Все действия с десятичными дробями

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (812 кБ)


Технологическая карта урока.

Учебный предмет
класс

Математика. 5 класс.

Тема урока

Все действия с десятичными дробями.

Тип урока

Закрепление изученного материала

Цели урока

обобщить, повторить и закрепить знания по данной теме

Задачи урока

Обучающие:
- способствовать отработки навыков выполнения действий с десятичными дробями;
-  совершенствовать навык выполнения действий с десятичными дробями,
- диагностика понимания и усвоения темы.
Развивающие:
- способствовать развитию навыков мышления, творческих способностей учащихся, прививать навыки самоконтроля.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию ответственного отношения к учебному труду; повышение культуры математической речи, сплоченность и дружбу.

Планируемый результат обучения, в т.ч. и формирование УУД

Предметные:  уметь выполнять действия с десятичными дробями, решать текстовые задачи и уравнения.
Метапредметные:
Познавательные УУД:   понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить, уметь ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, опираясь на информацию, полученную ранее на уроках, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные УУД: уметь работать в группе; точно и аргументировано выражать свои мысли в устной форме,  уметь слушать собеседника.
Регулятивные УУД: прогнозировать конечные результаты,  осуществлять самоконтроль процесса и результатов деятельности, навыки сотрудничества, работать по алгоритму, как обобщенному способу деятельности, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать своё предположение.
Личностные УУД: нести  личностную ответственность за свои результаты деятельности, проявлять уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества.

Оборудование

Компьютер, проектор, сигнальные карточки, учебник автор А.Г.Мерзляк и другие, доска, карточки  для проведения рефлексии.

Формы организации работы учащихся

Групповая

Формы организации работы учителя

Обобщение материала по теме «все действия с десятичными дробями» с использованием средств ИКТ, сигнальных карточек, работа у доски.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

1. Самоопределение к учебной деятельности.

 

 

Приветствие, мобилизация внимания детей.
Учитель делит учащихся на три команды.
Сообщает учащимся, что урок будет проходить в виде игры-соревнования трех команд.

Включаются в деловой ритм урока.
Дети читают стихотворение хором.

Девиз урока:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться, Только тот, кто много знает
В жизни что-то достигает.

Слайд 2

2. Актуализация знаний
(устная работа)

Задание 1.

Организует устную работу по теоретическому материалу. Задаёт вопросы.

Вопросы для первой команды.
1. Как складывают и как вычитают десятичные дроби?
2. Как сравнивают десятичные дроби по разрядам?
3. Сформулируйте правило округления чисел?
4. Сформулируйте правило умножения десятичной дроби на натуральное число.
Здесь заканчивается 3 слайд.

Вопросы для второй команды.
1. Как умножить десятичную дробь на 10; на 100; на 1000?
2.Как делят десятичную дробь на натуральное число?
3. Как разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000?
4. Сформулируйте правило умножения на десятичную дробь?

Вопросы для третьей команды.
1. Как умножить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001?
2. Сформулируйте правило деления десятичной дроби: на десятичную дробь; на 0,1; 0,01; 0,001.
3. Как найти среднее арифметическое чисел?
4. Как найти среднюю скорость движения?
Здесь заканчивается 4 слайд.

Команды отвечают на теоретические вопросы. За  каждый правильный ответ команда получает один балл.
С помощью сигнальных карточек показывают, согласны они с отвечающим или нет. Если согласны, поднимают зеленую карточку, если не согласны – красную. Дополняют ответы друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4
Сигнальные карточки

3. Постановка учебной проблемы

Задание 2.

Учитель организует устный счет.
Выполните действия. Ответы расположите в порядке             возрастания и прочитайте слово. Каждый правильный ответ один балл для команды.
0,14 + 0,06                  Г                   
2 – 0,7                         К
100 ∙ 0,012                  Ц
0,42 : 7                       М
3,18 – 1,08                  И
2,06 + 1,04                  Й
5,4 ∙ 0,1                       Н
4,08 : 4                        И
0,4²                              А

Ответ: 0,06; 0,16; 0,2; 0,54; 1,02; 1,2; 1,3; 2,1; 3,1.
Магницкий. 

Здесь заканчивается 5 слайд.
Попробуйте сформулировать тему урока и цель.

