Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Чудеса своими руками»

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи приоритетной образовательной области: «Познавательное развитие»

  • Активизировать познавательно-исследовательские действия детей на примере проведения опытов и экспериментов из подручных материалов.
  • Формирование познавательных действий на примере создания имитации вулкана и пластилина своими руками.
  • Расширение представлений об использовании человечеством свойства плотности воды и  жирности молока, включает его в процесс поиска причины того или иного явления.

Задачи ОО в интеграции: «Социально-коммуникативное развитие»

  • Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками в творческой игровой деятельности с самостоятельно изготовленными  игрушками (из безопасного пластилина), вызываем радость открытий полученных из экспериментальных опытов.

Предпосылки учебной деятельности:

  • активно действует, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает вопросы проблемного характера; оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка.

Оборудование для педагога:

  • мультимедийное оборудование (презентация),
  • фартуки,
  • шапочки и перчатки для защиты одежды детей,
  • таблички с изображением героев мультфильма «Фиксики».

Оборудование для детей:

  • предметы, необходимые для игровой и экспериментальной деятельности: тарелочки с деталями для  изготовления макета вулкана, крахмал, соль, вода, молоко, пищевая сода, уксус (лимонный сок или минералка), вареное яйцо, пищевые красители, средство для мытья посуды «Фейри», бальзам для волос, ватные палочки, влажные салфетки.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • В ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение (к семье, природе, людям); художественный вкус и способность к эстетической оценке  явлений окружающей жизни.
  • В познавательной (когнетивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
  • В трудовой сфере – навыки использования различных бросовых и  художественных материалов для работы в разных техниках, стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или  украшений.

Метапредметные результаты:

  • формирование мотивации и умение организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации экспериментально- познавательного замысла;
  • формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и сверстников.

Предметные результаты:

  • В познавательной сфере – понимание значения исследовательской  деятельности в жизни человека и общества.
  • В ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать  эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу.
  • В коммуникативной сфере – умение обсуждать коллективные результаты.
  • В трудовой сфере – умение использовать различные материалы для передачи замысла собственной деятельности.

Ход занятия

1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

2. Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

3. Заключительная часть (рефлективный этап)

1. Мася (мама Фиксиков): 

- Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)

- Какие вы умные, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают)

- Ребята, а хотите вместе с нами, Фиксиками, поиграть в игру, где вы станете сотрудниками научно-исследовательской лаборатории? И как настоящие учёные вместе попытаемся провести известные различные опыты.

Прямо сейчас  мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только для начала запомним правила безопасности:

БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ

  • вставать с места.
  • трогать руками  оборудование и приборы.
  • засовывать что-либо в нос, рот, уши. Если не соблюдать правила безопасности с вами может произойти вот что (слайд презентации)

А помогут нам в научно исследовательской лаборатории мои члены семьи, встречайте их (Фиксики поют на презентации)

Проведем первый опыт. А с чем? Вы должны отгадать загадку: Без чего не может мамам ни готовить , ни стирать, без чего мы скажем прямо, человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли, чтоб варили кисели, чтобы не было беды – жить нельзя нам без (воды)

2.  Первый эксперимент «Радужная вода»

Цель:

  • Заинтересовать детей, устроив им небольшое «волшебство».
  • Расширить знания детей о свойствах воды посредством исследования.
  • Развивать внимание, логическое мышление, связную речь, наблюдательность, умение и желание самостоятельно делать опыты, делать выводы.

Оборудование:

  • Емкость с водой,
  • 3 прозрачных пластиковых стакана,
  • краски,
  • ложка,
  • сахар,
  • одноразовые шприцы.

