительную жизнь почти без воды. Мы попадем в сумрачные дебри влажных лесов, где среди огромного числа гигантских растений с трудом найдем наших знакомых. Мы объедем весь мир вместе со скромными растениями, стоящими в горшочках на наших окнах.

Это путешествие необыкновенное: оно будет мысленным и в то же время реальным (которое происходит сейчас), потому что растения, с которыми мы познакомимся во время путешествия, настоящие, живые, растущие в вашем классе или дома.

Но прежде чем оправиться в дальние страны, неплохо бы сначала вспомнить о наших растениях, о том, как они живут у нас осенью и зимой. Для этого мы, как настоящие путешественники заполним «въездную визу», в которой необходимо ответить на вопросы и выбрать правильный ответ.

Педагог заранее раздает учащимся карточки для выполнения задания, в которых дети должны написать только номер правильного ответа. (Приложение № 1)

На доске написаны в столбик слова: 1. Листопад. 2. Октябрь. 3. Сентябрь. 4. Осень. 5. Лиственные. 6. Хвойные. 7. Клен. 8. Ель. 9. Лиственница. 10. Почки. 11. Хвоинки. 12. Зима.

Вопросы педагога:

Отгадайте загадку:

1. «Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья».

2. Первый месяц осени.

3. Опадание листьев с деревьев.

4. Какие деревья не скинули на зиму зеленый наряд?

5. Клен, тополь, береза, рябина – как называют эти деревья одним словом?

6. Вечнозеленое растение.

7. Как называются листья у хвойных растений?

8. Как называют растение, у которого осенью хвоинки опадают?

9. Что остается на ветках на месте опавших листьев?

10. В какое время года растения как бы засыпают?

(Ответы: 4, 3, 1, 6, 5, 8, 11, 9, 10, 12)

Сразу после записи ответов на вопросы учащиеся проверяют свои работы.

– Теперь можно отправиться в путешествие по родным местам наших домашних растений!

III. Основная часть

На сегодняшнем занятии мы отправимся…

А вот куда – надо отгадать ребус. (Приложение № 2)

Правильно! В пустыню. Когда говорят «пустыня», то любой продолжит: «Сахара». Пустыня Сахара – по-арабски и означает пустыня. Перед нами огромное море песка, яркое и жаркое солнце, жара + 50Сº. Идет караван верблюдов, а любого путешественника мучает жажда. Но вдруг верблюды вытягивают шеи и начинают бежать быстрее: впереди зеленая точка – оазис! Зеленый остров среди песка, вода и пальмы! Чудесное растение в пустыне!

1. Финиковая пальма.

Родина – Африка, пустыня Сахара.

Финиковая пальма. Ее название значит как «несущая пальцы». С пальцами сравнивают плоды финики (демонстрация плодов). Арабы говорят о ней: «Пальма – царица пустыни, купает ноги свои в воде, а прекрасную голову – в огне солнечных лучей». Растет в пустыне только там, где вода выходит на поверхность. Финиковые пальмы для жителей пустыни много веков были и их жизнью, и радостью. Тень от финиковых пальм спасает от солнца. Из стволов пальмы делали столбы и двери для домов, а листьями покрывали крышу. Из высушенных листьев делали циновки, мешки, корзины. А из плодов – фиников готовили еду: сок, сахар, вино, даже пекли хлеб. Эти плоды сушили, жарили, кормили ими верблюдов. Несомненно, жители пустыни без финиковой пальмы не смогли бы жить!

Все «путешественники» – обучающиеся, записывают названия растений с которыми они знакомятся в свои экологические дневники. А также прикрепляют флажок на карту мира около страны произрастания комнатного растения (Приложение № 3).

А вот на это растение (демонстрация комнатного растения) я не могу смотреть без волнения, оно переносит мои мысли в самые отдаленные времена. Чтобы узнать все самое интересное об этом растении, нам надо мысленно перенестись в те далекие времена в Египет, когда люди, которые умели писать пользовались большим уважением.

Во многих музеях бережно хранятся куски коричневых свитков со старинными письменами, похожими на рисунки.

