Статья: «Как незрячий ребёнок познаёт мир» (консультация для родителей, воспитывающих ребёнка с ОВЗ (незрячего))

Разделы: Коррекционная педагогика


Незрячие дети познают мир с помощью сохранных анализаторов – слуха, осязания, кинетико-кинестетического чувства, обоняния, вкуса. В процессе обследования у них формируются сложные полисенсорные межанализаторные  связи, которые со временем позволяют им, воспринимая лишь фрагмент предмета (например, дотронувшись до него), актуализировать в уме полное представление о нем. И очень важно, чтобы эти представления были полными, реалистичными, прочными.

Для этого надо учить незрячих детей активному обследованию предметов, включая все возможные сенсорные функции (светоощущение, слух, обоняние, вкус, осязание). Параллельно необходимо уделять внимание формированию алгоритмов обследовательских действий. Учить действовать одной и двумя руками, проводить обследование сверху вниз, выделяя сначала крупные части, а потом мелкие. Использовать разнообразные манипулятивные действия – постукивание, надавливание и т.д.

Учить описывать основные признаки предмета, знать его назначение, правила использования, хранения. Учить описывать предмет по плану, использовать в помощь ребёнку тактильные схемы картинок-подсказок.

Учить детей правильно называть существенные признаки и особенности окружающих предметов; понимать связь между назначением, строением, материалом, из которого сделаны предметы. Учить открывать эти причинно-следственные связи опытным путём.
Развивать познавательную активность, желание взаимодействовать с самыми разнообразными предметами, осваивать разные способы действий с ними. Подавать ребёнку предмет в разных модальностях.

В процессе знакомства с явлениями общественной жизни пополнять знания о предметах, их существенных признаках.

Учить ребёнка производить с предметами действия по группировке, классификации, сериации.

Формировать у детей обобщающие представления - продукты, мебель, инструменты и т.д. Устанавливать логические связи между ними, вычленять лишний предмет из группы.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края. Учить стремиться постигать разнообразие форм и качеств мира животных и растений.

Учить ребёнка вести себя в соответствии с этическими нормами и правилами безопасного поведения в общественных местах и на природе: не загрязнять мест отдыха, не ломать деревьев и кустов, не рвать растения, бережно относиться к животным.

Знать предметы быта, техники и уметь ими пользоваться. Иметь представление о правилах безопасного использования бытовой техники.

Главная задача взрослого – воспитать у ребёнка доверие к миру и радость его открытия во всём его многообразии связей и отношений.