Ход игры

Пронумеруем стаканы 1,2,3. Дети наливают в стаканы небольшое количество воды, и окрашивают воду в разные цвета.1 стакан - голубым цветом, 2-й красным, 3-й зеленым. Во 2-й стакан добавляем 1 ложку сахара, в 3-й 2 ложки сахара и перемешиваем до растворения. 1-й оставляем без сахара. Далее набираем шприцем желтую воду и погружаем шприц до дна стакана с голубой водой №1, медленно выливаем и видим как красная вода переместилась вверх. Далее набираем зеленую воду и также выливаем в 1 стакан. Зеленая вода «переместилась» не смешиваясь с другими цветами и оказалась первым слоем сверху. Вот такая «Радужная вода» получилась. Объясняем детям, что слои воды не смешались по причине плотности (больше сахара - больше плотность). Дети в восторге.

(появляется Папус)

Папус:  Здравствуйте, друзья! Меня зовут  Папус  и  я приготовил для вас интересный опыт, а для того чтобы узнать какой вам нужно отгадать кроссворд (слайды по презентации)

1. «В»

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
(Вода)

2. «У»

Пусть крыша течет,
И сломалась калитка,
Свой дом ни за что,
Не покинет…
(Улитка)

3. «Л»

Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели,
Апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только
апельсиновая долька
(Луна и месяц)

4. «К»

Под стеклом сижу,
Во все стороны гляжу.
В лес заберется,
С пути не собьется.
(Компас)

5. «А»

На окошке пруд.
В нем рыбешки живут.
У стеклянных берегов,
Не бывает рыбаков.
(Аквариум)

6. «Н»

Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть - чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий!
(Небо)

Папус: А вы знаете, что  такое вулкан? (Ответы детей)

(На экране фото вулкана)

Папус: Горы, стоящие над каналами и трещинами в земной коре, называются вулканами.

Чаще всего вулканы похожи на конусообразные или куполообразные горы, на вершине которых имеется кратер, или впадина в виде воронки.
Я для вас уже построил вулкан.

Иногда, как говорят ученые, вулкан «просыпается», и тогда происходит его извержение. При этом на поверхность Земли выходят расплавленные вещества земной коры и мантии Земли, называемые магмой. Сейчас мы с вами будем делать извержение вулкана.

Папус: Извержение очень опасно! Для этого нам понадобится….

  1. Сода.
  2. Красная краска (пищевой краситель).
  3. 9% уксус.

Этапы эксперимента:

  1. Засыпаем соду.
  2. Смешиваем соду с красной краской (эффект лавы).
  3. Наливаем уксус.

Следствие: Наблюдаем извержение вулкана )!!!

Папус: Молодцы, ребята, красивый у вас получился вулкан, а сейчас к вам придет мой сынок Нолик.

(слайд презентации с Ноликом)

Нолик: А вот и я! Здравствуйте, мои друзья! У меня для вас тоже есть загадка.

Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться.
(Яйцо)

Давайте мы с вами проверим, чем отличается соленая вода от пресной?

Для этого проведем  опыт с яйцом. Нужно взять две миски с водой. В одну налить обычную воду, в другой воду подсолить. Положим  яйцо сначала в пресную воду - оно утонет. А другое  яйцо положим  в соленую воду - оно будет плавать. Значит, соленая вода держит лучше.
Сейчас моя сестра Симка проведет с вами очень необычный эксперимент (слайд с Симкой)

Эксперимент «Готовим  пластилин своими руками»

Я – девочка, зовут меня Симка. Как любой ребенок, я очень люблю все интересное и  необычное.

Подумайте и продолжите поговорку: «Умелые руки… (не знают скуки). Вы любите экспериментировать, что-то изобретать, творить? А что делать, когда у вас нет под рукой  нужного материала, например, красок или пластилина?

Предлагаю вам изготовить пластилин самим. Да-да, очень просто, с помощью крахмала и кондиционера для волос. Смешаем и пластилин готов: мягкий, эластичный, не липнет к рукам, совсем как тесто. Хранить его нужно в пакете, а для изменения цвета используем пищевые красители.

Если вы уже заинтересовались, предлагаю приступить к работе прямо сейчас. Для проведения этого опыта мы наденем фартуки и  резиновые перчатки, чтобы не испачкать руки и одежду. Напоминаю, что изготовленный нами пластилин полностью безопасен, но в рот его брать категорически нельзя.

