Внеклассное мероприятие по химии "Салон красоты"

Разделы: Химия, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Цели:

  1. Познакомить с химическими процессами, лежащими в основе ухода за кожей и волосами; с составом и свойствами препаратов гигиенической, декоративной косметики и парфюмерии;
  2. Сформировать умения грамотно использовать средства декоративной косметики и парфюмерной промышленности, ориентироваться в их многообразии;
  3. Научить ценить свою индивидуальность, видеть красоту.

слайд 1

1. Вступление

Учитель: Красота.…  Сколько таинственного заключено в этом слове! Психологи много лет стремятся разгадать силу, очарование, тайну и притяжение красоты. Многие пришли к выводу, что только тот, кто относится к себе с любовью, нравится себе, может вызывать восхищение окружающих.

слайд 2

2. Из истории косметики и косметологии

Ведущий 1: Желание приукрасить свою внешность присуще людям с давних времён. Искусство косметики постоянно изменилась, на него оказывали влияние традиции, климат, религия, социальное положение, мода, а также индивидуальные особенности людей.

слайд 3

(Выходит модель в костюме первобытного человека).

Ведущий 2: Первобытные люди предавали большое значение раскрашиванию тела, особенно в дни праздников: свадеб, рождения детей, сбора урожая, удачной охоты.

слайд 4

При этом они не ограничивались только лицом, а наносили узоры и на руки, грудь, спину и даже ягодицы. В некоторых племенах существовал обычай деформировать губы, нос, уши. Болезненные процедуры доверяли шаманам и знахарям с верой в то, что это умение дано им свыше.

слайд 5

(Выходит модель, одетая в костюм древней гречанки).

Ведущий 1: В Древней Греции было написано много книг по уходу за лицом, среди них «Космтикон», сочинение врачей древности – Крития и Гиппократа.

слайд 6

Вас никогда не удивляло, что слова косметика и космос имеют одинаковый корень? Ещё в VI веке до нашей эры Пифагор говорил о том, что Вселенная – не хаотическое  нагромождение случайных существ и предметов, что космос исполнен красоты и порядка. Слово косметика в переводе с греческого языка означает искусство украшать. Древние греки широко применяли косметические средства не только для украшения тела, но и для сохранения своего здоровья.

слайд 7

(Выходит модель, одетая в японский национальный костюм.)

Ведущий 2: В странах Древнего Востока – Китае, Японии, Корее  существовал культ женской красоты. Маленьких девочек обучали правилам ухода за кожей и нанесения косметики.

слайд 6

В Китае было особенностью красить щечки красной краской в виде яблочка детям. А женщины пудрили лицо, чтобы понравится мужчинам. Китайские воины подводили брови тушью, чтобы выглядеть свирепее и устрашающе. У японок был свой секрет изготовления помады из масла, семян камелий, мускуса, камфары и древесного воска. Знать любила сбривать брови и красить новые зеленой краской.

слайд 9

(Выходит модель, одетая в русский национальный костюм.)

Ведущий 1: в Древней Руси вместо дорогих косметических средств употребляли плоды растений. Для румян использовали вишню, малину, свёклу, для придания белизны лицу – муку.

слайд 10

Брови и глаза чернили сажей, кусочком угля. Так называемая травяная косметика сохранялась на протяжении веков.

слайд 11

(Выходят модели, одетые в соответствии с современной модой.)

Ведущий 2: Косметическое искусство постоянно развивается. То, что было модно несколько веков назад, может вызвать интерес и сегодня.

слайд 12

(Выходят все модели.)

слайд 13

Салон «Бархатистая кожа»

Ведущий 1: Как продлить молодость? Этот вопрос волновал всегда и всех. Одна норвежская легенда повествует о женщине, которая тяжело переживала  приближение старости, с наступлением которой уходят красота и свежесть кожи, начинают подкрадываться недуги. Она обещала отдать всё своё состояние тому, кто вернёт ей молодость и радость жизни. Долго бродила она по свету и встретила, наконец, волшебника, который за щедрое вознаграждение приготовил для неё таинственный напиток – эликсир здоровья и молодости. Когда женщина выпила этот напиток, исчезли все её болезни, и тело вновь обрело прежнюю красоту.

Жаль, что волшебные напитки бывают только в сказках. Однако медицина во все времена искала средства, которые позволяли бы легко и просто устранять недостатки внешности и возвращать молодость.

