Организация деятельности психолого-педагогической службы по сопровождению обучающихся начальной школы

Разделы: Школьная психологическая служба


Главная цель каждой образовательной организации – создание оптимальных условий для достижения обучающимися качественного результата образования, соответствующего требованиям ФГОС.

С целью поддержания в школе адаптивной развивающей среды, создания благоприятных условий организации образовательной деятельности в школе №1 «Полифорум» города Серова функционирует Служба психолого-педагогического сопровождения, которая осуществляет комплекс мероприятий по развитию, образованию и социальной защите обучающихся. В своей деятельности специалисты Службы (педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог) руководствуются Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Семейным кодексом РФ, Положением о службе практической психологии в системе министерства образования Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством в области образования и социальной защиты, Уставом МАОУ СОШ №1 «Полифорум».

Свою деятельность специалисты Службы осуществляют на основе комплексного подхода к решению потенциальных или актуальных проблем обучающихся во взаимодействии с педагогами и администрацией МАОУ СОШ №1 «Полифорум».

Работа Службы осуществляется по следующим направлениям:

  • диагностическое: комплексное изучение личности обучающихся, развития их когнитивной и эмоционально-волевой сферы, речевого развития, социальной адаптации;
  • профилактическое: профилактика нарушений в психическом, интеллектуальном и личностном развитии обучающихся, профилактика асоциального поведения.
  • коррекционно-развивающее: коррекционно-развивающая работа, направленная на активизацию познавательной деятельности обучающихся, повышение уровня умственного и речевого развития, нормализацию, стабилизацию учебной деятельности, коррекцию недостатков познавательной сферы, эмоционально-личностного развития и поведения;
  • информационно-просветительское: консультирование и информирование (в пределах своей компетенции) родителей (лиц, их заменяющих), педагогов, администрации и других специалистов по вопросам, связанным со специальными образовательными потребностями и поведенческими особенностями детей, их правами и обязанностями; психологическое просвещение всех участников образовательных отношений (формирование психологической культуры обучающихся, развитие психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей).

Деятельность специалистов направлена на создание условий, способствующих более успешной адаптации обучающихся, сохранению и укреплению психического здоровья школьников и их развитие, комплексное психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение защиты интересов личности в сфере образования, психолого-педагогическую поддержку обучающихся на всех этапах возрастного развития. Сопровождение осуществляется через проведение диагностической и коррекционной работы, систему психолого-педагогических консилиумов, просвещение и консультирование всех участников образовательных отношений с целью достижения качественного результата образования.

Для своевременного выявления школьных проблем обучающихся, анализа и коррекции образовательной деятельности специалисты Службы осуществляют мониторинг индивидуально-личностного развития обучающихся и формирования классных коллективов. [5]  В начале каждого учебного года педагог-психолог проводит диагностику готовности первоклассников к обучению в школе, учитель-логопед – диагностику речевого развития первоклассников. Психолого-педагогическая диагностика проводится также во 2-4 классах (учитель-логопед обследует только вновь прибывших учащихся данных классов), что позволяет выявить причины учебных затруднений обучающихся и оказать им необходимую помощь: по результатам диагностики формируются логопедические группы, учителя получают рекомендации по коррекции учебной деятельности данных обучающихся. Так, в этом учебном году сформировано 9 групп обучающихся с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и 10 групп, где занимаются младшие школьники с проблемами общего недоразвития речи.

Анализ результатов психолого-педагогической диагностики также позволяет учителям своевременно скорректировать образовательную деятельность, спроектировать индивидуальный образовательный маршрут обучающихся с учётом возникших учебный трудностей, привлечь к работе соответствующих специалистов службы сопровождения.

Психолого-педагогический конси­лиум – эффективная форма организации психолого-педагогического сопровождения, которая позволяет простроить отношения специалистов сопровождения и педагогов на основе равноправного сотрудничества и личной ответственности и организовать целостное сопровождение школьников в процессе обучения, задействовав профессиональный и личностный потенциал всех взрослых, имеющих отношение к эффективности образовательной деятельности [2]. Поэтому в осенние каникулы проводится психолого-педагогический конси­лиум, в ходе работы которого планируется единая стратегия сопровождения первоклассников, а также определенных групп обучающихся. [1]