Итак, приступим. Смешайте в миске 1 чайную ложку крахмала и 1 чайную ложку кондиционера, тщательно размешайте. Как только вы почувствуете, что пластилин стал пластичным, добавьте в него несколько капель любой краски. Это – пищевые красители. Как только пластилин готов смело снимите перчатки и вылепите любую поделку или украшение, не боясь испачкаться: пластилин к рукам не прилипнет. Настало время проявить свою фантазию и украсить свою поделку разными деталями: стразами, пайетками, бусинами или бисером. Запомните, если вы хотите еще использовать изготовленный вами пластилин, то его следует хранить в целлофановом мешочке. Если это игрушка или украшение, и вы хотите с ним играть, то просто оставьте его на воздухе высыхать.

Я хочу открыть вам один секрет: еще можно изготовить пластилин и другим способом, с помощью крахмала и клея ПВА. Он хорошо держит форму и быстро застывает. Такой пластилин называется «Холодный фарфор» и из него получаются чудесные  цветы, жемчужные бусы и браслеты. Обязательно попробуйте, вам понравится.

Принято считать, что лучший подарок тот, который сделан своими руками. Украшения из безопасного пластилина – это прекрасный подарок маленьким модницам.

Вам поправился этот эксперимент? Какой этап этого опыта вам показался наиболее интересным? Может у кого-то возникли вопросы или были сложности в выполнении эксперимента? Если вы испытали радость от выполненной работы – похлопайте, если вам не понравилось – потопайте. Молодцы, всем спасибо!

Мася:  напоследок проведем еще один опыт – с шаром! Попробуем его надуть необычным образом!

Одна чайная ложка соды, сок лимона, три столовые ложки уксуса, воздушный шарик, изолента. Наливаем воду в бутылку и растворяем в воде соду. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и уксус. Через воронку наливаем в бутылку. Быстро надеваем шарик на горлышко и закрепляем изолентой.

Вывод: сода, сок лимона, уксус выделяют углекислый газ, который создает давление и надувает воздушный шарик.

Мася: по такому же принципу (углекислый газ – продукт переработки, горения) и надували воздушные шары, на которых люди передвигались по воздуху. А давайте представим, что мы отправляемся домой на воздушном шаре! Полетели! 

3.  Рефлексия

- Теперь подведем итоги сегодняшней встречи. Что вам, друзья мои, понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? (Дети отвечают)  У меня в лаборатории сегодня работали очень хорошие сотрудники. Все умеют договариваться, доброжелательны, готовы выручить друг друга в любую минуту, справедливо решали возникшие несогласия. Лаборанты сегодня очень хорошо планировали свою работу.

- На этом наше путешествие в лабораторию опытов и экспериментов не заканчивается. Я желаю вам продолжить его вместе со своим родителями! Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы и мироздания! До новых встреч, друзья!

(вариант №2)

Средства формирования национального самосознания и толерантности у детей в условиях ДОУ

Воспитание толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течение всей жизни. Раскрывая влияние условий воспитания на формирование толерантности у дошкольников, наблюдается несколько типов реакций. При встрече с представителем иной культуры может проявляться неприятие; защита идеи собственного культурного превосходства; признание инокультурных ценностей, норм и форм поведения; наконец, приспособление к новой культуре. Задача взрослых – помочь детям принять непривычное, снять отрицательные эмоции, смягчить процесс адаптации к новым ценностям. Только в этом случае чужая культура будет принята и усвоена. Детям старшего дошкольного возраста свойственна отзывчивость, открытость, доверчивость, впечатлительность. Вместе с тем, нужно понимать, что ни одно социально-нравственное качество не может быть сформировано окончательно, все лишь зарождается: и гуманность, и трудолюбие, в том числе и толерантность.