Команды считают устно. Первой отвечает та команда, которая первой поднимет сигнальную карточку. Если ответ неверный, то отвечает другая команда.
Каждый правильный ответ – один балл для команды.
Если участники команд согласны с ответом, поднимают зелёную карточку, если не согласны – красную.
Формулируют тему урока и записывают в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

Слайд 5.
По щелчку будут появляться ответы.

 

Слайд 6.
Информация о Магницком и его учениях.

4. Поиск решения

 

Задание 3.

Игра «Найди ошибки».
Мальвина предложила Буратино решить примеры.
Он решил и допустил ошибки. Найдите примеры, которые решены неверно и назовите правильный ответ.
1) 1,5 : 3 = 0,5             
2) 6,7 – 2,3 = 4,4         
3) 3,08 + 0,2 = 3,1    
4) 2,4 ∙ 0,3 = 7,2          
5) 4,7 : 10 = 0,47
6) 25,5 : 25 = 1,2
7) 16 ∙ 0,01 = 0,16
8) 2,54 + 0,06 = 2,51
9) 6 – 0,02 = 5, 98
10) 9 ∙ 0,2 = 18
Здесь заканчивается 7 слайд.

Отвечает команда, которая первой найдет пример, в котором ошибка и скажет ответ.
Каждый правильный ответ один балл.
Если участники команд согласны с ответом, поднимают зелёную карточку, если не согласны – красную.

Правильный ответы:
3) 3,28;  
4) 0,72;   
6) 1,02;   
8) 2,6;  
9) 1,8

Слайд 7
Щелкая на неправильные ответы, будут появляться – правильные.

Задание 4.

Выполните задание и найдите правильный ответ.
1. Найдите значение выражения.
а) 0,4 ∙ 6,8 – 0,07 : 0,1
1) 2,2;
2) 2,02; 
3) 22;   
4) 202.

б) (41 – 38,7) ∙ 8,8 + 4 : 0,8
1) 25,24;  
2) 20,54; 
3) 309,48; 
4) 207,4
Здесь заканчивается 8 слайд.

Команды выполняют тестовые задания. Та команда, которая первой поднимет сигнальную карточку, отвечает. Если ответ неверный, право отвечать переходит к другой команде. Каждый правильный ответ – один балл.
Работа с сигнальными карточками.
Слайд 8

2. Решите уравнение.
а) 5,9у + 2,3у = 27,88
1) 0,34;   
2) 3,4;   
3) 34; 
4) 3,04.

б) 4,42 – 14х = 3.3
1) 0,8;  
2) 1,8;   
3) 8;   
4) 0,08
Здесь заканчивается 9 слайд.

  Слайд 9

3. Найдите среднее арифметическое чисел: 23,86; 22,7 и 36,6.
1) 27,72;  
2) 26,7;   
3) 277,2;    
4) 2,67

4. Пешеход шел 2 ч со скоростью 2,5 км/ч   и  3 ч со скоростью 3,2 км/ч. Найдите среднюю скорость пешехода.
1) 2,02;  
2) 2,2;   
3) 2,92;   
4) 2.

Здесь заканчивается 10 слайд.

 

Слайд 10
Щелкая на ответы, будет появляться смайлик. Если неверно, то смайлик грустный и слово «подумайте», если правильно, то смайлик хлопает в ладоши и слово «молодцы».

5. Физминутка

Учитель читает стихотворение
Руки вверх потянем,
В стороны разведём,
А затем на пояс их поставим,
Сядем, встанем, покружимся
И на место приземлимся.
Продолжаем наш урок,
Пока не прозвенит звонок.

Учащиеся выполняют движения.

 

6. Включение в систему знаний

 

Задание 5.

Игра «Кто быстрее».
1. Найдите значение выражения 102 – (155,4 : 14,8 + 2,1) ∙ 3,5

Каждая команда выполняет задание. Та команда, которая первой выполнит задание, выбирает своего представителя, и он записывает решение на доске. Правильное выполнение задания – один балл.
Проверка с помощью сигнальных карточек.
Если неверно решено, то другие команды исправляют ошибки и получают дополнительные баллы.
Решение.
1)155,4 : 14,8 = 10,5;
2) 10,5 + 2,1 = 12,6;
3) 12,6 ∙ 3,5 = 44,1;
4) 102 – 44,1 = 57,9

Слайд 11.
По щелчку будет показано правильное решение примеров и уравнений.
2. Решите уравнение.
а) 11 + 2,3у + 1,3у = 38                     б) (4,5 – х) ∙ 5,8 = 8,7
Здесь заканчивается 11 слайд.

