Некоторые способы организации целеполагания на уроке

Разделы: Мастер-класс


Кто не знает, в какую гавань он плывёт,
для того нет попутного ветра.
Сенека

Важнейшей задачей современной системы образования является не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».

От нынешнего ученика требуется умение на рефлексивной основе управлять своей образовательной деятельностью, для этого необходимо овладеть диагностическими навыками самоконтроля и самооценки.

Становится понятно, что новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя новым содержанием. Основу содержания деятельности и учителя, и ученика на уроке составляют три взаимосвязанных этапа урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия.

В своём выступлении  я хотела бы остановиться на первом этапе урока – целеполагании. Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика.

Итак, что такое цель?

Цель – это общее представление о возможных конечных результатах. Цель должна быть конкретной и проверяемой.

Что же такое целеполагание?

«Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах».

Если учитель говорит: «Цель нашего урока ………», то организовал ли он целеполагание у учащихся?

Нет, конечно. Учитель должен не транслировать свою цель, а создавать условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и принимает  ее как лично для него значимую, его деятельность становится  мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.

Предлагаю некоторые способы организации целеполагания на уроке.

1. Через анализ заявленной темы.

Алгоритм постановки целей учебной деятельности через анализ заявленной темы

Чтобы правильно поставить цели предстоящей учебной деятельности в рамках выбранной или предложенной темы надо:

  1. Внимательно прочитать формулировку темы.
  2. Выделить слова и словосочетания (термины, понятия), встречаемые впервые, ранее незнакомые.
  3. Определить, знаете ли Вы точное значение этих слов и словосочетаний (терминов, понятий).
  4. Ответить на вопрос: какие новые знания (определения и значения каких понятий) необходимо будет усвоить в рамках процесса изучения данной темы?
  5. Ответить на вопрос: какие умения, связанные с применением этих новых знаний (понятий) необходимо будет усвоить в ходе предстоящей учебной деятельности?
  6. Сформулировать цели Вашей предстоящей учебной деятельности, пользуясь категориями «знания», «умения», и указать при этом обязательно средства и способы контроля достижения каждой из названных целей («Эта цель может считаться достигнутой, если…»).

Математика. Тема «Умножение обыкновенных дробей».

Примерные формулировки целей:

  • усвоить знание алгоритма умножения обыкновенных дробей и способа действий по нему;
  • сформировать умения выполнять умножение обыкновенных дробей, пользуясь алгоритмом и способом действий по нему.

Цели будут считаться достигнутыми, если

  • на уровне знакомства я смогу воспроизвести алгоритм умножения обыкновенных дробей и воспроизвести образец способа действия по нему;
  • на уровне понимания смогу ответить на вопросы: «Почему надо действовать именно в такой последовательности?», «Почему надо делать каждый шаг и нельзя их менять местами?»;
  • на уровне умений смогу выполнять правильно умножение обыкновенных дробей и доказать, что делаю это правильно.

2. Через пробное действие.

В начале урока организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Алгоритм организации целеполагания через пробное учебное действие.

1. Учащимся предлагается задание:

1) Реши задачу (выполни задание).

2) Обоснуй правильность хода и результата решения задачи.

(Если даже получен правильный ответ, то при обращении ко второму вопросу задания выясняется, что учащиеся не могут обосновать правильность ее решения.)

2. Учитель организует фиксацию затруднения с помощью вопроса: «Как вы считаете, удалось вам справиться с решением этой задачи?»
(Учащиеся говорят, что они не смогли выполнить задание.)

3. Учитель выводит учащихся на понимание того, что учащиеся не могут решать не только эту конкретную задачу, но и любую другую задачу этого класса: «Вы не можете решить только эту задачу или не можете решать такие задачи вообще?»

(Дети  приходят к выводу, что они в принципе  не могут решать такие задачи и обосновывать правильность их решения.)

4. Учитель организует фиксацию незнания, как действовать при выполнении данного задания с помощью вопроса: «Что именно вы не знаете и не умеете, чтобы правильно выполнить такие задания?»

(При ответе на этот вопрос в процессе рефлексивного анализа учащиеся обычно отмечают, что они не знают, как правильно действовать в такой ситуации, когда нет готового средства и способа для решения задачи, не знают алгоритма решения таких задач.)

5. Учитель побуждает учащихся  к формулировке темы, учебных целей и задач предстоящего занятия при помощи вопросов: «Что же будет темой нашего занятия?», «Какие знания вы должны освоить?», «Какие умения приобрести?», «Что нужно сделать, чтобы достичь этих целей?»

Русский язык. Тема «Написание «н» и «нн» в прилагательных.

1. Вставьте «н» или «нн» в слова:

стекля__ый
ветре__ый
стари__ый
румя__ый
ю__ый
оловя__ый

2. Объясните правописание «н» или «нн» в данных словах.