Ведущий 2: Знаете ли вы, что кожу называют биологическим чудом? Площадь кожного покрова у взрослого человека составляет от полутора до 2 м². По своей толщине кожа неодинакова. Самая плотная кожа находится на ладонях рук и ступнях ног, а самая тонкая – на веках глаз (0,4 мм) и у внешнего слухового канала (0,1 мм). Кожа является самым большим органом. Её масса почти в три раза больше массы печени и составляет 5 % от общей массы тела.

слайд 14

Кожа состоит из трёх слоев: эпидермиса, дермы, подкожной жировой клетчатки. Все косметические средства воздействуют на эпидермис. Он состоит из пяти слоев. Когда мы пользуемся кремами, то воздействуем на роговой, самый верхний слой кожи. В молодом возрасте, кожа человека содержит множество веществ, растворяющихся в воде и удерживающих её в клетках кожи. С возрастом, роговой слой теряет способность удерживать влагу, поэтому, к старости кожа становится сухой и морщинистой. Чтобы замедлить процесс старения, необходимо применять гидратирующие препараты: лактат натрия, производные сахаров, протеины, мукополисахариды. Эти и другие вещества входят в состав питательных и увлажняющих кремов. Известно, что роговой слой кожи обновляется за 27 дней. Но процесс обновления клеток кожи не одинаков у младенцев и людей пожилого возраста, поскольку клетки зародышевого слоя эпидермиса с возрастом делятся все медленнее. На процесс деления влияют a – гидрокислоты. Их получают из цитрусовых, яблок, винограда.

Ведущий 1: Ваша кожа единственная в своем роде, поэтому она требует индивидуального подхода в подборе средств ухода, защиты и специальных процедур. Их выбор зависит в основном от типа кожи. (Приложение 1)

слайд 15

Кожа лба, носа, подбородка обычно жирная, кожа на щеках и скулах склонна к сухости.

(Чтобы гости смогли определить тип кожи лица, им раздают шаблоны, цветные карандаши, зеркала, бумажные салфетки. Прижав салфетку к лицу, можно по следам на ней определить участки лица, где кожа жирная. Для сухих участков кожи характерно шелушение). На шаблоне выделите зоны: красным цветом – жирные участки, синим – сухие участки, жёлтым – нормальные участки. (Приложение 2).

слайд 16

Ведущий 2: Одна из самых распространённых и полезных процедур для омолаживания кожи лица – его очистка. Ещё в Древности знатные римлянки и гречанки пользовались мазями и составами, которые отшелушивали омертвевшие клетки кожи, благодаря чему кожа приобретала розоватый оттенок. Процесс очистки начинается с умывания. Косметологи утверждают, что умывание лица горячей водой с мылом ухудшает состояние кожи. Щелочное мыло нейтрализует кислотную среду на поверхности кожи, клетки кожного покрова быстро отшелушиваются, открывая микробам доступ к внутренним клеточным образованиям. Мы провели экспериментальные исследования разных сортов мыла и установили, что хозяйственное и детское мыло имеет более щелочную среду, глицериновое менее щелочную. Мы исследовали молочко для снятия макияжа и тоник. Оказалось, что молочко имеет нейтральную среду, а тоник – слабокислотную.

(Демонстрация результатов эксперимента).

слайд 17

Ведущий 1: Самая доступная, полезная и наиболее распространённая косметическая процедура – маска. Сегодня маски чрезвычайно разнообразны, разработаны для каждого типа кожи, способны удовлетворить её физиологические и сезонные потребности.
Маску приготавливают заранее. Это процесс неспешный, заставляющий расслабиться и насладиться мгновениями самосовершенствования. Предлагаем рецепт различных масок. (Гостям раздают отпечатанные рецепты). (Приложение 3).

слайд 18

Салон «Империя ароматов»

Ведущий 1: Вы находитесь в салоне, который не случайно называется «Империя ароматов». Самыми драгоценными товарами, которые привозили купцы из дальних заморских путешествий, были различные благовония, смолы, бальзамы, экзотические масла. Для их изготовления долгие годы использовали только естественные продукты: корицу, ваниль, алоэ, сандал, бензойною смолу, гвоздику, камфору, герань, мускатный орех, ладанник, амбру, мускус, цибет, дубовый мох и другие. С развитием парфюмерной промышленности натуральные источники уже не в состоянии были удовлетворить растущие потребности людей. К настоящему времени разработаны синтетические методы получения душистых веществ. Такими способами получают ментол, ванилин, вещества с запахом мускуса, амбры, сандала.