Они найдены в Египте в древнейших могилах фараонов и знатных людей. В саркофагах всегда находили свитки старинной «бумаги», перевязанные шнурками. Многие из этих свитков, некоторые длиною до 40 метров и шириною в один метр, пролежали свыше пяти тысяч лет.

На желтых хрустящих свитках через тысячелетия дошли до нас красивые гимны.

Посвященные Солнцу, страшные сказки и рассказы.
Египетские свитки с письменами называются папирусом. В переводе с греческого папирус означает: «дар реки».

2. Папирус (циперус)

Родина – Африка, болотистые берега реки Нил.

Эти странные листы бумаги называют – папирусом. Это такое растение (показать на него) и его название переводиться как «дар реки». Как раз из него и делали так называемую бумагу – папирус. В местах, где растет папирус, берега реки, образуют зеленые заросли в 3 и даже 5 метров высотой. (Развернуть и показать папирус).

Зеленая стена стоит из прямых трехгранных стеблей толщиной с руку. На вершине такого стебля свешивается в стороны густой пучок длинных и узких листьев.

Корневища папируса, вкусом напоминают миндаль. Египтяне ели их сырыми и поджаренными.

На такой странной бумаге, перевязанной шнурками, писали стихи о солнце, сказки и рассказы. Эти свитки были до сорока метров длиной и шириной в один метр. Некоторые из них сохранились и до нашего времени, и им около 5 тысяч лет.

Все помнят сказку Чуковского «Доктор Айболит». А кто вспомнит название реки в Африке, куда спешил знаменитый доктор лечить зверей? (Лимпопо). Отправимся и мы с вами за доктором Айболитом. Здесь на юге Африки в пустыне Карру растет одно замечательное растение, которое наверняка помогало доктору лечить больных.

3. Алоэ

Родина – Южная Африка.

Это алоэ (показать). Его иногда еще называют столетником, считая, что он цветет через сто лет. Алоэ растет в пустыне, где растению приходиться долгое время жить без воды. И поэтому листья у алоэ даже не похожи на листья. Они толстые, мясистые, снизу выпуклые, а сверху вогнутые. Края листа зазубрены, но без колючек. Сок в листьях горький, но очень полезный. Если вы порезали или обожгли палец, срежьте кусочек листа алоэ, разрежьте его пополам и приложите к ранке. Она быстро затянется. Настой из листьев алоэ с медом пьют как лекарство, которое помогает организму бороться с болезнью.

Опыт №1 «Почему вода так легко стекает с листьев алоэ».

Если полить лист водой, то вода скатывается шариками и лист остается совсем сухим. Если же отломить лист алоэ и окунуть его в стакан с водой, то он вдруг сделается блестящим и словно серебряным. Если потереть лист пальцем – он станет ярко-зеленым, гладким. Оказывается, мы стерли матово-серый налет воска, такой же, какой бывает слива (вывод: воск предохраняет лист алоэ от смачивания и тем самым от большого испарения влаги).

 А теперь прервемся немного и поиграем в игру «Одногорбый верблюд»

Верблюд – это кораблю пустыни. Он может долго обходится без пищи и воды благодаря своим горбам, в которых он хранит запасы влаги. Верблюд может бегать очень быстро, но чаще всего он степенно вышагивает по песку пустыни. В этой эстафете одновременно участвуют 12 участников. Нужно два волшебных мяча для каждой команды (всего 6). Итак, каждая  пара, состоящая из двух участников встают друг за другом, наклоняются, причем второй  держится за пояс первого. На спину первого участника кладется мяч и одной рукой придерживает его, чтобы мячи – «горбы», не упали на землю. Ведь если у верблюда упал горб, значит его запасы иссякли и он может погибнуть. Придерживая мяч и не расцепляясь, участники должны проделать путь до стула.

Продолжаем наше путешествие и давайте  посмотрим  вот на это чудесное растение со свешивающимися веточками, на конце которых пучки узких листьев, то мы познакомимся с соседом алое.

4. Хлорофитум

Родина – Южная Африка, мыс Доброй Надежды.