3. Через коррекцию выполненной работы, рефлексивную оценку полученных результатов и соотнесение их с эталоном.

Данная работа считается более трудной для учащихся, так как требует от них анализа собственных ошибок и выяснения их причин. Учителю необходимо показать учащимся, как работать по предложенному алгоритму, как выявлять ошибку, как выяснить причину ошибки, скорректировать свои дальнейшие действия.

Понятно, что после проведения контроля знаний по какой-либо теме учащиеся совершают разного типа ошибки и по проверяемой теме и темам, ранее изученным. И работать со всем классом по коррекции знаний и умений сложно, а иногда и нецелесообразно. Поэтому важно научить учащихся самим выявлять причины допущенных ошибок и корректировать свои знания и умения. Учителю необходимо научить работать учащихся по следующему алгоритму.

Алгоритм организации целеполагания через коррекцию выполненной работы, рефлексивную оценку полученных результатов и соотнесение их с эталоном.

1. Сравните свой результат выполнения задания с правильным результатом (эталоном).

(Учащиеся фиксируют ошибку, результат не совпадает с правильным результатом)

2. Ответьте на вопросы: «Так что же вам не удалось сделать? Какое задание вы не могли выполнить?»

(Учащиеся фиксируют затруднение выполнения конкретного задания)

3. Ответьте на вопрос: «Как вы действовали, выполняя задание?»

(Учащиеся воспроизводят картину своих реальных действий, формулируют правила и алгоритмы действий, нередко нарушая правильность определений и правил, а также путая способы действия по алгоритмам)

4. Ответьте на вопрос: «Как надо было правильно делать? Почему у вас не получилось?»

(Учащиеся возвращаются к правилам, определениям, алгоритмам и выясняют расхождения в своем решении с правильным решением. Учащиеся фиксируют причину ошибки)

5. Ответьте на вопрос: «Чего именно вы не знаете (и не умеете), чтобы правильно выполнить задание?»

(Учащиеся фиксируют затруднение)

6. Создается благоприятная почва для завершающего мотивационного вопроса: «Что же вам необходимо сделать, чтобы вы могли правильно выполнить задания?»

(Учащиеся формулируют цели учебной деятельности)

Через создание проблемной ситуации.

Алгоритм организации целеполагания через  создание проблемной ситуации.

  1. Сформулируйте задание, которое можно выполнить, используя только то умение, которое требуется сформировать у ученика в рамках темы.
  2. Выполните это задание.
  3. Сформулируйте к результату выполнения этого задания другое задание типа «докажите, что этот результат верен».
  4. Организуйте фиксацию учащимися затруднения в выполнении данного задания при помощи вопроса «можете ли вы выполнить это задание?»
  5. Организуйте фиксацию учащимися новизны данных условий по отношению к ранее сформированным знаниям и умениям при помощи вопроса «чем отличается это задание от тех, которые научились выполнять?»
  6. Организуйте фиксацию учащимися проблемности данной ситуации с помощью вопроса «что именно нужно знать, для того чтобы доказать, что это задание выполнено верно?»
  7. Направьте  учащихся  к формулировке темы, учебных целей и задач предстоящего занятия при помощи вопросов: «Что же будет темой нашего занятия?», «Какие знания вы должны освоить?», «Какие умения приобрести?»

Пример применения алгоритма:

1. Формулирую задание, которое можно выполнить, используя правило деления дробей

2. Выполняю это задание (записываю ответ)

3. Спрашиваю: «Докажите, что этот результат верен?»

4. Спрашиваю: «Можете ли вы выполнить это задание?» (учащиеся фиксируют затруднение)

5. Спрашиваю: «Чем отличается это задание от тех, которые мы научились выполнять?» (учащиеся фиксируют новизну)

6. Спрашиваю: «Что именно нужно знать, для того чтобы доказать, что это задание выполнено верно?» (Учащиеся говорят, что им необходимо знать правило деления дробей)

7. Спрашиваю: «Что же будет темой нашего урока?» (Учащиеся формулируют тему урока «Деление дробей»)

Спрашиваю: «Какие знания вы должны освоить?» (Учащиеся говорят: усвоить правило деления дробей)

Спрашиваю: «Какие умения вы должны сформировать?» (Учащиеся говорят: сформировать умения выполнять деление дробей используя правило)

Бесспорно – все изложенное выше не является полным описанием тех приемов, которые способствуют развитию навыков целеполагания, каждый творчески работающий учитель наверняка может предложить и другие. Я же остановилась на тех, которые наиболее приемлемы, на мой взгляд. В конце необходимо отметить, что цели не «рождаются» по звонку на урок – «Процесс целеполагания трудоёмкий и времяёмкий!»