Проект педагогической деятельности по адаптации детей I младшей группы к условиям дошкольного учреждения "Мультяшки"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Введение

Мультипликация (от лат. multiplicatio - умножение) – вид киноискусства, произведения которого создаются путём покадровой съёмки отдельных рисунков (в том числе составных) – для рисованных фильмов или отдельных театральных сцен – для кукольных фильмов, в результате чего при показе на экране у зрителей возникает эффект одушевления персонажей, иллюзия их движения.

Исходя из психофизиологических особенностей человеческого визуального восприятия, для создания эффекта плавного движения скорость смены кадров должна быть не менее 18 кадров в секунду. В современном кинематографе используется стандарт в 24 кадра в секунду.

Как появилась мультипликация?

Художники всех времен и народов мечтали о возможности передать в своих произведениях подлинное движение жизни. Яркую передачу движения находим мы в искусстве древнего Египта и древней Греции – в скульптурных рельефах, в росписях гробниц и храмов фараонов и в рисунках, украшающих вазы.

В XV в. появились книжки с рисунками фаз движения человека, разворачивая которые создавалась иллюзия оживших картинок. В средние века находились умельцы, развлекавшие публику с помощью аппарата наподобие фильмоскопа, куда вставляли прозрачные пластины с рисунками.

Его называли «волшебным фонарем».

Пионером русской мультипликации считается художник и оператор Владислав Александрович Старевич. Он разработал особую художественную технику и прием для постановки и съемки объемно кукольной мультипликации, сохранившуюся в своих основных чертах и по настоящее время. Им были созданы в России первые в мире объемно-мультипликационные фильмы.

Виды мультфильмов (по способу создания):

  • Пластилиновый
  • Рисованный
  • Компьютерный
  • Кукольный.

Пластилиновая мультипликация

В пластилиновой мультипликации существует несколько техник:

Перекладка: композиция состоит из нескольких слоёв персонажей и декораций, которые располагаются на нескольких стёклах, расположенных друг над другом, камера находится вертикально над стёклами.

Объёмная мультипликация: классическая пластилиновая мультипликация, схожая по принципу с кукольной мультипликацией – объёмные, «настоящие» персонажи располагаются в объёмной декорации.

Комбинированная мультипликация: персонажи анимируются по отдельности и снимаются на фоне синего экрана, после чего «вживляются» в снятые отдельно пластилиновые декорации.

Рисованная мультипликация – технология мультипликации, основанная на покадровой съёмке немного отличающихся двумерных рисунков. Возникла в конце XIX — начале XX веков.

Изначально, каждый кадр рисовался отдельно и полностью, что было очень трудоёмко и отнимало много времени даже у большого коллектива художников. Затем была придумана послойная техника рисования объектов и фонов на прозрачных плёнках, накладываемых друг на друга. На одном слое можно было разместить задний фон, на другом — неподвижные части тел персонажей, на третьем — подвижные и т. д. Это значительно уменьшило трудоёмкость работ, так как не нужно было рисовать каждый кадр с нуля. Впервые послойную технику применил Уолт Дисней.

Компьютерная графика – область деятельности, в которой компьютеры используются в качестве инструмента как для синтеза (создания) изображений, так и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира.

Задача мультипликации – развить фантазию и творческое воображение дошкольников, активизировать понимание изученного ранее материала, а также развитие навыка рисования, лепки.

Педагогические функции мультипликации стали явственно обнаруживаться в последние десятилетия, когда она вышла на рубежи большого искусства, т.е. обрела способность учить и воспитывать (а не развлекать и назидать).

Выразительные средства мультипликации являются наиболее естественными для детского возраста. Они стимулируют их творческую активность и раскрепощают мышление. Общение с помощью движения и образов легче, чем традиционное словесное общение.

Многие психологи подтверждают, что мультипликация - это отличный способ открыть у юных дарований творческие задатки, развить коммуникативные способности и лидерские качества.  Насколько мощным потенциалом обладают мультфильмы собственного производства. Детям же это необычное занятие поможет почувствовать себя увереннее, определиться со своими будущими целями, понять вечные жизненные ценности.

Мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на развитие детей дошкольного возраста. С одной стороны, - это яркие, зрелищные, образные, простые, ненавязчивые, доступные детям мультфильмы. Они формируют у него первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями дошкольник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.

Техническое оснащение и структура работы мультипликации.

Что же требуется для создания самой простой анимации. Частая смена кадров, изображающих последовательное действие, является главным секретом всех мультфильмов. Этот нехитрый фокус можно создать с детьми из поделок, рисунков, как пособие, помогающее прочувствовать специфику анимации.

Ценность мультфильмов заключается не столько в технике их создания, сколько в идее, которую автор хочет донести до своего зрителя. Это правило не теряет своей актуальности даже в том случае, если ваш будущий «шедевр» предназначен всего лишь для семейного или дружеского просмотра. Поэтому прежде чем начать снимать мультфильм нужно:

  • продумать его сюжет;
  • разработать небольшой сценарий;
  • определиться со стилистической направленностью работы.

Для создания мультипликационного кино с детьми дошкольного возраста следует руководствоваться девизом: «Чем меньше, тем лучше». Постановка и съёмка одного кадра с двумя-тремя фигурами занимает в среднем около минуты. Для правдоподобности воспроизведения движений одна секунда мультфильма должна вмещать не менее двенадцати кадров. Соответственно для этого потребуется около четверти часа. Нетрудно подсчитать, что лишь на по кадровую съёмку мультфильма продолжительностью десять секунд уйдёт примерно три часа времени. Если прибавить сюда подготовительные работы, монтаж и окончательную обработку, то в общей сложности процесс создания такой мини-«анимашки» займёт целый день.