Запах того или иного вещества зависит от разветвления углеродной цепи, от наличия в молекуле двойных или тройных связей и функциональных групп. Иногда присутствие нескольких одинаковых функциональных групп в молекуле органического вещества приводит к ослаблению или полному уничтожению запаха.

Ведущий 2: Некоторые вещества обладающие запахом можно получить в лаборатории.

Опыт: получение уксусноэтилового эфира.

Собрать прибор. Налить в пробирку для проведения опыта 1 см уксусной кислоты, этилового спирта и концентрированной серной кислоты. Опустить в исходную смесь кусочек пемзы с горошину или немного речного песка. Осторожно нагревать смесь, если закипит, отодвинуть пламя горелки. По окончанию опыта дождаться, пока пробирка с эфиром не остынет, затем налить в неё 2 см воды. Осторожно понюхать эфир.

слайд 19

слайд 20

Ведущий 2: Многие запахи до сих пор дарят нам цветы. Носителями аромата служат эфирные масла, выделяющиеся при цветении, а также терпены – ненасыщенные углеводороды состава (C5H8)n и их килородные производные – спирты, альдегиды, сложные эфиры. Исследованием терпенов занимался русский химик-органик Егор Егорович Вагнер. Эфирные масла обычно называют по имени растений, из которых они получены: розовое, пихтовое, эвкалиптовое, мятное. В каждом таком эфирном масле содержится от 5 до 50 различных органических веществ (углеводороды,  спирты, кетоны, альдегиды, фенол, сложные эфиры). Обнаруживают их в листьях, плодах, корнях, в количествах от тысячных долей до нескольких процентов. Испаряясь в жаркий день, они окутывают растения своими парами, благодаря чему в нежных цветочных лепестках и листьях сохраняется влага. Ночная прохлада сберегает в распускающихся цветках эфирные масла. Это учитывают при уборке растений. Так в Грузии к сбору цветков жасмина приступают в два часа ночи. Лепестки роз собирают рано утром.

Ведущий 1: Какой тонкий аромат цветущей розы! Хочется наклониться к обычному цветку и ощутить этот незабываемый запах. А задумывались ли Вы, чем пахнут розы? В бутонах царицы цветов задолго до распускания образуется драгоценное розовое масло. Одной капли его достаточно для получения нескольких флаконов духов.

За лепесток заходит лепесток,
И все они своей пурпурной тканью
Струят неиссякаемый поток
Душистого и свежего дыхания…
С.Я. Маршак. Абхазские розы.

Химический состав розового масла очень сложен. В него входит более 70 различных соединений.

слайд 21

Но главный носитель аромата – спирт цитронеллол, в чистом виде представляющий собой бесцветную вязкую жидкость, и фенилэтиловый спирт:

Выделения эфирных масел из растений основано на их летучести. Из 1 кг сухого материала можно получить примерно 10 мл масла.

слайд 22

Ведущий 2: Знаете ли Вы, что учёные издревле пытались создать систему запахов? Знаменитый шведский естествоиспытатель и медик Карл Линней, предложивший одну из первых систем запахов, различал семь основных ароматов. Современная система Эймура и Монкриффа также содержит семь запахов: цитрусовый, цветочный, папоротниковый, шипровый, лесной, амбровый, кожаный.

(Предлагаются таблицы с классификацией ароматов). (Приложение 4).

Эти же авторы предложили стехиометрическую теорию, которая объясняет тот или иной запах конфигурацией молекул пахучих веществ. Монкрифф высказал мысль, что запах зависит от того, как молекулы располагаются в соответствующих лунках обонятельного эпителия. Эймур подтвердил это предположение экспериментально.

Странное дело, но ещё два тысячелетия назад философ и поэт Тит Лукреций Кар писал о том, что в носу есть крошечные поры различных форм и размеров. Пахучие вещество испускает частицы, которые проникают в эти поры, и всякая занимает свое особое место. Разные споры отвечают за разные запахи (по принципу ключа и замка). И в 20 веке учёные выяснили, что шарообразные молекулы диаметром 70 нм дают комфортный запах, дискообразные размеры 100 нм  – запах мускуса и так далее.