Традиционно  формирование толерантного отношения к народам мира, знакомство с особенностями их культуры осуществляется разнообразными средствами: традиции, общение, детская литература, национальные куклы, подвижные игры с использованием национальных атрибутов, произведения искусства, праздники и др. Детская литература (такие ее жанры как сказки, пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, рассказы) позволяет приобщить дошкольников, как к национальной, так и общечеловеческой культуре.

Дошкольный возраст – это возраст сказки. Ребенок проявляет тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Важная роль отводится культурно-этнической функции сказки. Сказка, как феномен культуры этноса, исторически отражает хозяйственно-бытовой уклад народа, его язык, особенности менталитета, его традиции и обычаи, предметную атрибутику. Корректировать, расширять представления о толерантном отношении к народам мира целесообразно у детей всех уровней. На первом этапе педагог выполняет главную роль в формировании знаний у дошкольников с низким уровнем. В индивидуальных формах обучения, дидактических играх педагог закрепляет названия других стран и их столиц, знания о растительном и животном мире, культуре других народов. На следующем этапе используется не только прямой тип обучения, но и опосредованный, к которому привлекаются дети со средним и высоким уровнем толерантного отношения к народам мира. При этом важно создавать условия, благодаря которым дети могли бы проявить свою компетентность в том или ином вопросе, рассказать другим о том, что знают.

Воспитание патриотизма является возможным при помощи разных народных сказок. Именно сказка является одним из важнейших источников воспитания любви к своему отечеству. Через сказки дети познают свой народ, духовные богатства его культуры.

Период дошкольного детства – это период сказок. Ведь конкретно в дошкольном возрасте ребенка интересует все чудесное и сказочное. И если сказка выбрана грамотно и рассказана выразительно, то можно быть уверенным в том, что детям она понравится. А это в свою очередь, будет способствовать развитию национального самосознания. Гармония в сочетании умственного и нравственного развития достигается благодаря простоте, искренности, непосредственности сказок, которые соответствуют свойствам психики ребенка. Народ, создавая сказки, хотел отразить в героях сказок лучшие черты, ценности и принципы, стремясь передать их предкам.

Если быть внимательными, в сказках превозносятся трудолюбие, скромность, щедрость, любовь к ближним и др., а отрицательные качества осуждаются и высмеиваются.

Все народы, независимо от того какая сказка, всегда ценили ум, здоровье, любовь к Родине, великодушие, честность и т.п.

Произведения устного народного творчества помогают ребенку осознать ценность самосознания и терпимости. И самой простой формой, через которую детям можно задать полярные образы человека, естественно будет сказка, точнее герои детских сказок. Во всех сказках скрыт интересный сюжет, который содержит определенную педагогическую идею. В большинстве сказок присутствуют полярные пары, т.е. отрицательные герои всегда противостоят положительным. В таких сказках разыгрываются взаимоотношения, олицетворяющие борьбу добра и зла. Через подобного рода героев ребенок будет стремиться в перспективе сравнивать свои поступки с поведением любимых героев.

При работе с дошкольниками применяются следующие приемы формирования толерантности:

- сравнение содержания 2-х и более сказок;

- сравнение героев, их характеров 2-х или 3-х сказок;

- разглядывание иллюстраций сказок и их сравнение;

- изменение сюжета сказки или создание своего, нового сюжета;

- изготовление книжек по сказкам;

- проведение викторин и т.д.

Одним из сложных этапов в работе формирования толерантности у дошкольников через сказки, является этап подбора необходимой художественной литературы. При выборе материала следует придерживаться некоторых принципов: сказка должна быть не длинной; главными героями, желательно, должны быть дети; в сказке должны быть положительные и отрицательные герои; главный персонаж должен обладать качествами толерантной личности.