Вид проекта – долгосрочный, совместный детско-родительский творческий проект.

Участники проекта: воспитатель группы, музыкальный руководитель, дети, родители.

Цель: способствовать развитию творчества в изобразительной деятельности старших дошкольников через изобразительное искусство посредством анимационной и мультипликационной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с историей возникновения и развития мультипликации.
  • Познакомить детей с технологией создания мультипликационных фильмов.
  • Расширить знания детей о профессиях: сценарист, режиссер, художник-мультипликатор, оператор, звукорежиссер.

Развивающие:

  • Развивать творческое мышление и воображение.
  • Формировать художественные навыки и умения.
  • Формировать навыки связной речи.

Воспитывающие:

  • Воспитать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильма.
  • Воспитывать эстетическое чувство красоты и гармонии в жизни и искусстве.
  • Прививать ответственное отношение к своей работе.

Оборудование:

  • цифровой фотоаппарат
  • штатив 
  • компьютер
  • искусственные источники света
  • ватман, использующийся в качестве фона
  •  стол
  • материал для изготовления анимационных персонажей (краски, карандаши, пластилин, бумага).

Формы работы:

  • Знакомство с профессиями: сценарист, режиссер-мультипликатор, художник-мультипликатор, звукорежиссер, оператор и др.
  • Знакомство с миром мультипликации «Тайны мультипликации»
  • Посещение мастер-класса по созданию мультфильмов на базе детской анимационной студии «Мульткадрики» библиотеки им. А.С.Пушкина
  • Знакомство с видами мультфильмов: пластилиновый, рисованный, кукольный (просмотр мультфильмов)
  • Беседы: «История возникновения мультипликации», «Как снимают рисованный мультфильм», «Какие бывают мультфильмы».
  • Загадки о мультипликационных героях.
  • Консультации для родителей «Секреты мультипликации»
  • Родительское собрание «Дети и мультипликация».
  • НОД «Путешествие в прошлое – детство родителей» (альтернативой мультфильмам были диафильмы, просмотр диафильмов).
  • НОД «Сочиняем сказки» (совместное сочинение сказок для мультфильмов)
  • Работа над фоном, используя нетрадиционные методы рисования пластилином.
  • Работа над декорациями к мультфильму, лепка героев из пластилина.
  • Съемка мультфильмов
  • Озвучивание и монтаж мультфильмов
  • Представление результата детям, родителям, педагогическому сообществу города

Этапы создания мультфильма

Этап

Деятельность

Сроки

«Добрый зайка по имени Добрюсик» (пластилиновый, перекладной)

I этап

  • Выбор темы и сочинение сказки
  • Постановка цели
  • Поиск материала по мультипликации
  • Изучение истории возникновения мультипликации
  • Виды мультфильмов
  • Изучение процесса создания мультфильма
  • Разработка алгоритма работы над мультфильмом
  • Подготовка необходимых для реализации проекта материалов и оборудования

Сентябрь

II этап

  • Создание творческой группы родителей, заинтересованных данной темой
  • Раскадровка
  • Разработка и создание персонажей и декораций
  • Оживление персонажей
  • Обыгрывание сюжета
  • Съемка мультфильма
  • Монтаж отснятого материала на компьютере
  • Озвучивание (распределение ролей)

Октябрь-ноябрь

III этап

  • Премьера мультфильма. Просмотр (результат работы).
  • Родительское собрание на тему «Дети и мультипликация»

Ноябрь

«Новогодняя сказка»
(перекладной в коллажной технике)

I этап

  • Выбор темы и сочинение сказки
  • Постановка цели
  • Поиск материала по мультипликации
  • Разработка алгоритма работы над мультфильмом
  • Подготовка необходимых для реализации проекта материалов и оборудования

Ноябрь- декабрь

II этап

  • Раскадровка
  • Разработка и создание персонажей и декораций
  • Оживление персонажей
  • Съемка мультфильма
  • Монтаж отснятого материала на компьютере
  • Озвучивание (распределение ролей)

 

Декабрь

III этап

  • Премьера мультфильма. Просмотр (результат работы)

Декабрь (новогодний утренник)

«Мамин день»
 (перекладной в коллажной технике, с использованием фотографий мам)

I этап

  • Выбор темы и сочинение сказки
  • Постановка цели
  • Поиск материала по мультипликации
  • Изучение истории возникновения мультипликации
  • Виды мультфильмов
  • Изучение процесса создания мультфильма
  • Разработка алгоритма работы над мультфильмом
  • Подготовка необходимых для реализации проекта материалов и оборудования

Январь-февраль

II этап

  • Раскадровка
  • Разработка и создание персонажей и декораций
  • Оживление персонажей
  • Съемка мультфильма
  • Монтаж отснятого материала на компьютере
  • Озвучивание (распределение ролей)

Февраль

III этап

  • Премьера мультфильма. Просмотр (результат работы)

Март
(утренник к 8 Марта)

IV этап

  • Представление опыта работы педагогам города

Апрель

Планируемый результат:

  • Проявление эмоциональной отзывчивости,
  • Развитие мышления, воображения, умение выражать свои чувства средствами искусства.
  • Развитие личностных качеств: самостоятельности, инициативы, взаимовыручки, сопричастность общему делу, ответственность, уважение друг к другу, самооценка.
  • Развитие коммуникативных навыков, проявления творческой самостоятельности, активности в создании образа, развитие мелкой моторики рук, возможность проявить свои таланты
  • Раскрепощение мышления
  • Развитие творческого потенциала, формирование умения наблюдать, фантазировать, сравнивать, переживать увиденное, отражать свои впечатления в творческих работах, совершенствование навыков общения в коллективе и социализация.

Приложение