Решение.
а) 11 + 3,6 у = 38                  
3,6 у = 38 – 11                        
3,6 у = 27                                 
у = 27 : 3,6                               
у = 7,5                                      
Ответ: 7,5

б)   4,5 – х = 8,7: 5,8
4,5 – х = 1,5
х = 4,5 – 1,5
х = 3
Ответ: 3

 

Задание 6.
Учитель организует комментированное решение задач.

Каждая команда получает задачу, обсуждает решение и выбирает участника, который будет объяснять решение задачи и записывать его на доске. Если ошибки при решении задач исправляют другие команды, то они получают дополнительные баллы. За правильное решение задачи – один балл.

Слайд 12.
По щелчку мышкой появляется решение задачи.

Задача для первой команды.
Найдите объём прямоугольного параллелепипеда, если его длина 2,3 дм, ширина на 0,8 дм меньше длины, а высота в 1,2 раза больше ширины. Результат округлите до десятых кубического дециметра.

Здесь заканчивается 12 слайд.

Решение первой задачи.
2,3 – 0,8 = 1,5 (дм) – ширина.
2) 1,5 ∙ 1,2 = 1,8 (дм) – высота.
3) 2,3 ∙ 1,5 ∙ 1,8 = 6,21 (дм³) – объём.
6,21 ≈ 6,2
Ответ: 6,21 дм³

Задача для второй команды.
В гараже 9 автомобилей грузоподъёмностью 8,3 т и 6 автомобилей грузоподъёмностью 7,2 т. Найдите среднюю грузоподъёмность одного автомобиля.

Здесь заканчивается 13 слайд.

Решение второй задачи.
8,3 ∙ 9 = 74,7 (т) – на 9 автомобилях.
2) 7,2 ∙ 6 = 43,2  (т) – на 6 автомобилях.
3) 74,7 + 43,2 = 117,9 (т) – всего.
4) 9 + 6 = 15 (авт.) – всего.
5) 117,9 : 15 = 7,86 (т) – средняя грузоподъёмность одного автомобиля.
Ответ: 7,86 тонн.
Слайд 13
По щелчку мышкой появляется решение задачи.

Задача для третьей команды.
Из одного скворечника одновременно в противоположные стороны вылетели два скворца. Через 0,15 ч между ними было 16,5 км. Скорость полета одного скворца 52,4 км/ч. Найдите скорость полета другого  скворца.
Здесь заканчивается 14 слайд.

Решение третьей задачи.
1)52,4 ∙ 0,15 = 7,86 (км) – пролетел первый скворец.
2) 16,5 – 7,86 = 8,64 (км) – пролетел второй скворец.
3) 8,64 : 0,15 = 57,6 (км/ч) – скорость второго скворца.
Ответ: 57,6 км/ч.

Слайд 14
По щелчку мышкой появляется решение задачи.

7. Информация о домашнем задании

Записывает на доске д/з

Записывают домашнее задание в дневник.

 

8. Рефлексия и итог урока

1. Предлагает продолжить предложение
«Сегодня на уроке
Я повторил …
Я закрепил …
Я научился …
Я узнал …»
Здесь заканчивается 15 слайд.


2. Предлагает поднять карточки со словами  отлично, хорошо, удовлетворительно, надо ещё порешать на вопросы:
Кто считает, что понял эту тему отлично?
Кто считает, что понял эту тему хорошо?
Кто считает, что понял эту тему удовлетворительно?
Кто считает, что надо ещё порешать?
3. Выставляет оценки и благодарит учащихся за активную работу на уроке.

1. Продолжают предложение учителя.

 

2. Учащиеся поднимают карточку с ответом на вопрос, тем самым оценивают, как они усвоили эту тему.

Слайд 15

 

Карточки для рефлексии

отлично

хорошо


удовлетворительно


Надо ещё порешать