Сказка – это незаменимый помощник в воспитательном процессе. Она учит делить мир на плохих и хороших людей, зверей и т.д. А так же тому, что добрых людей всегда больше, и они удачливы, злые же всегда получают по заслугам. Формирование образа положительного героя так же происходит через сказки (добрый, умный, сильный, верный своему слову). Сказка помогает преодолевать страх. Главные герои сказок берутся за любое дело и доводят его до конца, каким бы невыполнимым и сложным оно ни было. Сказка учит дорожить дружбой: не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. У главных героев сказок всегда много друзей, честных и настоящих, в образе человека, птиц, зверей и т.п. Он всем им помогает, а они, в свою очередь, охотно спешат на помощь к нему.  Сказка учит упорству и воспитывает волю: не все получается сразу. Но смелость и решительность, проявляемые главным героем торжествуют в виде победы. Сказка учит любить родителей, свою Родину. Главные персонажи сказок всегда с огромным желанием защищают родную землю от чудищ и захватчиков. Сказка учит правдивости, щедрости, верности. В большинстве сказок присутствуют доброта и взаимная помощь. Сказка помогает одолеть зло и жестокость. Слушая, читая или играя в сказку, дошкольник учится понимать поступки людей, защищать униженных и обиженных,  сочувствовать другим, терпимо относится к любому мнению, распознавать добро и зло.

При работе со сказкой можно использовать разнообразные формы: чтение (рассказывание) сказок и их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков по мотивам сказок народов мира и др. Формирование толерантного отношения посредством сказок важно осуществлять во взаимодействии дошкольного учреждения с родителями. 

Смысл народных сказок - в поэтизации, возвышении человека, вооруженного разумом и знаниями, способного побеждать враждебные силы, строить жизнь без помощи и вмешательства сверхъестественных сил. В данных сказках утверждается мысль о том, что житейский опыт является основой человеческого познания и что практика проверяет достоверность наших знаний. Работа с народными сказками  создает условия для символического разрешения эмоциональных проблем; развитие творческих способностей детей, воспитание национального самосознания. Кроме того, именно в данных сказках в символической форме отражены типичные ситуации, в которые попадает в жизни реальный человек, которые он переживает.

Одной из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте является воспитание любви к своему народу и толерантного отношения к окружающим народам.

Приобщение к культуре другого народа – вещь во всех отношениях полезная. Это не только путь духовно-нравственного обогащения ребенка, возможность познакомиться с «чужим», но лучше узнать свое, научиться ценить его, любить, беречь, обогащать за счет влияний других культур. Кроме того, знакомство с культурой народа ближайшего национального окружения – это самый верный путь воспитания уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения. Воспитание национального самосознаниявозможно посредством любых видов народных сказок. Сказка – ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает родной народ.

Через народные сказки ребенок постигает ценности толерантности. Наиболее доступной формой, в которой полярные образы людей можно задать детям, являются в первую очередь герои детских сказок. Как правило, большинство народных сказок  содержат педагогические идеи, которые завуалированы в интересный для детей сюжет. Отрицательные персонажи всегда противостоят в них положительным, образуя полярные пары, противоположные не только по своим личным качествам, но и по разыгрывающимся между ними взаимоотношениям, которые олицетворяют борьбу добра и зла. Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев.

Таким образом, подводя итог, мы можем сказать что сказки:

1. способствуют углублению знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем;

2. способствуют усвоению нравственных, поведенческих, культурных норм и ценностей, которые закреплены  в культуре любого народа. Нравственно-поведенческие нормы и ценности находят свое отображение в системе образов. Раскрывая характеры сказочных героев, углубляясь в суть их поведения, ребенок понимает, что хорошо, а что плохо, тем самым легко может определить свои симпатии и антипатии, постигает народные представления о человеческой красоте;

3. при помощи сказки воспитывается уважительное и терпеливое отношение к культуре своего и другого этноса. Изучая фольклор, ребенок понимает, что народ является творцом и создателем культурного наследия, которым нужно восхищаться и гордиться;

4. сказка развивает эстетический вкус. Ребенок осознает красоту народной мысли, у него появляется потребность в общении с народом, возникает желание понять, какими средствами пользуется народ в своем творчестве, стремится применить их в дальнейшем.