Оно растет на берегу Южной Африки – мысе Доброй Надежды. А называют его хлорофитум, что переводиться как «зеленое растение с пучками». На концах каждой плети маленькое готовое растеньице, из которого можно вырастить новое.

Одним из наиболее популярных суккулентов, выращиваемых дома является толстянка. Ее древовидные ветви покрыты блестящими, пухлыми, по форме напоминающими ложки зелеными листьями, которые иногда имеют на кончиках малиновый оттенок.

5. Толстянка древовидная

Родина – Капская провинция в Южной Африке.

Это растение еще называют «Денежное дерево». Данное растение не прихотливо и способно адаптироваться к минимальному уходу, поэтому среди цветоводов оно пользуется большой популярностью. Название «Денежного дерева» толстянка получила потому, что она способна влиять на финансовое положение своих хозяев и даже может привлекать в семью благосостояние. Так что, если вы верите в подобные приметы, непременно обзаведитесь толстянкой и научитесь правильно за ней ухаживать.

Наша следующая остановка… Но чтобы, понять, где мы приземлились, давайте посмотрим на странные растения, которые похожи на зеленые палки и шары, покрытые острыми колючками.

5. Кактусы

Родина – Мексика.

Мы с вами в стране кактусов – Мексике. Растущие здесь кактусы достигают огромных размеров и разных форм (колонны, толщиной в полметра, шары, плоские лепешки). Кактусовые заросли имеют страшный вид. Стволы похожи на чудовища, которые вот-вот зашевелятся и схватят своими страшными когтями. Так что же в них красивого и интересного?

Кактусы имеют фантастический вид (показать кактус). У них большой и толстый стебель, а на нем вместо листьев колючки. Кактусы похожи на огромных ежей. Они растут в пустыне, где почти не бывает дождей. Все их строение приспособлено к накоплению и сохранению влаги. Кактусы в пустыне как бочки с водой. Во время дождей их корни быстро всасывают воду. А с наступлением засухи их мелкие корни высыхают, а более толстые остаются живыми. Кактус очень выносливое растение и может долго быть без воды. Кактусы вполне съедобны. У себя на родине кактусы без колючек (есть и такие!) используют как корм скоту. Едят их и люди. Они кактусы жарят, варят, делают сок и варенье, вкус у которого очень похож на вкус апельсина. А один вид кактусов с длинными колючками индейцы раньше использовали как расческу. Так что зеленые колючие шарики имеют полное право стоять и красоваться на ваших окнах.

Самым ярким и характерным признаком пустыни является малая влажность. Водяной пар в воздухе пустынь не может нормально конденсироваться, следовательно, и атмосферная влажность там очень мала. Растения привыкают к сухости воздуха. Поэтому выходцам из пустыни (по сравнению с некоторыми другими комнатными растениями) иногда нужно в двести раз меньше влаги, как в виде воды, предназначенной для поливов, так и атмосферной. Пустыни в разных районах земного шара не совсем одинаковы, поэтому важно знать, с какого материка родом пустынное растение.

IV. Закрепление и обобщение материала

Педагог: Путешествие вокруг света вместе с нашими друзьями, комнатными растениями, подошло к концу. Мы побывали в пустынях Африки, Мексики. Заглянули в старые времена, на жизнь растений у древних египтян и греков.

К сожалению, мир растений огромный и обо всех растениях на одном занятии мы не сможем узнать. Но и того, что мы услышали нам достаточно, чтобы ответить на вопросы:

  1. Подумайте и ответьте, почему эти растения выглядят зимой так же, как и летом?
  2. Почему мы их называем комнатными, ведь у себя на родине они растут в дикой природе?
  3. В чем их польза?

Ответы детей.

Теперь мы сбегаем по трапу самолета и вот мы дома, в классе. И спутники нашего путешествия тут, с нами, стоят на нашем столе.

V. Итог занятия

Все самые настоящие путешественники любят рассказывать о своих наблюдениях. Давайте попробуем и мы с вами вспомнить самое интересное о наших растениях.

– Что узнали нового?

Используемая литература.

  1. Н.М. Верзилина «Путешествие с комнатными растениями», издательство «Детская литература», 1958.