слайд 23

Ведущий 1: Духи – это стиль выражения скрытой или яркой индивидуальности. Духи выпускают разной концентрации, которая соответствует различному назначению и времени использования.

Духи – концентрация ароматического сырья 20 – 30%. Это благородная и роскошная вечерняя версия предназначена, чтобы быть элегантной и соблазнительной. Достаточно нанести несколько капель на шею, в области декольте, за ушами, на сгиб локтя и под коленную чашечку (места, где прощупывается пульс). Духи бывают в виде спиртовой жидкости, стика (сухие концентрированные), масляного экстракта, спрея.

Парфюмированная вода имеет концентрацию 15 – 20 %. Предпочтительно использовать днём. Это изысканное и утончённая версия, близкая к духам, наносится только в небольшом количестве на кожу и одежду, но не на искусственные ткани, натуральные шелка и меха. Бывает в виде спиртового раствора, спрея.

Туалетная вода – концентрация 7 – 10 %. Подходит для свободного времени и прогулок на свежем воздухе. Можно пользоваться по несколько раз в день. Предпочтительно распылять широкими жестами. Выпускается преимущественно в виде спрея.

слайд 24

Салон «Золотистый локон».

Ведущий 1: Каждый человек стремится быть обладателем красивых, здоровых волос. Физико-химические свойства волос определяются специальными белками, называемыми кератином.

слайд 25

В тканях они расположены в виде длинных спиральных нитей – фибрин. Спиральные нити закручены в тройную спираль, 11 спиралей объединены в микрофибриллу, которая составляет центральную часть волоса.

Волосы имеют не однородную структуру и в поперечном сечении. (Показать на плакате).

С точки зрения косметологии наиболее важный слой волоса – внешний, чешуйчатый. Его называют кутикулой. Кутикула похожа на рыбью чешую. От кутикулы зависит блеск и упругость – то есть внешний вид волос. Сухой волос можно растянуть на 20 – 30 %, смоченный холодной водой – на 100 %, а горячей – ещё больше. Это происходит потому, что под воздействием влаги, особенно если это сопровождается действием тепла и щелочных препаратов, кутикула разбухает. С химической точки зрения это объясняется разрывом водородных связей и солевых мостиков в молекулах.

слайд 26

Наименее прочная из химических связей, определяющих структуру белковых молекул, – водородная связь – взаимодействие между атомом водорода, несущим частично положительный заряд, и сильно электроотрицательными атомами азота аминогруппы и кислорода карбонильной группы. Солевые мостики – это электростатическое взаимодействие между противоположно заряженными участками молекул, например, между карбоксильной и аминогруппами. Кератины  волос содержат сотни таких связей, поддерживающих белковые цепи в определённой форме.

Итак, под действием воды эти связи рвутся, а после высыхания волос вновь образуются. Известно, что Волосы блестят, только тогда, когда они сухие. Почему? При набухании чешуек их края встают вертикально. Поэтому в мокром состоянии волосы теряют блеск, а кроме того, и механическую прочность. Поэтому врачи-косметологи рекомендуют не расчесывать мокрые волосы или расчесывать их расческой с тупыми зубьями. При расчесывании волос определённое их количество выпадает. Процесс выпадения зависит от присутствия серы в составе кератина. Сера входит в состав аминокислоты цистеина, которой в молекуле кератина до 15 %.

Ведущий 2: Рассмотрим укладку волос с химической точки зрения. Для укладки волосы сначала смачивают водой. Вода разрывает водородные связи и солевые мостики, молекулы кератина распрямляются, немного удлиняясь. Затем при высыхании волос, накрученных на бигуди, эти связи вновь образуются в других местах. Форма волос меняется. Причёска будет держаться лучше, если использовать ещё и нагревание. С повышением температуры скорость реакции между белковыми молекулами возрастает, поэтому процесс завивки ускоряется. Но такая укладка недолговечна. Влага воздуха вновь разрушает водородные связи, и волосы приобретают прежний вид.

Для того чтобы сохранить волосы завитыми на длительное время, используют химическую завивку. При этом волосы обрабатывают реактивом, воздействующим на другие связи в молекуле кератина – дисульфидные мостики.

