Гражданско-патриотическое воспитание на уроках краеведения

Разделы: История и обществознание, Краеведение


Одной из приоритетных проблем образования, от которой зависит наше общее будущее, является создание системы гражданско-патриотического воспитания школьников. Важным направлением воспитательного процесса должно стать воспитание активного члена гражданского общества, истинного патриота России.

Патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, любовь к Родине. Патриотическое воспитание – это процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к Гербу, Флагу, Гимну страны.

Гражданско-патриотическое воспитание осуществляется на основе нравственных качеств личности. Высокая нравственность гражданина предполагает высокую отдачу в служении Отечеству, делу, человеку, то есть является одной из главных составных патриотизма.

Предметы «История России», «Краеведение» содержит большие возможности для патриотического воспитания школьников. Так, на первом (вводном) уроке краеведения в 7 классе провожу беседу, которая заставляет ребят задуматься о том, что же для каждого из них значит слово Родина: «Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и их пишем с заглавной буквы. Ведь ими мы называем свою страну Россию. С историей России мы соприкасаемся почти ежедневно: у стен древней крепости, старинного дома или памятников, поставленных в честь прошедших событий и героев войн, деятелей культуры. История находит отражение в народных песнях и сказках, названиях городов, сел и улиц, именах и фамилиях. И прежде чем начать изучать историю нашей малой Родины, мне хотелось бы узнать, что для каждого из вас обозначает слово Родина?» Ответы получаю самые разные, но в результате приходим к мнению, что Родина – это мама, семья, друзья, родной город и вся страна.

На первых же уроках обязательно посещаем с ребятами Краеведческий музей, где узнаем много интересного из  истории города – своей малой Родины.

При изучении темы «Развитие городов Нижегородского Поволжья» провожу своеобразную конференцию, на которой ребята представляют презентацию городов Нижегородского края по определенному плану:

1. Краткая историческая справка о городе.

2. Особенности хозяйственной и духовной жизни.

3. История создания герба и его значение.

Такая работа дает возможность ученикам глубже познакомиться с историей края, узнать, что экономический потенциал Нижегородского края был признан на общероссийском уровне, способствует развитию интереса к предмету и воспитанию чувства патриотизма у учеников.

При изучении культуры Нижегородского края провожу урок-конференцию, на которой ученики читают сообщения и показывают презентации об особенностях духовной жизни нижегородцев, об  архитектурных, литературных памятниках, театре, образовании, известных деятелях культуры и искусства Нижегородского края. На этих примерах показываю учащимся, как можно любить своё Отечество, работать для его процветания.

Считаю, что на каждом уроке необходимо обращать внимание на формирование гражданской позиции учащихся. Прошлое не может не вызывать гордости за жизнь своих далеких и близких предков. Поэтому необходимо ярко показывать достижения наших прадедов. Для этого стараюсь, чтобы ни один урок не проходил без изучения достойных личностей. Необходимо, чтобы достижения прошлого входили в духовный мир учеников. Вот и получается, что история – это и есть учитель. Учитель, помогающий понимать действительность, искать достойные примеры и в прошлом, и в настоящем. Учитель, помогающий воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины.

Библиографический список.

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1970.
  2. Сборник методических материалов для учителей краеведения. Выпуск II. Под ред. Т.А.Третьяковой, Е.И. Жулиной, В.И. Грубова Арзамас: АГПИ, 2010.
  3. Федоров В.Д., Тюрина А.И, Лапшина О.Ю. История Нижегородской области. Книга для чтения. – Арзамас: АГПИ, 2004.