Особое внимание специалисты Службы уделяют организации сопровождения обучающихся начальной школы, имеющих статус «ребенок с ОВЗ» (на конец третьей четверти в школе обучаются 11 учащихся начальной школы, имеющих данный статус). В соответствии с рекомендации Психолого-медико-педагогической комиссии с обучающимися с проблемами в обучении и развитии познавательной сферы коррекционно-развивающие занятия проводит учитель-дефектолог, с речевыми проблемами – учитель-логопед, с нарушениями эмоционально-аффективной сферы – педагог-психолог. Рабочая коррекционно-образовательная программа учителя-дефектолога составлена на основе программы «Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы» под редакцией С.Г. Шевченко, «Программы коррекционо-развивающего обучения в начальной школе» под редакцией Т.Г. Рамзаевой;  коррекционо-развивающая программа педагога-психолога – на основе коррекционно-развивающей программы формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста «Я учусь владеть собой» Н.П. Слободяник и программы О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я» [7].

Поскольку создание адаптивной образовательной среды, способствующей сохранению психического здоровья обучающихся и освоению ими образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС, предполагает определенный уровень психологической культуры участников образовательных отношений, в рамках психолого-педагогического сопровождения специалисты Службы большое внимание уделяют просвещению педагогов и родителей обучающихся, а также в системе осуществляют консультативную деятельность.

Семья – одна из основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, то, что закладывает фундамент полноценного развития личности. В Федеральном государственном образовательном стандарте [6] семья обозначена как базовая национальная ценность. Необходимость и насущность социального партнёрства школы и семьи (педагоги – дети – родители) обусловлено равностью миссии (ст. 58 Конституции РФ) и равностью ответственности (Закон РФ «Об образовании) перед государством за воспитание будущего поколения. Актуальность родительского образования также подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [4]

Осуществляемая специалистами Службы система психолого-педагогического просвещения родителей направлена на создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения, создание ситуации сотрудничества и реформирования установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития  ребенка. Осуществляется через индивидуальное и групповое консультирование родителей (законных представителей), проведение бесед, классных родительских собраний.

С целью повышения методической компетентности педагогов учитель-логопед проводит консультации по организации эффективного сопровождения обучающихся, имеющих логопедические проблемы, знакомит с приемами и методами развития речи, фонетико-фонематического слуха и орфографической зоркости. Учитель-дефектолог консультирует учителей по вопросам формирования соответствующих возрасту интеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и т.п.), отчетливых разносторонних представлений о предметах, явлениях окружающей действительности, которые помогут обучающимся осознано воспринимать учебный материал, личностных компонентов познавательной деятельности), преодоление интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении. Для повышения психологической компетентности учителей педагог-психолог проводит семинары-практикумы «Основы педагогического общения», «Особенности адаптации первоклассников», «Причины школьных трудностей первоклассников», «Организация работы с обучающимися, имеющими трудности в обучении», «Психолого-педагогическая компетентность учителя». Участие в семинаре «Особенности адаптации первоклассников»позволило педагогам повысить уровень компетентности в вопросах адаптации первоклассников, усовершенствовать навыки аналитической деятельности и разрешения конфликтных ситуаций. Занятия семинаров «Организация работы с обучающимися, имеющими трудности в обучении» и «Психолого-педагогическая компетентность учителя» дали возможность участникам усовершенствовать навыки конструктивного взаимодействия, саморегуляции и логического анализа, осознать свои профессиональные установки, скорректировать отношение к неуспевающим обучающимся, спроектировать работу по повышению учебной мотивации учащихся, актуализировать личностные смыслы профессиональной деятельности.

В целом работа специалистов Службы по оказанию психолого-педагогической поддержки учителям и родителям направлена на развитие толерантности, навыков рефлексии и бесконфликтного общения, повышение профессионализма педагогов и педагогической культуры родителей, что позволяет создать условия для повышения психологического комфорта обучающихся и успешности их учебной деятельности.

Таким образом, скоординированная работа специалистов психолого-педагогической службы, конструктивное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений позволили более качественно организовать сопровождение обучающихся начальной школы, в том числе и детей с особыми возможностями здоровья, что способствует достижению качественного результата образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Литература.

1. Битянова М.Р. Организация психоло­гической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998.

2. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Совершенство, 1998.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Рос. академия образования. – М.: Просвещение, 2009.

4. Ховрина Г.Б. Психологические особенности коррекционной работы с детьми, не готовыми к обучению в школе. – М.: Пед. университет «Первое сентября», 2006.

5. Малкова С.В. Психолого-педагогический мониторинг процесса и результата образования в школе «Полифорум». – Екатеринбург: ИРРО, 2001.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещения, 2013.

7. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: Генезис, 2006.