слайд 27

Наиболее распространённые препараты изготавливают на основе тиогликолевой кислоты. Она разрушает дисульфидные мостики за счёт реакции их восстановления атомами водорода, выделяющимися в ходе её превращения в дитиогликолевую кислоту:

HS – CH2 – COОН —>  HCOOC - CH2 – S – S - CH2 - COOH
тиогликолевая               дитиогликолевая кислота
кислота

слайд 28

Освобождающийся водород присоединяется по дисульфидным мостикам кератина, разрывая связь – S – S:

− S – S −  + 2H —>  −SH  +  HS −

Теперь цепи могут свободно передвигаться относительно друг друга. Волосы завивают и обрабатывают окислителями, например, пероксидом водорода. В результате окисления дисульфидные мостики вновь образуется, но уже в других местах белковых цепей, поэтому волосы приобретают волнистую форму.

А теперь несколько советов по покупке препаратов для химической завивки. Если вы хотите сделать «лёгкую химию», покупайте препараты на основе сульфита натрия. Если же вы хотите, чтобы «химия» держалась дольше, в препарате должна содержаться тиогликолевая кислота.

слайд 29

Нужно помнить, что все эти вещества токсичны и выделяют сероводород, а также меркаптаны (тиоспирты, тиолы) или сернистый газ, вследствие разложения солей водой:

Поэтому делать химическую завивку нужно в хорошо проветриваемом помещении. Чтобы защитить от разрушения ногти, которые, как и волосы, тоже состоят из кератина, необходимо надевать резиновые перчатки.

слайд 30

Ведущий 1: В последнее время стало модно окрашивать волосы. Все красители для волос делятся на пять групп:

  • отбеливающие (обесцвечивающие),
  • химические (вступающие в реакцию с кератинами волос; их также называют окислительными, так как они окрашивают волосы только после окисления пероксида водорода),
  • физические (подкрашивающие шампуни, которые воздействует на волосы лишь поверхностно, не вступая в химическую реакцию с кератином),
  • красители естественного происхождения (хна, басма),
  • металлосодержащие (содержащие соли висмута, серебра; в настоящее время такие красители почти не используется).

слайд 31

Самые распространённые – осветляющие красители на основе пероксида водорода. Пероксид водорода – нестойкое соединение, быстро разлагается:

2H2O2  =  2H2O + O2

слайд 32

Скорость этого процесса увеличивается с повышением температуры, на свету, а также в присутствии щелочей, поэтому во все обесцвечивающие растворы добавляют гидрат аммиака или гидрокарбонат аммония, реакция идёт медленнее, поскольку гидрат аммиака накапливается в растворе постепенно:

Угольная кислота также замедляет расположение пероксида водорода, поэтому при использовании гидрокарбоната аммония оттенки волос получаются более естественными.

слайд 33

Ведущий 2: А сейчас девушки продемонстрируют модели причёсок. (Демонстрация причёсок).

Заключение.

Учитель. Наши представления о красоте – вещь столь относительная, что на протяжении веков, вызывая множество споров, побуждали учёные умы писать трактат, художников – искать идеалы.

Но никто ещё не придумал точного метода определения и измерения красоты.

Её глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Но белоснежна плеч открытых кожа,
И чёрной поволокой вьется прядь.
С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щек.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдёшь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе
Не знаю я, как шествуют богини,
Но как она ступает по земле.

Хочется пожелать всем женщинам и девушкам ценить себя такими, какими вы есть. Любите себя, лелейте и хольте свою индивидуальность и не позволяйте другим развивать у себя комплексы!

слайд 34

Используемая литература.

  1. Т. Орасмяэ-Медер, О. Шатрова «Наука красоты» 2016г. ООО «Альпина Паблишер»
  2. Ю.Ю. Дрибноход «Косметология» 2012г. Ростов-на-Дону
  3. Журнал «Химия в школе» №1 2005г «Центрхимпресс».
  4. Т. В. Кулахметова «Жещине на каждый день» 2003г. Москва «Олма Пресс».
  5. Газета «Химия» №8 2001г. «Первое сентября».
  6. Н. Н. Гара «Школьный практикум. Химия 10-11кл.» 2001г. Москва «Дрофа».
  7. http://recipescosmetic.ru/kosmetika/istoriya-kosmetiki